Файл: Теоретические особенности государственного долга влияние государственного долга на экономику.rtf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
использование заимствованных средств с максимальной эффективностью;
изыскание средств для выплаты долга;
сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики;
нейтрализация нежелательных последствий долга.
Среди методов управления государственным долгом применяются следующие:
рефинансирование - погашение старой задолженности посредством выпуска новых займов;
аннулирование или дефолт - отказ государства от обязательств по долгу; происходит, как правило, вследствие смены государственной власти, когда новое правительство отказывается от обязательств старого, либо в случае финансовой несостоятельности страны;
реструктуризация - изменение условий и сроков погашения долга с согласия кредиторов;
новация - прекращение действия обязательств между кредитором и заемщиком путем взаимного соглашения, а так же замена старых обязательств на новые, с новыми условиями погашения долгов;
унификация - объединение ранее выпущенных займов в один новый для сокращения расходов государства и упрощения обслуживания;
конверсия - изменение величины доходности займов;
консолидация - изменение сроков уже выпущенных займов, при этом владельцы облигаций и ценных бумаг продолжают получать по ним доход;
отсрочка погашения займа - в отличие от консолидации, в этом случае прекращается выплата доходов владельцам ценных бумаг.
Кроме прочих показателей, так же важна структура государственного долга. Особенностью структуры государственного долга экономически развитых стран является наличие значительного внутреннего долга, что является дополнительным фактором стабилизации и дальнейшего развития экономики.
При этом денежные средства используются эффективно, не ведут к уменьшению национального богатства, а отрицательные последствия в основном перекрываются положительным эффектом экономического развития.
Если внутренний государственный долг означает практически, что нация одалживает средства себе самой, и не оказывает на экономику существенного отрицательного влияния, то внешний государственный долг должен контролироваться, чтобы не ввести страну в зависимость от кредиторов. Часто кредиторы предоставляют средства с условием внесения своих корректив в экономическую политику государства-заемщика.
Рост внешнего долга, как правило, подрывает международный авторитет государства и снижает доверие населения к политике своего правительства. На обслуживание долга идут дополнительные материальные средства, что ведет к росту налогов и ложится дополнительным бременем на население. Как правило, увеличение налогов снижает стимул к труду, инвестированию в экономику, инновациям. Особенно значительных средств требует оплата внешнего государственного долга и процентов по нему.
Последние события в мире показали, что долговые проблемы разных стран оказывают влияние друг на друга: стоит лишь одной из них объявить дефолт, как последует цепная реакция, поскольку величина внешнего долга большинства государств значительно превышает их ВВП. Греция - одна из самых проблемных стран Европы.
Несмотря на возможность смягчения угрожающего ей дефолта усилиями стран Евросоюза, ее долги могут в результате обернуться серьезной проблемой для экономик других стран. Размер внешнего долга Греции составляет по отношению к ВВП 252%, долг на душу населения составляет 38,073 евро.
Ирландия в настоящее время проводит политику экономии госбюджета, вероятность дефолта очень высока, поскольку отношение внешнего долга к ВВП у нее рекордно высокое, более 1000%, на душу населения приходится долг в 390,969 евро. Крупнейшим кредитором Ирландии является Великобритания.
Внешний долг самой Великобритании составляет 436% к ВВП, но, не смотря на это, вероятность банкротства низкая, так как данное государство обладает большим количеством высококачественных активов. Угрозу для финансового благополучия Великобритании составляют проблемы Ирландии, Испании и Италии.
Замедление крупнейшей экономики ЕС, Германии, происходит в основном из-за проблем периферийных стран Евросоюза, которые могут сказаться так же и на мировой экономике в целом. Внешний долг Германии составляет к ВВП 176%. Франция, имеющая вторую по величине экономику в ЕС, по оценкам экспертов, имеет среднюю вероятность дефолта, процент внешнего долга к ВВП - 235%.
Третье место в мире занимает экономика Японии, особенность которой в том, что ее основными кредиторами являются собственные компании и банки. Госдолг Японии - 233% от ВВП, в то время, как внешний - 50% к ВВП. Правительство планирует к 2020 году сделать бюджет префицитным, вероятность дефолта, согласно мнению экспертов, низкая.
Государственный долг России составляет 36,0 млрд. долларов, доля внешнего долга - в пределах 10% от ВВП. Это одно из самых низких значений среди государств. Максимального уровня госдолг России достигал в 1998 году - 146,4 % ВВП.
США в настоящее время имеет внешний долг, равный их ВВП, но, не смотря на это, эксперты считают вероятность дефолта довольно низкой. Крупнейшими кредиторами США являются Япония, Великобритания, Германия, Китай. Получается, что даже государство с крупнейшей экономикой живет в долг, чему можно найти объяснение, изучив историю США.
Этому способствовала необходимость развития экономики страны, когда в США направился мощный поток мигрантов. Экономика стремительно растущего государства нуждалась в средствах на механизацию труда. Америка не желала превращаться в отсталое государство на фоне преуспевающей Европы, где ручной труд заменялся машинным, стремительно развивались наука и техника.
После второй мировой войны США стали кредиторами многих стран, которые нуждались в восстановлении, в то время, как экономика США от войны не пострадала. В результате у большинства стран образовалась зависимость от доллара, доллар становится мировой валютой. В такой ситуации никому не выгоден крах доллара, так как это будет равносильно мировому финансовому краху.
Поэтому десятки лет Соединенные Штаты постоянно получают кредиты для поддержания своей экономики. Однако эксперты высказывают мнение, что мир по-прежнему больше зависит от Соединенных Штатов, чем Соединенные Штаты от мира.
Заключение
В настоящее время невозможно найти государство, которое бы не имело внешнего долга. После кризиса рост экономики может возобновиться, но долги лягут тяжким бременем на плечи налогоплательщиков, поскольку выплачивать их, обслуживать, реструктуризовать придется еще долгие, долгие годы.
Естественно это не позволит нормально финансировать армию, социальные программы, науку, так как большая доля бюджета будет уходить на погашение долга.
В условиях кризиса многие государства значительно увеличили долг, что стало угрожать их финансовой устойчивости. Промышленно развитые страны в ближайшие годы рискуют иметь такой уровень долга, который может превысить 100% их ВВП. Так, согласно анализу МВФ, к 2014 году государственный долг этих стран составит около 120% ВВП, и это обстоятельство будет катастрофически тормозить восстановление мировой экономики.
Большие долги приводят к тому, что обслуживание их дорожает в геометрической прогрессии, так как растут процентные ставки по новым обязательствам. Если к тому же в стране темпы роста экономики слабы, то она теряет финансовую стабильность, что приводит к риску спекулятивных атак. К конечном итоге - это сказывается на кредитной и инвестиционной привлекательности страны, что значительно снижает шансы на успешное развитие.
Подобное положение вещей последние месяцы наблюдалось в Греции. И даже оказанная помощь со стороны Еврозоны и МВФ не гарантирует в дальнейшем бурное развитие этой страны. Кстати, сказать, Греция не одинока в своем положении- на очереди вопросы с Португалией, Испанией, Италией, Бельгией и Ирландией.
Не блещет своими успехами и экономика Великобритании, поскольку долг ее составляет 60% ВВП, а дефицит бюджета осенью 2009 г. был самым большим по сравнению с другими крупными промышленно развитыми странами. Стремительно растущий госдолг Соединенного Королевства неминуемо приведет к росту налогов, сокращению бюджетных ассигнований и повышению возраста пенсионеров - таковы прогнозы Британского национального института экономических и социальных исследований (NIESR), базирующихся не расчетах ОЭСР, определяющих долг Великобритании к 2017 году в размере 120% ВВП.
В настоящее время Великобритания утратила позиции в списке развитых экономик мира и уступила даже таким странам, как Китай и Италия. Если правительству Англии не удастся урегулировать свои финансовые проблемы, то к 2015 г. она уже не будет входить в десятку лидеров мировой экономики.
Однако лидером по размерам государственного долга являются США. Внешний долг этой страны составляет $12 трлн. Это почти 100% ВВП.! Власти США признают , что на обслуживание этого долга уходят $200 млрд. , а к 2019 году эта сумма вырастит до $700 млрд. Некоторые независимые эксперты прогнозируют возможный дефолт.
Французский Банк Societe Generale обнародовали исследования своих экспертов, в которых, по самым мрачных предположениям, через два года будет новая волна рецессии, что приведет к увеличению долга Великобритании в 105% от ВВП, США - 125% , Японии - 270%. Совокупное бремя долгов окажется сравнимым с долгами после Второй мировой войны. Если обстоятельства сложатся подобным образом, золота станет единственным безопасным вложением средств.
В России проблема чрезмерного роста государственного долга пока не стоит. Но зато есть своя мина замедленного действия - корпоративная задолженность. С лета текущего года эта проблема усугубилась: компании вернулись к жизни в долг, воодушевленные улучшением ситуации на сырьевом рынке и надеждами на скорое окончание кризиса. Они продолжали брать кредиты на фоне снижения процентных ставок и укрепления рубля к доллару, и при этом лишь немногие сумели договориться о реструктуризации старых долгов.
В итоге размер долга негосударственного сектора перед иностранными кредиторами с апрельских $420,7 млрд. к октябрю вырос до $441,2 миллиарда. Согласно прогнозу банка UBS, в следующем году эта цифра увеличится примерно до $500 миллиардов. По данным ЦБ, в 2010 г. негосударственным корпорациям и банкам необходимо выплатить $153 миллиарда. И было бы ошибкой успокаивать себя тем, что это долги частного бизнеса. Как показывает практика, в нашей стране проблемы большого бизнеса очень быстро становятся проблемами государства.
В России же, при незначительном росте государственного долга, проблемой может стать долги частного бизнеса, поскольку воодушевленные улучшением дел на сырьевом рынке, частные кампании продолжали брать кредиты на фоне снижения процентных ставок и укрепления рубля к доллару. Размер долга этих корпораций перед иностранными кредиторами к октябрю прошлого года составил $441.2 млрд., а его увеличение в 2010 прогнозируется в размере $500млрд., в то время как выплаты негосударственных корпораций и банков в этом же году составят $153млрд. Поэтому не стоит успокаивать себя тем, что это долги частного бизнеса.
Список использованной литературы
1. Гайдаржи С.И. Долговая политика: мировой опыт и российская практика. - М.: Финансовый университет, 2011 - 159с.
. Дмитриев В.А. Долговая политика России: история, современность, перспективы. - М.: Дружба народов, 2011 - 456с.
. Иохин В.Я. "Экономическая теория"
. Лобачёва Е.Н. "Экономическая теория"
. Макаренко И.В. Совершенствование управления государственным внутренним долгом РФ: Дис. к.э.н. - М. 2010 - 182с.