Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Современные формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. Основания классификации форм правления, как правило, зависят от положения главы государства; по наличию ограничения власти главы государства; в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно [13, с. 136].
В научной литературе в зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, традиционно выделяют две основные формы правления - монархическую (монархия) и республиканскую (республика).
2.1 Монархия: понятие, основные признаки и виды
Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит наследственному правителю - монарху (царю, королю, императору). Источником власти является сам глава государства - монарх. Монархическая власть - самая древняя форма правления. Первые зачатки монархии относятся к периоду возникновения государств Древнего Востока - в Междуречье, Египте, Индии и Китае, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений. Владычество правителя было неограниченным, в его руках была сконцентрирована вся полнота власти. Такая форма правления называется деспотией.
В классическом варианте монархии обладают следующими характерными признаками [35, с. 23]: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; власть монарха суверенна, верховна и включает в себя все 3 ветви власти; передача власти монарха по наследству, население к данному акту не имеет никакого отношения; юридическая безответственность монарха. Учитывая различные сочетания этих признаков выделяют абсолютную и конституционную монархию.
Абсолютная монархия, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. При абсолютной монархии власть целиком сосредоточена в руках монарха. Народ политически бесправен. Зародившись в глубокой древности, абсолютные монархии просуществовали почти до конца XX в.
По мнению ряда государствоведов в современном мире абсолютных монархий в чистом виде уже нет, но полуабсолютные монархии сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. На начало 2016 года в мире абсолютными монархиями являются: Ватикан в Европе; Свазиленд - в Африке; Катар, Оман, Бруней, Саудовская Аравия - в Азии. Во главе этих стран стоят правители с разными титулами, но всех их объединяет неограниченность власти. Данный вид монархии характеризуется сосредоточением законодательных, исполнительных и судебных, а иногда и духовных (религиозных) полномочий в руках единоличного главы государства, а также отсутствием формальной (юридической) конституции и парламента. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Бахрейн, Бутан Кувейт. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер [19, с. 65]. Конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить. При конституционной монархии власть ограничена конституцией и избираемым народом представительным органом - парламентом, действующим на основе конституции. Конституционных монархий в мире, в том числе в Европе, немало (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Лихтенштейн, Монако и др.; в Азии - Япония, Таиланд, Малайзия и др.).
Конституционная монархия - весьма устойчивая форма правления, в то же время, степень ограничения власти монарха и организация самой верховной власти не во всех конституционных монархиях одинаковы. В этой связи их принято подразделять на дуалистическую и парламентарную монархию.
Для дуалистической монархии, как следует из названия, свойственна двойственность государственного управления, т.е. наряду с монархом существует представительный орган, который и делит с ним власть: парламент избирается народом, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Дуалистическая монархия считается формой правления, переходной от абсолютной к парламентарной монархии. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются Кувейт, Иордания, Непал, Марокко и др. Дуалистическая монархия имеет характерные особенности: монарх формирует определенную часть депутатского корпуса парламента (как правило, он назначает половину депутатов); депутаты обладают так называемой скрытой законодательной инициативой, т.е. они обращаются с просьбой об инициировании того или иного законопроекта непосредственно к монарху; монарх вправе в любое время распустить парламент и законодательствовать самостоятельно.
Таким образом, дуализм власти в рассматриваемом виде монархии характеризуется формально-юридическим разделением государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Парламентарная монархия в отличие от дуалистической является более прогрессивной формой правления и отличается существенным ограничением власти монарха в пользу правительства или парламента. Подавляющее большинство сегодняшних конституционных монархий (Великобритания, Япония, Бельгия, Испания, Голландия, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Швеция, Норвегия и др.) относятся к парламентскому типу. Правительство здесь формируется парламентом и ответственно перед ним. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству во главе с премьер-министром. Фактически политическим лидером в таком государстве является премьер-министр. В этом случае монарх может номинально сохранять определенные полномочия, однако он пользуется ими только по инициативе правительства или вообще не прибегает к ним. Такие полномочия монарха предусмотрены в качестве резервных, на случай какого-либо политического кризиса.
