Файл: Тренировка умаВыражение признательности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вряд ли нужно говорить о том, что все звенья должны быть словами, которые принято произносить в приличном обществе. Слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа.
Сварите СУП из РАКА.
Поставьте РОЗУ в ВАЗУ.
Поймайте РЫБУ в СЕТЬ.
Обмакните ПЕРО в ТУШЬ.
Загоните ВОЛКА в НОРУ.
Перейдите с БЕГА на ШАГ.
Превратите МОРЕ в СУШУ.
Перебросьте МОСТ через РЕКУ.
Растяните МИГ в ВЕК.
Впишите ШАР в КУБ.
Анаграммы
Переставьте буквы в слове КАРЕТА, и вы получите слово РАКЕТА. Сколько времени вам потребуется, чтобы найти новые слова из перечисленных ниже?
ТАБУН
БАЗУКА
ЗОЛА
РОПОТ
КЛОП
МЫШКА
Сквозная буква
Выберите длину слов (например, пять букв), а также сквозную букву и ее местоположение в словах (например, буква “г” должна быть второй по счету).
За установленное время напишите как можно больше слов выбранной длины, в которых сквозная буква занимает определенное место. В нашем примере в пятизначных словах на втором месте должна стоять буква “г”: ИГРОК, ЯГУАР,
ОГОНЬ, УГОЛЬ...
Сколько слов вы сумеете написать?
Квадрат слов
Предварительно выберите длину слов (например, четыре буквы) и сквозное слово той же длины (например, слово “узор”).
За определенное время нужно написать как можно больше квадратов из слов установленной длины, при этом в первом столбце квадратов по вертикали должно читаться выбранное сквозное слово.
Например:
УГОЛ
ЗАЯЦ

ОПЫТ
РЕКА
Алфавитный порядок
За определенное время напишите как можно больше слов, буквы в которых идут в последовательности, совпадающей по “направлению” с расстановкой букв в алфавите.
Например: МОСТ, ЛУЧ, ДЕНЬ.
Упражнения со стихами
Запомните
следующий
стишок:
У нашей
Мэри есть баран,
Собаки он верней:
В грозу, и в бурю, и в туман
Баран бредет за ней.
Прочтите стихотворение, пронумеровав каждое слово:
1 У 2 нашей 3 Мэри 4 есть 5 баран,
6 Собаки 7 он 8 верней:
9 В 10 грозу, 11 и 12 в 13 бурю, 14 и 15 в 16 туман
17 Баран 18 бредет 19 за 20 ней.
Прочтите
стишок,
называя
количество
букв
в
каждом
слове:
1
У
5 нашей
4
Мэри
4 есть
5 баран,
6
Собаки
2 он
6 верней:
1
В
5 грозу,
1 и
1 в
4 бурю,
1 и
1 в
5 туман
5 Баран 6 бредет 2 за 3 ней.
Прочтите стихотворение, произнося слова задом наперед:
У йешан ирэМ ьтсе нараб, икабоС но йенрев:
В узорг и в юруб и в намут нараБ тедерб аз йен.
Прочитайте
стишок,
начиная
с
последней
строчки:
Баран бредет за ней.
У нашей
Мэри есть баран
Собаки он верней:
В грозу, и в бурю, и в туман
Прочитайте стихотворение, произнося слова в каждой строчке в обратном порядке: баран есть Мэри нашей У верней он Собаки туман в и бурю в и грозу В ней за бредет Баран
Прочтите стихотворение, опуская каждое второе (третье, четвертое) слово:
У
Мэри баран он в бурю в баран за


Прочтите стихотворение, заменяя буквы их порядковыми номерами в алфавите:
21 15-1-26-6-11 14-31-18-10 6-19-20-30 2-1-18-1-15 19-16-2-1-12-10 16-15 3-6-18-15-6-11 3 4-18-16-9-21 10 3 2-21-18-32 10 3 20-21-14-1-15 2-1-18-1-15 2-18-6-5-7-20 9-1 15-6-11
Зрительный
образ
стихотворения:
Не произнося слов или букв в уме, постарайтесь увидеть поток плавно проплывающих букв.
Приведем еще несколько стихотворений, для того чтобы вы потренировались:
Джек и
Джил взошли на холм
Добыть ведро воды.
Свалился
Джек, уткнувшись лбом,
За ним скатился Джил.
* * *
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз -
Длиннее был бы мой рассказ.
*
*
*
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница, вся королевская рать
Не может
Шалтая,
Не может
Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.
* * *
Быть иль не быть, вот в чем вопрос? Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
Вильям Шекспир
Полезные советы
Упорство ума, способность заставлять себя думать, когда вашему разуму очень хочется отдохнуть, вырабатываются только путем регулярных тренировок.
Приобретите привычку полностью концентрироваться на задачах, которые вы перед собой ставите.
СОВЕТ 1.
Регулярно занимайтесь умственной гимнастикой. Каждый день выполняйте какое- нибудь задание, которое потребует от вас интенсивной концентрации внимания.

