Файл: Компетентностный подход в формировании результата образования у учащихся с инвалидностью в условиях социальной и образовательной инклюзии Борисова Наталья Владимировна Научнометодический центр Юговосточного окружного управления образования города Москвы,.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
средними и выраженными трудностями в обучении при осуществлении инклюзивного подхода.
Согласно этому руководству, в национальную школьную программу включены те же шесть категорий ключевых компетенций, как вы видите, уже перечисленных нами выше и составляющих национальную программу «Ключевые компетенции 2000» :
Важным является то, что каждая из приведённых ключевых компетенций в данном пособии конкретизируется, фокусируясь непосредственно на содержании обучения детей со средними и выраженными нарушениями развития.
Например, ключевая компетенция «Общение» включает в себя следующие компоненты:
Общение
Для учеников с трудностями в обучении ключевой навык общения является основой, на которой строится их участие в процессе обучения и их школьные достижения.
Ключевой навык общения включает в себя следующие компоненты (перечислим некоторые):
Данный подход позволяет в рамках общего для всех школьников образовательного процесса получить результаты образования, которые соотносятся с особыми образовательными потребностями учащихся с инвалидностью, даже в таких «сложных» случаях, как средние и выраженные трудности в обучении. Более того, организация инклюзивного образовательного процесса позволяет типично развивающимся школьникам формировать свои важнейшие социальные компетенции, такие как коммуникативная компетентность – готовность к общению с другими людьми, зачастую имеющими значительные отличия в способе коммуникации, кооперативная компетенция – умение работать в гетерогенных группах и сотрудничать с людьми, умение решать проблемы.
Таким образом, применение инклюзивного подхода в организации образовательного процесса способствует расширению «компетентностного» поля у всех учащихся, а не только у учащихся с особыми образовательными потребностями.
Бесспорно то, что компетентностный подход не может быть единственным способом достижения результатов в образовании, но актуальность его использования несомненна, и сфера его применения возрастает от этапа начальной школы, находит своё развитие в основной и старшей школе, и становится важнейшей составляющей в высшем профессиональном образовании молодых людей с инвалидностью.
Литература.
Зимняя И.А. «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Иванов Д.А. «Компетентности и компетентностный подход в современном образовании». //Журнал «Завуч». №1. 2008.
«Инклюзивное образование: право, принципы, практика» / Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002г..
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. №5. 2004г.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения»./ http://almanah.ikprao.ru/13/st01.htm/ обращение к ресурсу 29.04.2011г.
ФГОС начального общего образования, Раздел III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, п. 16.4.
ФГОС основного общего образования, п.18.2.1.
ФГОС полного среднего образования п. 18.2..1.(проект)
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»/ www.eidos.ru/news/compet.htm. // обращение к ресурсу 04.06.2011г.
Согласно этому руководству, в национальную школьную программу включены те же шесть категорий ключевых компетенций, как вы видите, уже перечисленных нами выше и составляющих национальную программу «Ключевые компетенции 2000» :
-
общение (в том числе владение грамотой), -
использование чисел, -
информационные технологии, -
совместная деятельность, -
совершенствование навыков обучения и его качества, -
решение проблем.
Важным является то, что каждая из приведённых ключевых компетенций в данном пособии конкретизируется, фокусируясь непосредственно на содержании обучения детей со средними и выраженными нарушениями развития.
Например, ключевая компетенция «Общение» включает в себя следующие компоненты:
Общение
Для учеников с трудностями в обучении ключевой навык общения является основой, на которой строится их участие в процессе обучения и их школьные достижения.
Ключевой навык общения включает в себя следующие компоненты (перечислим некоторые):
-
реагирование на окружающих, например, выражением лица или жестами; -
передача сообщений окружающим, например, о своих предпочтениях или потребностях; -
коммуникация с разными целями в соответствии с ситуацией, например, в классе, в местном магазине, на работе или дома; -
распознавание и получение информации, например, содержащейся в фотографиях, картинках, символах, текстах и рецептах блюд; -
запись и вспоминание информации разными способами, например, при помощи листов самооценки в рамках контроля над своим поведением; -
использование возникающих навыков владения грамотой, например, узнавание логотипов, символов и информационных знаков, используемых местным сообществом.
Данный подход позволяет в рамках общего для всех школьников образовательного процесса получить результаты образования, которые соотносятся с особыми образовательными потребностями учащихся с инвалидностью, даже в таких «сложных» случаях, как средние и выраженные трудности в обучении. Более того, организация инклюзивного образовательного процесса позволяет типично развивающимся школьникам формировать свои важнейшие социальные компетенции, такие как коммуникативная компетентность – готовность к общению с другими людьми, зачастую имеющими значительные отличия в способе коммуникации, кооперативная компетенция – умение работать в гетерогенных группах и сотрудничать с людьми, умение решать проблемы.
Таким образом, применение инклюзивного подхода в организации образовательного процесса способствует расширению «компетентностного» поля у всех учащихся, а не только у учащихся с особыми образовательными потребностями.
Бесспорно то, что компетентностный подход не может быть единственным способом достижения результатов в образовании, но актуальность его использования несомненна, и сфера его применения возрастает от этапа начальной школы, находит своё развитие в основной и старшей школе, и становится важнейшей составляющей в высшем профессиональном образовании молодых людей с инвалидностью.
Литература.
Зимняя И.А. «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Иванов Д.А. «Компетентности и компетентностный подход в современном образовании». //Журнал «Завуч». №1. 2008.
«Инклюзивное образование: право, принципы, практика» / Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002г..
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. №5. 2004г.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения»./ http://almanah.ikprao.ru/13/st01.htm/ обращение к ресурсу 29.04.2011г.
ФГОС начального общего образования, Раздел III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, п. 16.4.
ФГОС основного общего образования, п.18.2.1.
ФГОС полного среднего образования п. 18.2..1.(проект)
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»/ www.eidos.ru/news/compet.htm. // обращение к ресурсу 04.06.2011г.