Файл: Лекция Аудитория коммуникации Рекомендуемая литература Лекция Понятие коммуникации и законы коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семантика изучает значение единиц языка (слов). По отношению к рассматриваемым объектам ставится вопрос о значении и смысле.
Проблематика семантики выражается в вопросах: «Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?».
Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется
«семантический треугольник» или «треугольником Фреге». Готлиб Фреге – немецкий ученый, один из основателей математической логики. Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака. Конкретную вещь чаще называют референтом знака. Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то в эту вершину треугольника часто помещают представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и по-другому: концепт или десигнат знака.
В значении слова находит обобщенное отражение определенный предмет, «фрагмент» действительности: слово является названием не отдельного предмета, а целого класса предметов. Предметы и явления действительности отражаются в сознании человека в виде логических понятий. Таким образом, значение есть соотнесенность знака (слова) с определенным понятием.
Другой раздел семиотики - синтактика - изучает объективные законы устройства знаковых систем с точки зрения их синтаксиса (безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем). Формирование упомянутого смысла знаковой конструкции осуществляется с помощью алфавита
(совокупность букв, знаков), правил образования и преобразования. Задачей синтактики является описание запаса правильно построенных текстов
(составных знаков) для различных классов знаковых систем. В идеале она должна описывать все допустимые тексты.
Прагматика — раздел семиотики, посвященный изучению соотношения знаковых систем и употребляющих их индивидов; теория употребления языка; совокупность факторов, определяющих использование языка его носителями.
Прагматика рассматривает широкий круг вопросов:
1) в обыденной речи — отношение говорящего к тому, что и как говорит: истинность, объективность, предположительность речи, ее искренность, приспособленность к социальной среде и т.д.;
2) интерпретация речи слушателем — как истинной, объективной, искренней или, напротив, ложной, сомнительной, вводящей в заблуждение;
3) в художественной речи — отношение писателя к действительности и к тому, что и как он изображает; отношение читателя к тексту и др.
Вербальная и невербальная коммуникация.
Вербальная коммуникация обмен информацией посредством языка и речи. Невербальная коммуникация – обмен информацией посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.). Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс. Высказывание по форме, строевым характеристикам в основном совпадает с предложением. Однако
высказывание имеет более широкие коммуникативные возможности, чем предложение. Это достигается путем использования интонации, логического ударения, совмещения высказывания с такими невербальными средствами как пауза, тональность, темп речи, высота голоса, его тембр. Высказывание характеризуется ситуативностью, социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью, неустойчивостью.
Дискурс — это смоделированный в речи связный цельный текст, рассматриваемый в событийном плане (его можно условно расшифровать с помощью формулы: речь + действие). В дискурсе присутствуют и языковые, и невербальные средства.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве сообщения, а слушание и чтение – в его восприятии. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и т.п.). Речь включает в себя несколько форм: диалог, монолог, спор, полемика и т.д.
Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями - репликами, характеризующаяся ситуативностью, контекстуалъностъю, непроизвольностью и малой степенью организованности. Информативная полнота диалогической речи в значительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и жестами, ситуативной обусловленностью.
Монолог - форма речи, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу. Полемикой называют борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу.
Дискуссия - публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Невербальные средства коммуникации делятся на две группы: первичные языки (система жестов, пантомима, мимика) и вторичные языки
(азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнения вербальных сообщений, опровержения вербальных сообщений, замещения вербальных сообщений, регулирования разговора. Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному.
Замещение означает использование
Дискурс — это смоделированный в речи связный цельный текст, рассматриваемый в событийном плане (его можно условно расшифровать с помощью формулы: речь + действие). В дискурсе присутствуют и языковые, и невербальные средства.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве сообщения, а слушание и чтение – в его восприятии. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и т.п.). Речь включает в себя несколько форм: диалог, монолог, спор, полемика и т.д.
Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями - репликами, характеризующаяся ситуативностью, контекстуалъностъю, непроизвольностью и малой степенью организованности. Информативная полнота диалогической речи в значительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и жестами, ситуативной обусловленностью.
Монолог - форма речи, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу. Полемикой называют борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу.
Дискуссия - публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Невербальные средства коммуникации делятся на две группы: первичные языки (система жестов, пантомима, мимика) и вторичные языки
(азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнения вербальных сообщений, опровержения вербальных сообщений, замещения вербальных сообщений, регулирования разговора. Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному.