СОВЕТ 2.
Подумайте, какие упражнения этого тренажера показались вам простыми, а какие - сложными. Для развития упорства ума поработайте над теми, которые менее естественны для вас. Помните поговорку: “Без труда - не вынешь и рыбку из пруда”.
СОВЕТ 3.
Разработайте свои собственные упражнения. Придумайте еще варианты упражнений с числами, буквами, словами и стихами. Сколько вы сможете придумать?
Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума.
Главная задача образования - научиться управлять своими желаниями.
Жозеф Жубер, эссеист
Гимнастика ума (I). Образное мышление
Мысленные манипуляции
Посмотрите на ладонь вашей левой руки.
Тщательно изучите ее.
Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже.
Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете.
Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как
выглядит ваша ладонь, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести ее вид в уме,
создайте четкий мысленный образ ладони.
Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с
картиной, которую вы нарисовали в воображении.
Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе.
Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь.
Вообразите, как она выглядела бы, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами.
Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь.
Повторите весь цикл не менее шести раз.
С каждым разом старайтесь добавлять еще больше ясности созданному вами образу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Мир воображения
Душа
никогда
не
мыслит
без
представлений.
Аристотель, философ
Воображение играет важную роль в интеллектуальной жизни большинства людей.
Химики пользуются воображением для того, чтобы представить себе молекулярные связи. Модельеры мысленно прикидывают, как будет сидеть платье. Физики-теоретики создают абстрактный мир элементарных частиц. Бизнесмены мысленно прикидывают, как изменятся цены на рынке. Гроссмейстеры в уме разрабатывают стратегию игры.
Грузчики рисуют мысленную картину подъема рояля на десятый этаж дома.
Что такое мысленный образ? Мысленный образ - это внутренняя имитация (от латинского “imitari”, что означает подражать), это воспроизведение всех свойств объекта в сознании. В своем воображении вы можете слышать звуки, ощущать запах, вкус, а также видеть предметы, которые в данный момент физически отсутствуют. Вы
можете представить себе розу, и для этого вам совершенно не требуется держать ее в руках.
Кроме физических объектов, в мысленных образах могут воплощаться также и абстрактные идеи, например, вы можете создать в своем воображении образ свободы, власти или красоты.
Как вы справились с упражнением по составлению мысленного образа ладони? Скажите, образ был ясным и устойчивым или расплывчатым и нестабильным? Изображение было трехмерным, как в действительности, или же плоским, как на телевизионном экране?
Возможно, ни одно из качеств мышления не варьирует у людей так сильно, как воображение. В то время как одни люди, по их словам, могут видеть четкую трехмерную картину, другие вообще не способны создать в уме какой-либо образ.
Одни люди мыслят почти исключительно образами, другие утверждают, что
“мысленный взор” - это лишь метафора, служащая для украшения речи.
Не имеет значения, насколько хорошо работает ваше образное мышление, в любом случае попытка напрячь мускулы воображения - это эффективный способ повысить творческие способности, развить многогранность мышления и добавить непосредственности вашим чувствам.
Говоря о воображении, психологи обычно употребляют два понятия: “наглядность” и “управляемость”. Наглядность - это показатель того, насколько ярким, четким и живым является мысленный образ, а управляемость характеризует его устойчивость и адекватность. Наглядность и управляемость взаимосвязаны. Увеличение наглядности делает образы более красочными, реалистичными и объемными. Достижение управляемости означает, что образы становятся устойчивыми и точными. Однако давайте посмотрим на каждое из этих двух качеств более пристально.
Наши
неоплаченные
долги
игре
воображения
неисчислимы.
Карл Юнг, психолог
Наглядность и управляемость
Николай Тесла, изобретатель флюоресцентной лампы, генератора переменного тока и высоковольтной передачи, имел экстраординарную способность рисовать в своем воображении наглядные картины. Для него в порядке вещей было создать в уме трехмерный образ сложной машины. К тому же этот зрительный образ был подробен до мельчайших деталей - как на чертеже. Еще более удивительно то, что Тесла мысленно проверял работоспособность каждой изобретенной им машины, запуская ее в своем воображении и полностью контролируя работу всех составных частей в течение нескольких недель.


