Файл: Лекция Аудитория коммуникации Рекомендуемая литература Лекция Понятие коммуникации и законы коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию.
Виды централизованных коммуникативных сетей:
- фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга;
- радиальная - вся информация передается членам группы только через центральное лицо;
- иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы.
В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети.
Виды децентрализованных коммуникативных структур:
- цепочка - информация передается последовательно от одного члена группы к другому;
- круговая - здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться;
- полная - отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.
Выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту же, без искажений, информацию до сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе. Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.
Коммуникация в организации.
Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: планируемая, или формальная, передача информации и непланируемая, или неформальная, передача информации.
Формальная передача информации. Осуществляется при помощи стандартизированных форм (бланков), в которые вносится информация.
Стандартные формы дают преимущества инициатору передаваемой информации: введение в оборот соответствующего бланка значительно экономит время. Бланки выгодны также получателю информации: используя форму, он может уточнить, какие именно сведения ему нужны в работе.
Главный недостаток любой стандартной формы заключается в отсутствии у нее гибкости.
Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Неформальные каналы

часто действуют быстрее формальных, и почти всегда доверие коммуникантов к неформальной информации выше, чем к формальному источнику.
Коммуникационные процессы, в которых участвуют организации, могут быть разделены на две крупные сферы: коммуникация внутри организации и внешняя коммуникация.
Внутриорганизационные коммуникации представляют собой взаимодействие в пределах организации.
Внешние коммуникации — это система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями.
В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.
Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными. Восходящее направление.
Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах.
Горизонтальное направление. Коммуникация происходит между членами группы, имеющими равный ранг, а также между равнозначными группами. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Помимо этих основных коммуникационных потоков, в организации могут наблюдаться и дополнительные
(между руководителями и работниками разных подразделений, то есть, "по диагонали", между работниками и руководителями различных организаций, "в сторону").

Массовая коммуникация
Массовая коммуникация - процесс распространения информации
(знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Можно выделить два концептуальных подхода к возникновению массовой коммуникации. Согласно одному (Ю.П. Буданцев) - возникновение и развитие средств МК синхронно возникновению и развитию человеческого общества. Согласно второму подходу (Г. Тард, У.Эко) массовая коммуникация появляется в то время, когда имеется: общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами; каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение; группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.
Массовая коммуникация характеризуется:
- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность;

- социальной значимостью информации;
- массовостью аудитории;
- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.
Массовость. Участниками процесса общения становятся не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи. Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответствии определенным социальным запросам и ожиданиям. Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудиальный, аудио-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. В качестве отправителя сообщения выступает общественный институт либо мифологизированный индивид. Получателем являются целевые группы, объединяемые по некоторым социально значимым признакам.
Функции.
В отечественной теории коммуникации выделяются четыре функции
МК: информационная; регулирующая; культурологическая; социализации личности.
Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности.
Регулирующая функция. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов.
Здесь же кроются возможности управлять общественным сознанием. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. Содержание массовой коммуникации представляет массовая информация. Это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. Современная система
СМК подразделяются на средства массовой информации (СМИ), телекоммуникацию и информатику.
Средства массовой информации - это технические средства фиксации, копирования, тиражирования, хранения текстов и системного, постоянного

распространения больших объемов словесной, образной и музыкальной информации, адресованного массовой аудитории. Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, телетексты и др.); информационные службы.
Телекоммуникация — это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации в основном работают с кодами, сигналами, шумами.
Информатика — это система средств обработки данных при помощи компьютеров. Для программистов главное — поиск логического смысла, анализ и сохранение информации.
В зависимости от реакции аудитории на сообщения массовой коммуникации в теории МК выделилось два основных направления:
1. Человеко-ориентированный подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую из СМИ информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
Теория, получившая название «спираль молчания», развитая Э. Ноэль-
Нойманн, напоминает о «парадоксе голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, поскольку полагают, что их «голос» не является решающим. В такого рода ситуации возникают угрозы изоляции друг от друга общественного мнения и «политического класса».
Теория зависимости, сформулированная С. Болл-Рокеш и М. де Флер, показывает наличие сложной системы взаимодействий между средствами информации, их аудиторией и обществом в целом и объясняет процесс формирования отношения человека к происходящим событиям и формирования его убеждений, согласование индивидуальных и общественных норм и ценностей, урегулирование повестки дня и др.
2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться.
"Теория пули" Лассуэлла утверждает, что коммуникация подобна магической пуле, перед которой зритель беззащитен, как мишень. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал
Маклюэн. Основной тезис его теории таков: сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства.
Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации.
Лекция 4. Коммуникационный процесс.


Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. Он включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной литературе.
Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы.
Линейные модели коммуникации. Модель Аристотеля. Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь –
Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор –
Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает практически любой коммуникативный акт.
Модель Лассуэлла разработана на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:
-Кто сообщает?
-Что сообщает?
-По какому каналу?
-Кому?
-С каким эффектом?
«Коммуникативная формула»
Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.
Модель Шеннона—Уивера. Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.
Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.
Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием других