Файл: 1. Воспитание в структуре педагогического процесса 1 Воспитание как педагогическое явление 1 Содержание понятия воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности процесса воспитания


1.2.1. Отличительные черты процесса воспитания

Процесс воспитания – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Воспитание является процессом многофакторным. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Особенность воспитательного процесса появляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Процесс воспитания отличается длительностью и непрерывностью. По сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при чёткой организации воспитательного процесса в школе нельзя рассчитывать на быстрые успехи: для процесса воспитания характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Необходима система работы, освещённая определённой целью.

Комплексность процесса воспитания означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчинённое идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств, происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.

Процессу воспитания присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределённость результатов. 
Это обусловлено действиями различных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности учителя, его мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется, например, в зависимости от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внешними и внутренними. Одним из основных, внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у неё новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «разногласие» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций школьников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьёй, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов.



1.2.2. Основные компоненты процесса воспитания

Основными компонентами процесса воспитания являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учёта интересов ребёнка, с другой стороны – учётом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляют общество к образовательным учреждениям.

Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и, по сути, представляет определённую работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей. Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания, а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты.

Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащегося – это степень соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребёнка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и др.).

Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов
, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса.

1.3. Закономерности и принципы воспитания


1.3.1. Закономерности воспитания

Существенные стороны воспитательного процесса раскрываются при анализе закономерностей и принципов воспитания. В философском словаре понятие закономерность обозначает «совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы». Закон же наука определяет как объективную, устойчивую, существенную связь между явлениями, сторонами процесса. Следовательно, такие связи в процессе воспитания помогают лучше его понять, описать и оптимально осуществить, опираясь на знание о нем. В сущности, законы – это и есть то теоретическое знание об объекте действительности, о реальности которое получает наука.

Среди закономерностей воспитания выделяют некоторые наиболее общие, скорее характеризующие воспитание как социальное явление, чем как педагогический процесс. Эти законы указывают на отношения воспитания и общества. А. В. Крившенко выделяет такие законы, как закон соответствия воспитания и требований общества. Этот закон означает, что система воспитания, образования в стране отвечает требованиям государства, это отражается и на процессе воспитания, его целях, содержании и методах. С другой стороны, и система воспитания, и характер организации и протекания педагогических процессов зависят от возможностей общества, от уровня развития страны, социально-политического, экономического, культурного, научно-технического. Эти связи воспитания и общества, государства регулируются и корректируются образовательной политикой.

Закон единства целей, содержания, методов воспитания означает связь компонентов процесса воспитания. Цели определяют содержание, методы и формы работы. В свою очередь, эти элементы процесса воспитания зависят от возможностей, способностей учителя и учеников. Противоречия между составляющими процесса воспитания ведут к нарушению воспитательной работы, к ее неэффективности.

Закон единства обучения, воспитания и развития личности. Обучение и воспитание протекают неразрывно, обуславливая успех, взаимную эффективность. И оба направлены на развитие личности, являясь ведущим фактором ее развития, что доказано многочисленными исследованиями.