Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Эволюция отечественной формы правления имеет свои исторические периоды становления и развития, которые условно можно сгруппировать в три основных - дореволюционный, советский и российский (современный).
3.1 Исторические особенности становления формы правления России
Российское государство прошла определенные этапы становления. О.Д Овчинникова в своей монографии выделяет следующие [16, с. 88-98]: Киевская Русь в IX-XII вв. в виде раннефеодальной монархии. Период распада Киевской Руси и формирование отдельных феодальных княжеств (XII-XV в.). Период собирания, централизации «русских княжеств» в XV-XVII вв. в форме сословно-представительной монархии. Абсолютная монархия в XVII - середине XIX вв.
Оформление дуалистической монархии в начале XX в. Рассмотрение особенностей формы правления России следует начать с периода феодальной раздробленности. Данный этап характеризуется наличием монархической власти практически во всех княжествах. Ее характер непосредственно зависит не только от личности главы государства, но и от соотношения господствующих сил, оформления класса феодалов, процесса возникновения феодального землевладения, когда на территории монархического государства возникли Новгородская и Псковская феодальные республики.
Специфика формы правления данного периода заключается в следующих исторических особенностях: во-первых, в пределах монархического государства, которое никогда ранее не знало республиканского правления, формируются Новгородская и Псковская феодальные республики, чья своеобразная государственность была отлична от всех других русских земель; во-вторых, если на всей территории страны в это время идет процесс формирования авторитарной государственной власти, то в Новгороде и Пскове преобладала тенденция к демократии. Феномен формы правления Новгородской феодальной республики заключается в структуре, полномочиях и порядке образования высших органов государственной власти. Как и в других княжествах, верховный аппарат Новгорода был представлен князем, вечем, советом господ, архиепископом и другими чиновниками, участвующими в реализации верховной власти (посадник, тысяцкий). Разница между новгородскими структурами власти и представителями других княжеств заключалась не только в правовом положении, но и в объеме компетенции этих органов. Князь, представляющий выборное должностное лицо, осуществлял возложенные на него полномочия главы княжества по договору и получал за свою службу вознаграждение.
Однако процесс призвания князя не может в полном объеме ассоциироваться с «выборами» должностного лица, это связано с тем, что князем мог быть избран только представитель династии Рюриковичей; кандидат на должность князя одобрялся Советом господ, рекомендовался вече, лишь после этого с ним заключался договор. Как отмечает О.Д Овчинникова, согласно существующей в юриспруденции классификации форм правления в современном ее понимании, Новгород можно считать республикой лишь условно так как: во-первых, существует условное разделение властей, при котором наблюдается переплетение полномочий; во-вторых, не все органы и должностные лица отвечали таким признакам, как выборность и срочность осуществления полномочий; в-третьих, при наличии главы государства, положение которого соответствует положению монарха в отдельных разновидностях парламентских форм правления, вече не обладало законодательной инициативой и не участвовало непосредственно в процессе законотворчества; в-четвертых, политическую ответственность за осуществляемую деятельность несли князь и должностные лица, на Совет данный признак не распространялся; в-пятых, все должностные лица избираются из узкоограниченного сословия - бояр.
Поэтому в Новгороде существовала феодальная (аристократическая) республика, т.е. демократия, ограниченная интересами высших классов [16, с. 90]. В период феодальной раздробленности для всех русских княжеств (в т.ч. для Новгородской и Псковской республик), характерным является много-функциональность государственных учреждений, т.е. органы не имели специализации. Так, в частности, полномочия, по охране общественного порядка находились у княжеской администрации, вотчинников. Реализация этой функции сводилась к тому, что каждый землевладелец сам организовывал поддержание общественного порядка на своей территории, используя для этого возможности крестьянской общины или создавая собственный аппарат охраны мира и спокойствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены особенности различных форм правления.
В первой главе дано понятие, сущность и содержание формы правления, а также раскрыты история данного вопроса и основные факторы, оказывающие влияние на формирование формы правления.
Форма правления - это элемент формы государства, способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании, который показывает, как формируются высшие органы государственной власти, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами.
Посредством признаков, характеризующих организацию государственной власти можно сделать вывод о прошлом (в смысле предпосылок выбора формы правления определенным государством), настоящем (в смысле учета особенностей формы правления определенного государства), а также, в какой-то степени, и будущем государства (в смысле возможности усиления или ослабления отдельных институтов власти).
Вторая глава посвящена характеристике форм правления.
Выделяют два вида формы правления - монархию и республику. Монархия, где вся государственная власть сосредоточена у одного человека - монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.
Признаки монархии: а) наличие единоличного главы государства; б) передача власти по наследству представителям правящей династии; в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.
Виды монархий: абсолютная - вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют; конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти: парламентская - власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства; дуалистическая - вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством.
Республика где, в отличие от монархии, единственным источником власти по закону является народное большинство. Власть передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
Признаки республики: а) формально-юридическое признание народа в качестве источника власти; б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; г) сменяемость и выборность представительной власти; д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности. Виды республик: президентская - власть распределена между президентом и парламентом; парламентская - всей властью обладает парламент; полупрезидентские и полупарламентские республики. Выделяют гибридные формы правления: монархия с республиканскими элементами, т.е. «республиканская монархия», выборная; республика с монархическими элементами, т.н. «монархическая республика», суперпрезидентская; абсолютной и ограниченной монархии; теократическая республика - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство.
