Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению учебной практики для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование. Начальное образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
– сотрудники кафедры, прошедшие медицинский осмотр, целевой инструктаж, а также обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в установленном порядке;
– студенты, прошедшие инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности с соответствующей записью в журнале, не имеющие противопоказаний по результатам медицинского осмотра.
1.7. Транспортировка студентов и сотрудников на место проведения практики и обратно осуществляется общественным транспортом или транспортом университета под присмотром руководителя практики, назначенного приказом ректора, в соответствии с правилами пользования общественным транспортом и правилами дорожного движения.
1.8. Распределение обязанностей во время полевой практики:
преподаватель – организует учебный процесс, контролирует процесс его протекания, проводит инструктажи по охране труда;
лаборант – отвечает за хранение и исправность оборудования, следит за безопасным выполнением работ практикантами;
студенты-практиканты – выполняют программу учебной практики, собирают ботанический и зоологический материал, придерживаясь плана полевой практики и требований охраны труда и техники безопасности.
1.9. В процессе полевой практики по курсу «Основы ботаники и зоологии» на их участников действуют вредные и опасные факторы следующей природы:
физические – повышенная температура воздуха, повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;
биологические – ядовитые растения, животные, патогенные микроорганизмы;
психофизиологические – нервно-эмоциональные перегрузки.
1.10. Лицам, проходящим полевую практику по курсу «Основы ботаники и зоологии», запрещается:
– отлучаться с места проведения практики без письменного разрешения руководителя;
– нарушать дневной распорядок практики;
– во время практики находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсикологического опьянения;
– несанкционированно разжигать костры, рубить деревья, курить в помещениях и на территории;
– залезать на деревья, столбы, руины, обрывы;
– осуществлять любые действия, ведущие к нарушению растительных объектов и животного мира;
– собирать ботанические и зоологические коллекции редких и охраняемых растений и животных;
– купаться в непредназначенных для этого местах и естественных водоемах;
– хранить скоропортящиеся продукты, употреблять их в пищу;


37
– использовать для пищевых потребностей сырую воду и воду из водоемов;
– собирать и употреблять в пищу ягоды и грибы, во избежание пищевого отравления;
– принимать пищу в учебных лабораториях (аудиториях) и других местах, где производится обработка собранного ботанического и зоологического материала.
1.11. Лица, виновные в нарушении положений настоящей Инструкции, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством
Луганской Народной Республики в сфере охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. При подготовке к работам в рамках полевой практики по курсу
«Основы ботаники и зоологии» руководитель проводит целевой инструктаж по охране труда, в котором объясняет цели и задачи практики, правила безопасного использования оборудования, особенности исследуемых растений и животных, а также методики их сбора.
2.2. Необходимо ознакомиться с редкими и исчезающими видами растений и животных, охраняемыми государственной или местной властью и удерживаться от их сбора. Ознакомиться с ядовитыми, аллергенными, опасными для жизни растениями и животными, не использовать их для изучения.
2.3. При проведении практики за пределами города упаковку, транспортировку и хранение оборудования осуществляет лаборант кафедры биологии.
2.4. Группа, направляемая на практику, должна быть укомплектована стандартной аптечкой первой медицинской помощи и запасом питьевой воды.
2.5. Преподаватель отмечает присутствующих студентов-практикантов, проверяет состояние их одежды и обуви, наличие необходимого оборудования и инструмента.
3. Требования безопасности во время выполнения работы
3.1. Работы во время полевой практики по курсу «Основы ботаники и зоологии» выполняются в соответствии с программой, утвержденной на заседании кафедры. Маршрут определяется руководителем практики, движение по маршруту только под наблюдением преподавателя и с его разрешения.
3.2. Маршрут экскурсии может быть изменен преподавателем только в случае непредвиденных ситуаций (ухудшение состояния здоровья члена группы, поломка оборудования, возникновение аварийной ситуации, ухудшение метеорологических условий и т.д.).
3.3. Сбор и наблюдение за растениями и животными во время экскурсии производится только с разрешения преподавателя при соблюдении ботанических и зоологических методик и только специальным оборудованием
(лопатой, копалкой, ножом, ножницами), поэтому следует быть осторожным при работе с инструментом.