В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется. Признаками конституционной монархии являются: формальная и фактическая незначительность политической воли монарха, который «царствует, но не правит»; наличие института контрасигнатуры; назначение монархом главой правительства лидера партии, победившей на парламентских выборах; придание серьезного значения конвенциональным нормам. К числу таких норм относится юридическое право вето монарха Великобритании, который не использует его уже более трехсот лет [27, с. 11].
2.2 Республика: понятие, основные признаки и виды
Республика - это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, избираемым населением страны. Республиканская форма правления также весьма древняя форма государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община - собрание и совет, дворец, храм).
И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти - собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел [5, с. 12]. Республика обладает рядом характерных признаков: выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. В современных государствах эта форма правления является преобладающей: монархиями являются всего лишь около трех-четырех десятков государств, остальные - это республики [36, с. 16]. В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной - президент, парламент или президент совместно с парламентом - различают президентские, парламентские и президентско-парламентские республики. Для президентской республики характерен внепарламентский метод избрания президента как населением (Колумбия), так и коллегией выборщиков (США). Кроме того, в этом случае президент является одновременно главой государства и главой правительства. Президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, обладают равной легитимностью и взаимонезависимы. В некоторых странах президент назначает главу правительства (Камерун, Кот-д`Ивуар).
В президентских республиках политическая власть жестко разделена конституцией между законодательным и исполнительным органами. Президент осуществляет верховную исполнительную власть и наделен значительными конституционными полномочиями. Президент не несет ответственности перед парламентом. Политически он ответственен перед народом. Правительство ответственно лишь перед президентом и не несет ответственности перед парламентом. Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые парламентом, и не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. В основу отношений между президентом и парламентом положена система сдержек и противовесов: президент не вправе досрочно распустить парламент; президентское отлагательное вето на законопроекты может быть преодолено парламентом (абсолютным большинством голосов в 2/3 депутатского корпуса при повторном голосовании); в ряде президентских республиках парламент может при возникновении чрезвычайных обстоятельств досрочно лишить президента занимаемого им поста (импичмент).
Исходя из того, что впервые институт президентуры зародился именно в США, ее можно назвать американской моделью президентства. Как показали последующие два столетия, эта модель в законченном виде осталась специфической, и в своем полном объеме воплотилась только в США, хотя многие ее элементы были заимствованы политическими системами других стран [22, с. 122].
Примерами президентских республик являются большинство республик Латинской Америки, Африки и Центральной Азии. В парламентских республиках законодательная и исполнительная ветви власти строят свои взаимоотношения на почве сотрудничества. В отличие от президентской в парламентской республике президент избирается парламентским путем (парламентом непосредственно или органом, образуемым на парламентской основе), правительство формируется парламентом и перед ним же несет ответственность. Правительство остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Премьер-министром (главой правительства) является лидер партии, победившей на парламентских выборах, и в дальнейшем состав правительства зависит от парламентского большинства. Реальная власть здесь принадлежит парламенту. Он формирует подотчетное ему правительство из представителей партий парламентского большинства (или коалиции партий). Правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия. Всенародные прямые тайные и равные выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства.
Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска. Правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях - право вето на законопроекты. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (ФРГ, Италия, Австрия, Израиль и др.), однако в этой форме республики говорят о «слабом» президенте.
Особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента. У обеих форм республиканского правления есть свои достоинства и недостатки. В парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, выражают в основном волю своей партии, отдельных слоев населения. Однако состав кабинета министров отражает предпочтения парламентского большинства, косвенно - волю большинства населения. Для парламентских республик (особенно Италии до 1990-х годов) характерны частые отставки и смены правительств (особенно коалиционных, состоящих из представителей разнородных политических сил). В президентской республике президент сам определяет политику государства в течение всего срока своих полномочий, самостоятельно руководит и её реализацией (как глава правительства). Но если политические представления президента расходятся с мнением парламента, то парламент и население страны не в состоянии серьезно повлиять на изменение политики, проводимой президентом. Смешанная республика соединяет черты двух форм - президентской и парламентской.