Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению учебной практики для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование. Начальное образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
Задание 3. В ходе экскурсии делать соответствующие пометки о собранном материале в полевом списке сбора насекомых.
Задания после экскурсии:
Задание 1. В лаборатории провести обработку собранного материала – фиксирование для дальнейшего хранения.
Задание 2. На собранном материале ознакомиться с внешним строением насекомых различных отрядов. В дневнике зарисовать внешнее строение представитель нескольких отрядов (не менее 3), сделав соответствующие обозначения.
Задание 3. В дневнике составить краткий конспект касательно хозяйственного значения насекомых, иллюстрируя его примерами.

31
Тема 4. Определение насекомых (6 часов)
Общие сведения
Задачей определения является установление видового названия насекомого и его принадлежности к определенному отряду, семейству и роду.
Текст определительных таблиц основан на противопоставлении тезиса, в котором перечисляются специфические признаки вида или группы видов, антитезисе, где приводятся противоположные признаки. В определении помогает нумерация: каждый тезис имеет номер, в скобках к номеру тезиса проставлен номер антитезиса. Если признаки насекомого соответствуют признакам тезиса, то надо, прочитав антитезис, убедиться, что перечисленные в ней признаки к определяемому насекомому не подходят, и переходить к следующему по порядку тезису. Так следует поступать до тех пор, пока тезис или антитезис не завершится названием отряда, семейства, рода или вида, к которому принадлежит определяемое насекомое. Определение заканчивается, если после названия отряда, семейства или рода нет ссылки на страницу с другой определительной таблицей, по которой следует продолжать определение. В конце тезиса, заканчивающегося видовым, а иногда родовым названием, приведены данные о длине тела насекомого. Если эти цифры характеризуют не общую длину тела, а длину крыла, размах крыльев или длину брюшка, то это специально оговорено. Начинать определение незнакомого объекта следует с общей определительной таблицы подклассов и отрядов насекомых.
В определителе с достаточной степенью детализации представлены только те отряды насекомых, виды которых можно собирать и определять простейшими методами. Группы, имеющие практическое значение, специально отмечены. Трудные для определения отряды не рассмотрены или расшифрованы только до подотрядов, для которых составлены краткие характеристики.
Названия насекомых в определителе приведены как на русском, так и на латинском языках. Из этих двух названий только латинское полностью стабильно. Названий на русском языке у одного и того же вида насекомого может быть несколько. Из них в определителе, как правило, приведено только одно, ранее использовавшееся в научной или педагогической литературе.
Ключи определения насекомых представляет собой перечень выбранных тезисов или антитезисов, которые характеризуют конкретное насекомое.
План работы
Задание 1. Ознакомиться со структурой определителя насекомых.
Задание 2. На основании составленного в ходе экскурсии полевого списка, провести определение насекомых, собранных во время экскурсии.


32
Задание 3. В дневнике практики записать ключи определения собранных во время экскурсии насекомых.
Задание 4. В дневнике практики написать список определенных насекомых с указанием отряда, семейства, рода и вида.
Тема 5. Монтаж и оформление зоологической коллекции
(6 часов)
Общие сведения
Препарирование насекомых.Свежий еще не высохший материал поддается легче обработке, но в полевых условиях редко когда удается сразу и в соответствии с правилами оформить коллекции.
Поэтому дальнейшее оформление коллекций проводят уже в стационарном помещении. Мелких насекомых и некоторых личинок с мягким хитиновым покровом рекомендуется после содержать в стеклянных емкостях.
К таким, например, можно отнести многих личинок насекомых, двукрылых, муравьев и др. Насекомых с плотным покровом (бабочек, жуков, ос, клопов, прямокрылых) рекомендуется сохранять в сухом виде на энтомологических
булавках.
Выбор номера булавок зависит от размера насекомого. Чем крупнее насекомое, тем больше номер булавки. Прокалывать насекомых принято, для разных систематических групп, в строго определенные точки. Например, бабочек, двукрылых и перепончатокрылых – в срединную часть груди, прямокрылых – в среднюю часть переднеспинки, жуков – в верхнюю часть правого надкрылья, а клопов – в середину щитка. Насаживать насекомое рекомендуется таким образом, чтобы 1/3 верхняя часть булавки была свободной.
Правильная насадка определяет в дальнейшем успех препарирования насекомого.
Прокалывать и вводить иглу через тело насекомого нужно так, чтобы как с продольной, так и с поперечной стороны булавка была под углом 90°. Очень мелкие экземпляры наклеивают клеем ПВА на картонные пластинки, а потом накалывают на булавку.
Подготовленных крупных насекомых переносят на расправилку.
Наиболее сложно устроена конструкция расправилки для бабочек. Расправилка состоит из двух дощечек, изготовленных из мягкого дерева (липа, осина), между которыми расположена щель, заполненная пенопластом. Ширина щели зависит от толщины тела насекомого.
Помещать наколотых бабочек в расправилку следует таким образом, чтобы крылья у основания были вровень с плоскостями расправилки, иначе расправленные у насекомого крылья будут неровными. Тело насекомого должно находится в щели свободно. Затем крылья бабочек укладывают на дощечку и прижимают тонкой полоской (3 – 5 мм) сделанной из кальки.
Верхний конец полоски закрепляют чуть выше крыла булавками, а нижний