38 3.4. Если в процессе наблюдения практикант коснулся ядовитого или аллергенного растения, необходимо тщательно вытереть руки влажными салфетками или вымыть водой.
3.5. При сборе водных растений необходимо использовать водный сачок, изъятие растений производить с пологого берега.
3.6. Транспортировка растений к месту камеральной обработки производится в гербарных папках, животных – в морилках или специальных контейнерах. Изготовление зоологических коллекций, монтирование гербария, его изготовление и этикетирование производится в учебных помещениях с освещенностью не менее 400 лк под присмотром преподавателя.
3.7. При работе со скальпелем, ножницами, препаровальной иглой следует быть внимательным и осторожным, не поворачивать острые и режущие поверхности к себе и окружающим во избежание ранений.
3.8. В случае ухудшения состояния здоровья члена группы, поломки оборудования, возникновения аварийной ситуации или ухудшения метеорологических условий необходимо прекратить работу и поставить в известность о случившемся руководителя.
3.9. Если сотрудник кафедры биологии или студент-практикант во время выполнения работ получил повреждения или почувствовал резкое ухудшение самочувствия, следует немедленно уведомить о случившемся службу охраны труда и охраны здоровья университета и непосредственного руководителя, а при необходимости вызвать скорую помощь, позвонив по номеру 103.
4. Требования безопасности по окончании работы
4.1. Команда об окончании работы дается руководителем практики, весь материал и оборудование сдается лаборанту кафедры.
4.2. Одежду и обувь необходимо вытрусить или заменить, открытые участки тела осмотреть на наличие клещей. При обнаружении клещей или укусов насекомых немедленно сообщить об этом преподавателю.
4.3. После окончания работы с ботаническими или зоологическими объектами в учебных лабораториях (аудиториях) необходимо собрать и утилизировать мусор, вымыть руки с мылом.
4.4. Место камеральной обработки материала студент покидает только после проверки лаборантом или преподавателем.
4.5. По окончании полевой практики весь собранный ботанический и зоологический материал и инструменты сдаются в хранилище кафедры и гербарную.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. В случае пожара или природного катаклизма все лица, находящиеся на полевой практике ко курсу «Основы ботаники и зоологии», эвакуируются с места возникновения аварийной ситуации под руководством преподавателя в безопасное место.
5.2. В аварийной обстановке оповестить об опасности окружающих, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с его распоряжениями.


39 5.3. В случае получения травмы лицом, находящимся на практике, необходимо оказать ему первую помощь обездвижить тело пострадавшего; в случае вывиха или растяжения на поврежденное место наложить холод, закрепив его повязкой.
5.4. При переломах наложить шину, изготовленную из плотного картона, досок или природных материалов, подложив под нее мягкую подкладку. Шина должна охватывать поврежденный отдел и оба соседних, ее плотно прибинтовывают широкими бинтами; при открытых переломах на рану под шину накладывают чистую повязку. После оказания помощи больного транспортируют в ближайшее медицинское учреждение.
5.5. При попадании инородных тел под ногти или кожу необходимо удалить инородное тело (если для этого нет препятствий), обработать поврежденное место раствором йода, наложить повязку. При наличии препятствий обратиться в больницу.
5.6. В случае кровотечения наложить на рану давящую повязку или жгут для остановки крови, после чего немедленно транспортировать пострадавшего под присмотром в ближайшую больницу.
5.7. В случае любого отравления немедленно промыть пострадавшему желудок, вызвав у него рвоту, после чего немедленно транспортировать в ближайшее медицинское учреждение под присмотром.
5.8. При укусах пчел, шмелей необходимо удалить жало, промыть пораженный участок кожи раствором этилового или нашатырного спирта, при необходимости обратиться к врачу.
5.9. При укусах ядовитыми животными необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, пораженную часть тела поднять вверх с целью замедления кровообращения. Дать пострадавшему большое количество теплой жидкости (для усиления деятельности потовых желез), лекарства против аллергии (диазолин, димедрол или тавегил) и немедленно транспортировать пострадавшего в больницу.
5.10. При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия тока. При необходимости оказания первой помощи положить пострадавшего на спину, проверить у него наличие дыхания и пульса, выяснить состояние зрачков (широкие зрачки указывают на резкое ухудшение кровоснабжения мозга), вызвать врача.
5.11. Если потерпевший пребывает в сознании, но до этого был в бессознательном состоянии, то до прибытия врача необходимо укрыть его одеялом, расстегнуть пояс и воротник, создать приток свежего воздуха и наблюдать за дыханием и пульсом.
5.12. Если сознание отсутствует, но сохранилось устойчивое дыхание, то кроме вышесказанного необходимо дать понюхать нашатырный спирт. Если же пострадавший дышит редко и судорожно, необходимо выполнить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.