Представляется, что формирование нетипичных (гибридных) форм правления благоприятно влияет на взаимодействие органов государственной власти, приводит к стабильности управления страной.
Библиографический список
I. Законодательные документы (нормативно-правовые акты)
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) / Российская газета от 25.12.1993. - № 237.
II. Учебная литература и справочные материалы
2. Авдеев, Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк): монография [Текст] / Д.А. Авдеев. - Тюмень: ТГУ, 2015. - 244 с.
3. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник [Текст] / А.С. Автономов. - М.: Проспект, 2005. - 560 с.
4. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.Ю. Бархатова. - М.: Проспект, 2016. - 272 с.
5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2011. - 595 c.
6. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГПУ, 2014. - 304 с.
7. Ильин, И.А. Почему мы верим в Россию. Сочинения [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Эксмо, 2006. - 912 с.
8. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права и государства: учеб. пособие [Текст] / Д.А. Керимов. - Тюмень: ТГУ, 2005. - 588 с.
9. Клименко, А.В. Теория государства и права [Текст] / А.В. Клименко, В.В. Румнина. - М.: Норма, 2007. - 224 с.
10. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учебник [Текст] / С.А. Комаров. - СПб.: Изд-во Юридического института, 2012. - 520 с.
11. Корельский В.М. Теория государства и права [Текст] / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2012. - 616 с.
12. Крайтерман В.С. Политология. Учебное пособие [Текст] / В.С. Крайтерман. - М.: Логос, 2008. - 194 с.
13. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Учебник [Текст] / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2011. - 760 с.
14. Матузов, Н.И. Теория государства и права. Курс лекций [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Дело, 2015. - 528 с.
15. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст] / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. - 545 с.
16. Овчинникова, О.Д. Эволюция формы правления Российского государства: историко-теоретический аспект: монография [Текст] / О.Д. Овчинникова. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2011. - 172 с.
17. Сальников, В.П. Государство как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ: Монография [Текст] / В.П. Сальников, С.В. Степашин, А.Г. Хабибулин. - СПб.: Университет, 2001. - 208 с.
18. Симонишвили, Л.Р. Формы правления. История и современность: учебное пособие [Текст] / Л.Р. Симонишвили. - М.: МПСИ, 2017. - 107 с.
19. Теория государства и права [Текст] / Под ред. Н.А. Пьянова. - Иркутск.: ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста РФ), 2015. - 528 с.
20. Чиркин, В.Е. Государствоведение: Учебник [Текст] / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2004. - 384 с.
21. Чиркин, В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление [Текст] / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2006. - 319 с.
22. Чихладзе, Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2010. - 344 с. III.Статьи из журналов, сборников научных трудов
23. Авдеев, Д.А. Классификация форм правления: новый взгляд или поиск критериев [Текст] / Д.А. Авдеев // Вестник ТюмГУ. - 2013. - № - 3. - С. 114-120.
24. Авдеев, Д.А. Форма правления: от классики к модерну [Текст] / Д.А. Авдеев // Вестник Академии права и управления. - 2011. - № 25. - С. 10-16. 25. Аникушин, А.В. Форма правления: особенности понимания и определения [Текст] / А.В. Аникушин // Ученые записки. - 2013. - № 2. - С. 197-201.
26. Арзамаскин, Н.Н. Трансформация формы правления современного российского государства [Текст] / Н.Н. Арзамаскин // Вестник Башкирского университета. - 2006. - № 3. - С. 106-108.
27. Аштаев, Ю.С. Формы правления современных государств [Текст] / Ю.С. Аштаев, Е.В. Дацкова, С.С. Аштаева // РГУПС. - 2013. - № 3. - С. 11-14.
28. Видяйкин, И.Е. Форма правления современной России [Текст] / И.Е. Видяйкин, В.А. Любушкин // журнал Огарёв-Online. - 2014. - № 11 (25). - С. 1-5.
29. Григонис, Э.П. Форма правления в России и перспективы ее изменения [Текст] / Э.П. Григонис, В.М. Чибинев // Мир юридической науки. - 2012. - № 3. - С. 4-8.
30. Егорцев, В.В. Форма государственного устройства современной России [Текст] / В.В. Егорцев // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 363-364.
31. Касьян, В. Форма правления в российской империи в начале XX века: конституционная монархия или абсолютное самодержавие [Текст] / В. Касьян // Роль права в формировании гражданского общества в РФ: сборник ст. - 2011. - С. 28-31.
32. Куканов, А.З. Многообразие теоретических подходов к понятию форма правления [Текст] / А.З. Куканов // Правовая жизнь. - 2013. - № 2. - С. 13-24. 33. Морозов, И.К. Понятие формы государства и формы правления [Текст] / И.К. Морозов, Э.А. Ахвердиев, А.Д. Лабазанов // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник ст. - 2017. - С. 118-120.
34. Осипян, Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства [Текст] / Б.А. Осипян // Современное право. - 2009. - №1. - С. 33. 35. Погожева, О.В. Монархия как форма правления в российской империи (историко-правовой аспект): автореф. дисс… к.ю.н. [Текст] / О.В. Погожева // Ростов-на-Дону, 2004. - 23 с.