Вероятно, Тесла обладал способностью к созданию эйдетических образов. Его мысленные картины были столь же яркими и четкими, как те, что он видел воочию.
Эйдетик - человек, обладающий поистине фотографической памятью - может, например, просмотреть страницу газеты в течение нескольких секунд, затем закрыть ее и восстановить в голове строчку за строчкой. У таких людей четкие и точные мысленные образы сохраняются очень надолго.
Примерно столетие назад психолог
Фрэнсис Гальтон придумал тест для проверки способности к созданию мысленных образов.
Анализируя результаты, он обнаружил, во-первых, что истинные эйдетики встречаются чрезвычайно редко и, во-вторых, что повысить “качество” воображения весьма и весьма непросто. Ниже мы приводим образец теста психолога Фрэнсиса Гальтона.
Мысленный образ праздничного ужина.
За минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на которым вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились.
Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.
А теперь ответьте на следующие вопросы:
Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?
Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?
Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?
Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?
Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?
Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?
Можете ли вы сохранить в воображении устойчивый образ вашей тарелки? Если это реально, скажите, становится ли он четче по истечении времени?
Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека - и все это в одно и то же время?
Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?
Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?
Ну, как дела? Как вы справились с упражнением? Возможно, как и большинство людей, вы обнаружите, что какие-то детали созданного вами образа вы видели очень четко, а какие-то - более туманно. Допустим, вы смогли представить лица людей, но не смогли восстановить рисунок на чашках. Или же смогли воссоздать только запах пищи, но не вкус. Или ясно слышали звуки, раздававшиеся в тот вечер, но вам оказалось не под силу припомнить форму вилок и ложек. Возможно, все, что вам удалось

воспроизвести, - это лишь идея праздничного ужина, и на самом деле вы не смогли увидеть ни одного образа.
Точность мысленной картины лишь в малой степени определяется нашей способностью создавать наглядные образы. Представьте долларовую купюру или входную дверь в ваш дом, или телефонную трубку, или приборную панель вашего автомобиля - вещи, которые вы видите каждый день, - и вы обнаружите неясности в созданных вами образах. Точность мысленного образа в основном зависит не от того, насколько часто вы соприкасались с каким-то предметом, а от того, насколько детально изучили его. Если вы никогда тщательно не рассматривали долларовую купюру, вы, вероятно, не сможете подробно воссоздать ее образ. Если вы редко протираете приборную панель, вы вряд ли будете иметь четкое представление о том, как она выглядит.
Чтобы добавить жизни воображаемым картинам, вы должны параллельно подключить вербальное мышление, а также задействовать мышцы анализа зрительных изображений. К примеру, вы захотели создать мысленный образ фигуры, изображенной внизу. Что вы будете делать? Скорее всего вы начнете с того, что спросите себя, что же в действительности вы видите, не так ли? Потратьте немного времени и хорошенько рассмотрите очертания рисунка. Темный он или светлый? Какие ощущения вызывает у вас этот рисунок? Или никаких? Какие ассоциации возникают при взгляде на него?
Напоминает ли вам что-либо этот образ? Может быть, автомобильную шину? Или цифру нуль? Или Зэн - символ вечности? Затем обратите внимание на детали, отличительные особенности изображения. Заметьте, как края линий образуют миниатюрные фигурки различных размеров. Как расположены в пространстве эти фигурки? Каким образом они соединяются вместе, образуя большую фигуру?
Посмотрите на белое пространство, окружающее изображение, ощутите, что это пространство само по себе имеет форму. Продолжайте изучать рисунок с разных точек зрения, пока не получите целостное представление об объекте.
Чем внимательнее вы смотрите, чем больше видите деталей, тем легче вам будет воспроизвести образ.
Когда вы захотите сформировать четкий образ данного объекта, восстановите в памяти все ключевые моменты, собранные в процессе анализа, а именно ощущение пропорций и взаимное расположение составляющих фигур. Пусть образ возникнет прямо у вас перед глазами. Если у вас нет привычки тренировать свое воображение, сначала вам будет непросто, но дайте себе время - и образы будут становиться ярче и устойчивее.
Какие предметы можно использовать, чтобы попрактиковаться в создании мысленных образов? Лица людей, одежду, машины, здания, узоры на стенах, ручки, карандаши, обои, обложки книг - да что угодно, все, что вызывает ваш интерес. Кроме привычки уделять больше внимания окружающему вас миру, подобная регулярная