40 5.13. При отсутствии дыхания и пульса необходимо выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца до тех пор, пока они не восстановятся; смерть может констатировать только врач.
5.14. Для выполнения искусственного дыхания необходимо разжать рот и зубы потерпевшего, выдвинуть вперед нижнюю челюсть, удалить слизь носовым платком и следить за тем, чтобы язык не перекрывал дыхательные пути.
5.15. Наиболее эффективным является искусственное дыхание «рот в рот».
Пострадавшему накладывается на рот марля или тонкая ткань и через нее вдувается воздух. В минуту следует выполнять 10 – 12 вдохов, чтобы создать условия для циркуляции воздуха в легких пострадавшего.
5.16. Желательно чередование искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, который выполняется периодическим нажатием (50–60 раз в минуту) на грудную клетку пострадавшего. При этом голова пострадавшего, лежащего на спине, должна быть откинута назад, а рот открыт.
6. Ответственность за нарушение требований Инструкции
6.1. Руководитель практики, преподаватели и лаборанты за нарушение требований данной инструкции могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством ЛНР.
6.2. Студенты за нарушение требований настоящей Инструкции отстраняются от дальнейшего прохождения практики и с соответствующей докладной запиской направляются в директорат Института психологии и педагогики.

41
4. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная учебная литература:
1. Доброчаева Д.Н. Определитель высших растений Украины /
Д.Н. Доброчаева, М.И. Котов, Ю.Н. Прокудин и др. – К.: Фитосоциоцентр,
1999. – 548 с.
2. Застольская Л.И.
Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных (методическое пособие) / Л.И. Застольская. – Нижний Тагил:
Издательство педагогического институту, 2003. – 118 с.
3. Курдюкова О.М. Гербаризація рослин. Навчальний посібник /
О.М. Курдюкова. – Луганськ: Елтон-2, 2010. – 264 с.
4. Мамчур З.И. Летняя учебная практика по ботанике / З.И. Мамчур,
А.В. Одинцова. – Львов : [б.и.], 2007. – 176 с.
5. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России /
Н.Н. Плавильщиков. – М.: Топикал, 1994. – 544 с.
Дополнительная учебная литература:
1. Верещагин Л.Н. Атлас травянистых растений / Л.Н. Верещагин. – К.:
Маркетинг, 2000. – 352 с.
2. Великань В.С. Определитель вредных и полезных насекомых и клещей технических культур в СССР / В.С. Великань, В.Б. Голуб, Е.Л. Гурьева и др. –
СПб. : Колос, 1981. – 272 с.
3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных / В.А. Догель – М.: Высшая школа, 1981. – 606 с.
4. Старостенкова М.М. Учебно-полевая практика по ботанике /
М.М. Старостенкова. – Минск: [б.и.], 1990. – 68 с.
5. Серебряков
И.Г.
Экологическая морфология растений
/
И.Г. Серебряков. – М.: Высшая школа, 1962. – 378 с.
6. Соболевая Л.С. Учебная практика по ботанике / Л.С. Соболевая. –
Казань: Арт-кафе, 2002. – 195 с.
7. Шапкин В.А. Практикум по зоологии беспозвоночных : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Шапкин, З.И. Тюмасева,
И.В. Машкова и др. – 2-е изд., испр.

М.: Изд. центр «Академия», 2005.
8. Березуцкий
М.А.
Антропогенная трансформация флоры и растительности: учебное пособие / М.А. Березуцкий, А.С.Кашин. – Саратов:
Наука, 2008. 100 с.
9. Бондарцева
М.А.
Определитель грибов
России.
Порядок
Афиллофоровые / М.А. Бондарцева. – СПб. : Наука, 1998. – 391 с.
10. Вассер С.П. Флора грибов Украины. Агариковые грибы /
С.П. Вассер.

К. : Наук. думка, 1980. – 330 с.