Файл: 1. Воспитание в структуре педагогического процесса 1 Воспитание как педагогическое явление 1 Содержание понятия воспитание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целостным является отношение ребенка, поэтому влияние на него должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: влияние на разум, чувство, действие через психологические каналы – аудиальный (звуковой), визуальный (зрительный), кинестетический (ощущение движения). Но целостным является и выявление ребенком своего «Я»: он разом и одновременно выходит на взаимодействие с миром через звук (речь, интонации, мелодику голоса, ритм), через движение (действие, поступок, поведение), через пластический образ, мимику, манипулирование предметами.
Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношение к миру и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.
Если принцип субъектности в своей практической реализации оснащает ребенка способностью стать стратегом своей жизни, то принцип целостности вооружает его жизненной тактикой, он выстраивает поведение согласно единому отношению к жизни и людям.
Современная отечественная система воспитания руководствуется и другими принципами воспитания:
– общественная направленность воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– гуманизация воспитания;
– личностный подход;
– единство воспитательных воздействий;
Рассмотрим обозначенные принципы воспитания более подробно.
Принцип общественной направленности воспитания. Этот принцип требует подчинение всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Чтобы деятельность, к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой совершаются поступки, будет иметь большой воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно-полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности вырабатывается несколько позже – в школе второй ступени. На всех формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний по возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «закон», «ответственность» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества.
Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд – это одно из важнейших средств социализации личности, включения её в систему общественных отношений. Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить: понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека; уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности; развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу; овладевать общей культурой и основами научной организации труда; бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам; нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины.
Опора на положительное в воспитании. Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и др.). Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания личности.
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении ребёнка. Мастера воспитания действуют как раз наоборот – выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное всё же – это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.
Принцип гуманизации воспитания требует: гуманного отношения к личности воспитанника;
уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат её убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Во всех педагогических руководствах подчёркивается значение двух принципов: учёта возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учёт личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход в воспитании понимается как опора на личностные качества. Они выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Данный принцип требует, чтобы воспитатель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и всё усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; максимально опирался на собственную активность личности; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Единство воспитательных воздействий. Это принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию детей, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия, важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.