Замещение означает использование
невербального сообщения вместо вербального. Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми.
Охарактеризуем основные средства невербальной коммуникации.
Большинство жестов являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Жестам всегда присуща, во- первых, вариативность, обусловленная индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность.
Мимика - координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Мимический признак — единица анализа лицевого выражения. Он включает ряд физиологических характеристик
(направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, напряжение мышц лица).
Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Позы коммуникантов разделяются на несогласованные и согласованные. Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы — на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации.
Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы: открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру; закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.
Звуковое оформление речи: громкость, темп, ритм и высота звука, и атипические индивидуальные особенности произношения - речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.
Проксемика - способ использования пространства. Существуют различные пространственные зоны коммуникации: 1. Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны. 2. Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров. 3. Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). 4. Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей, массовой аудиторией.
Использование материальных предметов, имеющих символическое значение. Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) говорит о личности коммуниканта, его социальном статусе, роли, работе.
Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса
(например, знаки различия в армии, политические знаки или значки, памятные знаки и медали).
Устная и письменная коммуникация.
Охарактеризуем основные средства невербальной коммуникации.
Большинство жестов являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Жестам всегда присуща, во- первых, вариативность, обусловленная индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность.
Мимика - координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Мимический признак — единица анализа лицевого выражения. Он включает ряд физиологических характеристик
(направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, напряжение мышц лица).
Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Позы коммуникантов разделяются на несогласованные и согласованные. Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы — на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации.
Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы: открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру; закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.
Звуковое оформление речи: громкость, темп, ритм и высота звука, и атипические индивидуальные особенности произношения - речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.
Проксемика - способ использования пространства. Существуют различные пространственные зоны коммуникации: 1. Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны. 2. Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров. 3. Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). 4. Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей, массовой аудиторией.
Использование материальных предметов, имеющих символическое значение. Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) говорит о личности коммуниканта, его социальном статусе, роли, работе.
Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса
(например, знаки различия в армии, политические знаки или значки, памятные знаки и медали).
Устная и письменная коммуникация.
В вербальной коммуникации выделяют две формы — устную и письменную.
Устная коммуникация отражает взаимообусловленные речевые сообщения говорящего и слушающего. Она характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых (языковых) средств и способов изложения информации.
Письменная коммуникация, имея некоторые сходные черты с устной, отличается большей подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Признаками письменной речи являются ее логичность, развернутость, избыточность, нормативность, стилистическая соотнесенность и т.д.
Лекция 7. Аудитория коммуникации
Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования,
место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.)
– объективные характеристики. Также поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств,
внешняя обстановка и т.д.) – субъективные характеристики аудитории.
Целью специалиста по связям с общественностью является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству.
Специфичной по своим характеристикам является массовая аудитория.
Массовая аудитория имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является анонимной массой. В основе типологизации массовой аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМИ) регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного
СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).
Рекомендованная литература по лекциям.
1.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
2.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
3.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
4.
Голуб О.Ю. Теория коммуникации: учебник/О.Ю. Голуб, С.В.
Тихонова. - М.: изд.-торг.корпорация «Дашков и Ко», 2016.
5.
Гриффин Эм. Коммуникация: теория и практики. Пер с англ.- Х.: изд- во «Гуманитарный центр», Науменко А.А., 2015.
6.
Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
7.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
8.
Межличностная коммуникация: теория и жизнь/ О.И. Матяш, В.М.
Погольша, Н.В. Казаринова, С. Биби, Ж.В, Зарицкая. Под науч. Ред. О.И.
Матьяш. - СПб.: Речь, 2011.
9.
Основы теории коммуникации: под ред. проф. М.А. Василика. – М.,
2003.
10.
Основы успешной коммуникации: учеб. пособие/ А.А. Шунейко, И.А.
Авдеенко. - М.: ФЛИНТА: наука, 2016.
11.
Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. - М., 2002.
12.
Шарков Ф.И. Коммуникология: теория и практика массовой информации: учебник для бакалавров/Ф.И. Шарков, В.В. Силкин. - М.: изд.- торг.корпорация «Дашков и Ко», 2017.
13.
Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). - М., 2004.
14.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.