Файл: 1. Воспитание в структуре педагогического процесса 1 Воспитание как педагогическое явление 1 Содержание понятия воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На смену раннему капитализму пришёл развитый капиталистический строй, называемый посткапиталистическим (рыночным, демократическим). Это строй характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений. При всём многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное значение на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений и др.

Итак, цель воспитания определяется потребностями развития  общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей, учеников.

В педагогике существуют разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась ещё в античном мире. Древние мыслители соглашались, что воспитания  должно быть воспитание добродетелей.  Но по этому поводу их мнения расходились. Платон отдаёт предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой  интеллектуальности и моральной чистоты.

Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. По его мнению, воспитание должно быть направлено на достижение трёх целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), и стремление к богу ( религиозное воспитание).

Ж. Ж. Руссо твёрдо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания – создать человека.

И. Г. Песталоцци считает, что целью  воспитания является развитие способностей и дарований человека, которые заложены в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека».


П. Ф. лесгафт – русский педагог, считал, что цель воспитания – это содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью.

К. Д. Ушинский отмечал, влияние нравственное, составляет главную задачу воспитания.

В. А. Сухомлинский ставил целью воспитания – воспитание настоящего человека.

Ш. А. Амонашвили в книге «Единство цели» целью воспитания ставит – воспитание жизни в ребёнке.

Н. Е. Щуркова считает, что целью воспитания на современном этапе является воспитание разносторонне развитой личности.

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая наивысшее предназначение воспитания – обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель уходит в античные философские учения.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; в этот период из её истории вычеркнуть нельзя. Они исходили из предпосылки, что будущее человечества во многом зависит от того, как направлено воспитание подрастающих поколений, ставили перед революционным пролетариатом важнейшую задачу – бороться за новые требования  в области воспитания и образования, за новую систему народного образования.

Всестороннее и гармоническое воспитание по-прежнему остаётся идеалом, к достижению  которого стремиться новая школа.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.



1.1.3. Характеристика основных направлений воспитания

В педагогике выделяют несколько основных направлений в воспитании, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое. Рассмотрим некоторые из них.

Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям, развитие чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции и др.Нравственное воспитание связано с формированием нравственных качеств личности, соответствующих требованиям общественной морали, способности человека следовать социокультурным нормам деятельности, поведения, отношений.

Основными задачами нравственного воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, желание жить в гармонии с природой.

Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Содержание умственного воспитания – это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культуры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.

Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение воспитуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; развитие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил личности.

Трудовое воспитание призвано развивать у учащихся чувство уважения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая – с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, которые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего условия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. Трудовое воспитание обеспечивает формирование ценностного отношения к труду как к способу самореализации личности в обществе и добыванию материальных средств, необходимых для жизни,
выработка трудовых навыков, умения и желания трудиться.

Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Цель эстетического воспитания состоит в выработке у воспитанников способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет развитие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способностей.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности; привлечение учащихся к занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.Физическое воспитание способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни, ценностного отношения к своему здоровью, потребности в физических занятиях и умений их организовать с пользой для своего здоровья, работоспособности, внешнего вида.

Экологическое воспитание предусматривает формирование у учащихся правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, бережное использование природных ресурсов – важнейшие задачи экологического воспитания.

Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры, повышение уровня правосознания учащихся. Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых
ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в охране правопорядка.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности на производстве. Одним из важных направлений воспитания в современных социально-экономических условиях становится формирование экономической культуры – выработка представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание качеств личности, необходимых ей в производственно-экономической деятельности.

Направления воспитательного процесса разнообразны, они отвечают потребностям общества к подготовке новых граждан к решению актуальных проблем современного мира.