33 придерживая свободной рукой, слегка натягивая. Затем с помощью игл, постепенно, без рывков и прокалывания, начинают тянуть верхнюю жилку первой пары крыльев вперед, до того момента как нижняя часть крыла будет под углом 90° к продольной оси тела бабочки. Переднее крыло бабочки следует тянуть так, чтобы оно всегда перекрывало заднее. По достижению результата, свободный конец полоски фиксируют иглой, стараясь по возможности максимально закрепить, прижав полоской крылья.
Подобную операцию проводят и с другой парой крыльев. Затем с помощью, желательно длинных, булавок расправляют усики и поправляют при необходимости положение брюшка. Когда насекомое полностью расправлено, открытую часть крыльев накрывают более широкой полоской и прижимают с помощью булавок к дощечке.
Аналогичным образом, также как и бабочек, расправляют других насекомых с длинными крыльями – стрекоз, ручейников, сетчатокрылых, поденок, перепончатокрылых, прямокрылых и др. Чаще всего у последних расправляют только правую часть, а левую оставляют сложенной, в естественном состоянии.
Других насекомых – имаго (личинок с твердым хитином) жуков, клопов, прямокрылых и других со сложенными крыльями, расправляют на гладком и не жестком пенопласте, фиксируют положение тела, усиков и лап с помощью булавок таким образом, чтобы передняя пара ног выдвигалась вперед, а средняя и задняя – назад. Все пары ног желательно приближать к телу, что сохранит целостность экспоната от случайных повреждений. Усики чаще располагают вдоль тела.
Расправленное насекомое в дальнейшем должно высохнуть.
Последним этапом формирования коллекций является их оформление соответственно требованиям к зоологическим коллекциям.
На каждый препарированный сухой экземпляр оформляется чистовая этикетка:
Семейство
Пластинчатоусые
Scarabaeidae
Род, вид
Золотистая бронзовка
Scarabaeus auratus
Дальнейшая судьба препарированного сухого экземпляра – размещение его в энтомологическую коробку. Энтомологические коллекции оформляются в соответствии с общепринятыми методами для всех энтомологических групп в следующей последовательности: отряд, семейство, род, вид.
Каждый отдельный энтомологический ящик представляет собой плотно закрывающуюся деревянную коробку размером 30×50 м и внутренней высотой около 10 см, низ которой выслан плотным пенопластом. В него помещают насекомых с соответствующими чистовыми этикетками.


34
Энтомологическая коллекция сопровождается каталогом:
№ п/п
Семейство
(рус., лат.)
Название насекомого
(рус., лат.)
Количество экземпляров
1.
2.

План работы
Задание 1. Провести препарирование насекомых, собранных во время полевых экскурсий.
Задание 2. Ознакомиться с принципами оформления чистовой этикетки.
Записать в дневник правила оформления этикетки.
Задание 3. На основании полевого списка, а также списка, составленного в ходе определения насекомых в дневнике практики, оформить чистовые этикетки для всех препарированных насекомых.
Задание 4. Оформить энтомологическую коллекцию и поместить ее в энтомологическую коробку.
Задание 5. Составить каталог энтомологической коллекции.
1   2   3   4   5   6   7

Тема 6. Итоговый контроль (зачет) (6 часов)
Итоги полевой учебной практики. Зачет.
План занятия
Задание 1. Представить руководителю полевой учебной практики отчетную документацию (дневник, отчет, гербарий, зоологическую коллекцию). Сдать зачет.

35 3. ОХРАНА ТРУДА
Во время проведения практики студенты и преподаватели неукоснительно выполняют правила по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарные мероприятия, предусмотренные соответствующими инструкциями, положениями и другими нормативными документами, хранящимися на кафедре и у преподавателя.
Инструктаж по охране труда и технике безопасности проводит непосредственно преподаватель перед практикой, о чем делается запись в журнале инструктажей.
Инструкция по охране труда при проведении полевой практики
по курсу «Основы ботаники и зоологии»
1. Общие положения
1.1. Настоящая «Инструкция по охране труда при проведении полевой практики» (далее – Инструкция) распространяется на всех участников учебно- воспитательного процесса, задействованных в полевой практике по курсу
«Основы ботаники и зоологии» на кафедре биологииГОУ ВПО ЛНР
«Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».
1.2. Инструкция устанавливает требования, обязательные для исполнения всеми участниками учебно-воспитательного процесса, и соответствующие нормам Временного Основного Закона (Конституции Луганской Народной
Республики); ст. 2, 19 и 20 Трудового кодекса Луганской Народной Республики
(ТК ЛНР); Положения «Об организации работы по охране труда участников учебно-воспитательного процесса в университете».
1.3. По настоящей Инструкции инструктируются (целевой инструктаж):
– сотрудники кафедры биологии, принимающие участие в проведении полевой практике по курсу «Основы ботаники и зоологии»;
– студенты, направляемые на практику, непосредственно перед ее началом с соответствующей записью в журнале инструктажей.
1.4. Результаты инструктажей сотрудников кафедры биологии заносятся в
«Журнал учета проведения инструктажа на рабочем месте по охране труда» с подписью инструктирующего (заведующего кафедрой биологии или лица, его замещающего) и инструктируемого. Результаты инструктажей студентов, направляемых на практику, заносятся в «Журнал учета проведения инструктажей студентов по охране труда». Инструкция подлежит пересмотру не реже одного раза за пять лет.
1.5. В процессе трудовой деятельности сотрудники кафедры биологии, участвующие в проведении практик, проходят ежегодный медицинский осмотр, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности.
1.6. К участию в полевой практике по курсу «Основы ботаники и зоологии» допускаются: