Файл: Лекция Аудитория коммуникации Рекомендуемая литература Лекция Понятие коммуникации и законы коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или многоканальной коммуникации. Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается.
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации.
Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; она абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
Модель М. де Флер. За основу этой модели взята идея, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают. В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею
(«значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким. Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает возможность коммуникаторам увеличить соответствие между отправленным и принятым значениями.
Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П.
Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая
СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в два этапа.
На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через формальные каналы коммуникации — СМИ.
На втором этапе лидеры передают послание дальше в межличностном общении. Последующие исследования привели к модификации данной теории и созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных
«лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией.
Нелинейные модели коммуникации. Линейные модели, благодаря упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся информацией. Получившая наибольшее распространение нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с

коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.
В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникативист Г. Малецке. Где, К – коммуникатор; С – сообщение; Р – реципиент. В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия.
Предсказуемость
– ценнейшее качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.
Единицы анализа коммуникации. Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.
Источник сообщения.
Коммуникатор – создатель сообщения. Источником может быть лицо, организация, группа лиц или индивид, передающие это сообщение. Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю.
В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации. Кодирование ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации.
Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь. Сообщение – информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю. Сообщения состоят из знаков различного рода (вербальных и невербальных).
Средство и канал коммуникации.
Данные термины используются для определения различия между типом используемого кодирования (средство) и маршрутом, по которому сообщение направляется (канал). Обычно каналы делятся на технические
(СМИ) и межличностные. Коммуникант (адресат, получатель) – лицо, или группа лиц, массовая аудитория, которым направлено сообщение.
Получатель информации должен уметь: быстро выделить тематику информации по ключевым словам; правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание; восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; правильно определить замысел высказывания. Эти умения соотносятся с системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию.
Барьеры коммуникации — помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. Барьеры коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех.


Технические помехи. Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) и его технические неисправности.
Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения.
Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.
Языковые помехи возникают на фонетическом и семантическом уровне. На фонетическом - из-за неразличимости звуков, плохого произношения, неприятия темпа речи, а на семантическом — по причине непонимания обозначенного смысла.
Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.
Культурно-национальные помехи. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.
Неправильное или неполное понимание содержания сообщения может быть вызвано как недостаточностью, так и избыточностью информации, заложенной в сообщении. Недостаточность информации восполняется путем применения повторных запросов или же домысливается, достраивается.
Проблемы информационных перегрузок решаются путем регулирования, фильтрации, постановки на очередь сообщений. Уменьшению искажения информации способствует также устранение посредников в потоках информации.
Под обратной связью понимают процесс получения информации о том, что сообщение принято, расшифровано, а при необходимости — предприняты определенные действия, предписанные в сообщении. Эффект коммуникации – изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Эффект может быть положительным
(коммуникация успешна) и отрицательным (когда поставленных целей коммуникатору достичь не удалось).
Эффективность - соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.
Лекция 5. Фигура коммуникатора.
Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и

декодирования информации; иметь взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникаций. Кроме того, они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п. Путем изменения коммуникативных потоков коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории. Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации — передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.
Одним из важных свойств коммуникатора является его кредитность, надежность, престижность. Кредитный коммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого можно прислушиваться. Если коммуникатор не пользуется доверием аудитории, уважением, интересом, исходящая от него информация будет воспринята и понята искаженно независимо от реального содержания текста.
Не менее важен для положительного восприятия коммуникатора фактор привлекательности. Средства привлечения внимания адресата могут содержаться и в самом речевом произведении, и за пределами, например при использовании таких носителей, как престижные средства массовой информации. Также привлекательность – это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той аудиторией, на которую распространяется информация. Кроме того, чем выше социальный статус источника информации, тем более благожелательно принимается сообщение.
Выделяются следующие
1   2   3

типы коммуникаторов: люди престижа и лидер мнений.
Люди престижа – те, кто определяют содержание и каналы передачи информации.
Лидер мнений (ключевой коммуникатор) – член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий посредником между средствами массовой информации и коммуникантом. Лидер мнений, интерпретируя полученное сообщение, воздействует на аудиторию.
Наиболее распространенные типы ключевых коммуникаторов: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, рекламист и т.д.
У каждого коммуникатора вырабатывается свой собственный
«коммуникативный стиль»: доминантный, демократический, аргументативный, спокойный, внимательный, открытый и пр.
Основная задача менеджера по связям с общественностью как профессионального коммуникатора – выделить целевую аудиторию (кому
мы интересны?); создать ключевое сообщение (что привлекает целевую аудиторию в нашем объекте?); выбрать канал коммуникации (как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?). Такой вид коммуникационной деятельности получил название стратегической коммуникации. Стратегическая коммуникация включает в себя следующие этапы: определение проблемы; планирование и программирование; действия и коммуникация; оценка программы. Особую специфику имеют коммуникаторы в массовой коммуникации – это коллективы и группы людей, в задачу которых входит подготовка доступных и понятных массовой аудитории информационных сообщений.
Лекция 6. Содержание средств коммуникации.
Содержание коммуникации представляют знаки как части системы средстввыражения, несущие закодированную информацию, расположенные вопределенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др.
Изучением таких знаковых систем занимается семиотика. Семиотика — наука, занимающаяся исследованием свойств знаковыхсистем и, соответственно, знаков.Основные принципы семиотики сформулировал американский философЧ.С. Пирс. Ему же принадлежит и сам термин
«семиотика».Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковойсистемы: 1) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом, т. е. содержание знаков; 2) синтактику, изучающую отношения между знаками или правила построения знаков в рамках знаковой системы; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и тем, кто пользуется знаками.
Классическая типология знаков предложена Ч. Пирсом. По степени отношения к означаемому он различает три типа знаков: 1) иконические знаки - образы, они имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография); 2) индексальные знаки указывают на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком); 3) символы - условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, аллегории и т.п.).
Каждый знак, каждый элемент системы не существует и не имеет значения сам по себе: значение поддерживается взаимной связью всех элементов системы.
Семиологические исследования коммуникативных систем во многом опираются на труды швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). Причем имя и обозначенный им предмет связаны друг с другом условно, конвенционально, в силу соглашения между людьми.