Файл: Компетентностный подход в формировании результата образования у учащихся с инвалидностью в условиях социальной и образовательной инклюзии Борисова Наталья Владимировна Научнометодический центр Юговосточного окружного управления образования города Москвы,.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компетентностный подход в формировании результата образования у учащихся с инвалидностью в условиях социальной и образовательной инклюзии

Борисова Наталья Владимировна

Научно-методический центр Юго-восточного окружного управления образования города Москвы, ГОУ СОШ «Школа здоровья»№1321 «Ковчег».

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных систем большинства стран мирового сообщества, в том числе и России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В полной мере это соотносится и с системой специального и инклюзивного образования, которое призвано соответствовать образовательным потребностям детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Инклюзивное образование, на наш взгляд, наиболее полно отражает изменения в целях и понимании результата образования для детей с инвалидностью, которые обучаются вместе со своими сверстниками, развивающимися типично. Компетентностный подход в этом отношении и является одним из направлений трансформации оценки образовательных результатов, формирует новые цели в образовании детей с инвалидностью.

Под понятием "компетентностный подход" имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности в различных предметных областях, а в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и социальный опыт учащихся[Лебедев,2004.С.5]. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения
познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребуемые в жизни, и последующем профессиональном образовании выпускников школы. При таком подходе цели инклюзивного образования и цели применения компетентностного подхода не могут не совпадать, поскольку именно задачи социального развития, сочетания интеллектуально-информационной и «навыковой» составляющих образования лежат в основе тех педагогических технологий, которые характеризуют образовательный процесс инклюзивной школы – это и технологии обучения в сотрудничестве с использованием адаптивной системы обучения, и технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся, в том числе, учащихся с ОВЗ, а также использование индивидуальных образовательных программ в инклюзивном образовательном процессе.

С позиций компетентностного подхода результатом образования должно стать формирование ключевых компетентностей – таких универсальных умений, которые «помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей» [Иванов, 2008.С.47]. Формирование ключевых компетентностей у учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ, находящихся на инклюзивных формах обучения, можно рассматривать в этом контексте как один из сквозных результатов образования на всём протяжении периода обучения: от создания предпосылок для формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, до формирования профессиональных компетентностей выпускников с инвалидностью высших учебных заведений.

Компетентностный подход лежит в основе многих документов, формулирующих основные направления реформирования российской системы образования. Так, в Концепции модернизации российского образования (2010г.) сформулирована основная цель общеобразователь­ной школы, которая заключается в формировании целостной системы универсальных знаний, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции [Концепция модернизации..2002.С.20]. В контексте этой концепции изменяются требования к ученику общеобразовательной школы: приоритетом становится «образованность» человека, а не его «обученность». Новые ФГОС второго поколения содержат в своей основе системно-деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных действий у учащихся прямо соотносится с формированием ключевых компетенций. В концепции Специальных Государственных федеральных стандартов, разрабатываемых коллективом сотрудников института коррекционной педагогики Российской академии образования под руководством академика Н.Н. Малофеева вводится уровневая дифференциация в сочетании двух компонентов образования: «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции». В зависимости от характера нарушений развития и типа особых образовательных потребностей, учащийся, согласно этой концепции овладевает одним из четырех уровней специального образовательного стандарта – от первого уровня, максимально

приближенного к уровню стандарта общего образования, до четвёртого, при котором академический компонент значительно редуцирован, а основным и самым важнейшим результатом образования становится овладение «жизненными компетенциями». Соответственно, введение новых ФГОС начального общего образования ставит задачу формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий у тех учащихся с ОВЗ, которые обучаются совместно со своими сверстниками в условиях образовательной интеграции/инклюзии. Это очень важный аспект для осмысления и методической проработки педагогами и специалистами, осуществляющими специальное психолого-педагогическое сопровождение интегрированного/инклюзивного образования на всех уровнях.

Ключевые компетенции, согласно концепции И.А. Зимней [Зимняя, 2004.С.11], представляют собой обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Существенными признаками ключевых компетенций являются следующие:

  • Ключевые компетенции – это универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приёмы) достижения человеком значимых для него целей.

  • Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.

  • Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результата в неопределённых, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых нет полного комплекта наработанных средств.

  • Определение и отбор ключевых компетенций определяется основными потребителями образовательных результатов и зависят от того, какие способности и качества являются ценными в данное время в данном обществе.

Формулировки и классификации ключевых компетенций в настоящее время представляют значительный разброс мнений; могут рассматриваться как европейские системы ключевых компетенций, так и российские классификации.

Так, И.А. Зимняя выделяет три группы ключевых компетентностей:

  • компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

  • компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

  • компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

А.В. Хуторской выделяет следующие ключевые компетенции:


1. Ценностно-смысловые компетенции (Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения).

2. Общекультурные компетенции (Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира).

3. Учебно-познавательные компетенции. (Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности).

4. Информационные компетенции. (При помощи информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).

5. Коммуникативные компетенции (Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования. Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [Хуторской, 2002.С.3]


Европейские системы классификации и типологии ключевых компетенций необходимо рассмотреть с позиции инклизивных подходов в образовании и включении в общеобразовательный процесс учащихся с особыми образовательными потребностями.

Типология ключевых компетенций (key skills), разработанная Оксфордским и Кембриджским университетами для программы «Ключевые компетенции 2000» предполагает, что все выпускники британских школ, колледжей, образовательных центров всех типов (а значит, и инклюзивных в том числе – авт.) будут к окончанию образовательного процесса обладать следующими группами умений:

  • Коммуникация (это умения, которые могут использоваться при ведении дискуссий, чтении материалов и подборе необходимой информации для проекта, написании эссе, заполнении различных форм заявок и т.п.)

  • Операции с числами (навыки, касающиеся интерпретации численной информации, проведении вычислений и презентации выводов и заключений)

  • Информационные технологии (данные компетенции требуются при использовании компьютера для поиска необходимой информации, построения таблиц, графиков; написания писем или отчётов)

  • Работа с людьми (касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей

  • Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (эти компетенции имеют отношение к навыкам постановки целей для более успешного выполнения рабочих заданий, организации личной жизни, обучение через выполнение практических заданий и формирование навыков самообучения)

  • Разрешение проблем (эти компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность этих методов.


Для инклюзивного образования, которое в Великобритании является устойчивой практикой, характерно применение и использование данной классификации также в отношении учащихся с особыми образовательными потребностями. Так, например, в специальном руководстве Министерства образования и занятости Англии «Социальные навыки» (данные материалы были предоставлены МООИ «Общество Даун Синдром» в ходе выполнения российско-британского проекта по изучению и распространению опыта интеграции детей с особыми образовательными потребностями в округе Ньюхэм, Лондон) определено содержание ключевых навыков (компетенций), для осуществления планирования и разработки учебных программ по обучению детей 5-16 лет со