ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Для демократического режима характерны следующие черты:
1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти;
2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;
3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
5) выборность и сменяемость органов государственной власти;
6) децентрализация государственной власти;
7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;
10) наличие легальной оппозиции.
Виды демократического режима:
-
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям и др. К власти приходят те, у кого есть ресурсы.
Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:
1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;
2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;
3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;
4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.
-
Собственно-демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К власти придет наиболее способный. Решения принимаются на основе компромисса, а значит принятие решений затягивается. Никому на практике не удалось его реализовать.
К другим особенностям собственно-демократического режима относятся:
а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;
б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;
в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);
г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.
НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Недемократический политический режим | |
Тоталитарный | Авторитарный |
|
|
Другие примеры недемократических режимов: Деспотический, тиронический, национал-социализм, фашизм, коммунизм, религиозный фудаментализм как вариации тоталитарного режима.
53. Сущность и свойства государственной (публичной) власти. Субъекты государственной власти.
Понятие «государственная власть» – производное от более широкого и многогранного понятия «власть».
Власть – когда один субъект подчиняет своей воле и своему сознанию волю и сознание другого субъекта.
Власть – это такое отношение между А(субъектом власти) и Б (объект власти) когда Б совершает то, что он никогда бы не совершил если бы не было бы А.
«А (субъект власти) имеет власть над Б(объект власти) в той степени, в которой А может заставит Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать».
Структура власти: есть субъект и объект власти, а также есть средства (ресурсы власти):
-
Принуждение -
Авторитет -
Традиции -
Привычки и т.д.
Существует классификация власти с точки зрения социального уровня:
А. власть в масштабе всего общества
Б. власть внутри коллектива (социальной общности)
В. власть в отношениях между людьми.
Виды социальной власти – политическая, экономическая, духовно-культурная, государственная.
Политическая власть шире государственной власти, политическая говорит о сфере жизни общества, существует не только внутри государства, но и на уровне международном, на уровне политических партий.
Социальная власть— важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬпредставляет особую разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Это означает, что:
-
Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т. е. власть существовала на всех этапах развития общества. Власть – явление социальное. -
Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения. -
Власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции. -
Воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они – обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений. -
Сознательно-волевой характер власти
Другие признаки государственной власти
-
Публичный политический характер государственной власти.
Осуществляется особым аппаратом управления – эта структура отделена от общества, но его представляет (его персонифицирует), руководит этим обществом, может иметь свои собственные интересы, который могут не совпадать с интересами общества, осуществляется на профессиональной основе (для тех, кто осуществляется это управление, это профессия, которая является источником существования)
-
Суверенность – она верховна по отношению к любой другой власти в этом обществе (всегда может пересмотреть решение любой другой власти, если ей это интересно, и принять окончательное решение) -
Независимость – она осуществляется независимо от всех других властей, но в современных демократических государствах дается оговорка, что она ограничена народным суверенитетом и т.д. -
Универсальность –
а) Распространяется на всех лиц, находящихся на территории этого государства.
б) Может затрагивать все сферы жизни общества.
-
Основывается на возможности государственного принуждения. В современном обществе именно государственная власть есть единственная власть в обществе, которая имеет легальное право на применение насилия к тем, кто находится на территории государства. -
Наличие аппарата принуждения – «особые материальные придатки» -
Осуществляется, как правило, в правовых формах.
СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
-
Легальность - (юридический характер) – насколько эта власть соответствует действующему законодательству - получена ли она законным путем и насколько в рамках закона она функционирует, -
Легитимность – (нравственный характер) - народ признает ее и готов добровольно ей подчиняться, «оправданность власти в глазах населения».
Типы легитимности –
-
Традиционный – чаще всего это власть сопряжена с монархиями, а монарху подчиняется в силу традиций, привычек и т.д. -
Харизматический– талант, дар, харизма, авторитет лидера – чаще всего характерно для тоталитарных режимов. -
Рационально-легальный – если власть получена законным путем, то мы ей доверяем, подчиняемся и т.д.
Структура государственной власти: Субъекты, объект, властеотношения, средства осуществления власти, методы осуществления власти (убеждение, принуждение).
СУБЪЕКТЫ. Правом реализации государственной власти обладают органы государства и их должностные лица. Также иногда относят к субъектам и политические партии, общественные объединения, органы местного самоуправления.
54. Правовое сознание: понятие, структура и виды.
ПРАВОСОЗНАНИЕ — это одна их форм общественного сознания, представляющая собой совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, концепций и теория, выражающих отношение людей ко всей юридической действительности.
СТРУКТУРА правосознания включает в себя 2 элемента:
-
правовую психологию (переживания, эмоциональные оценки права субъектами) - эмоциональная оценка права. -
правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения) – теоретическая оценка права.
Отдельные ученые выделяют еще один компонент правосознания – поведенческий. Чаще всего он рассматривается применительно к правосознанию личности и включает в себя: правовую установку, ценностную ориентацию человека, готовность к деятельности в правовой сфере, цель, мотив, привычку, убеждение, правовую активность.
ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ:
- По субъектам-носителям правосознания выделяют:
-
индивидуальное – представления, взгляды, эмоции одного человека. -
коллективное (групповое) – сходные черты правого сознания, свойственные определенной категории людей (студенты. пенсионеры и т.д.). -
общественное – свойственно всему обществу в силу присущего ему менталитета, общего положения, обусловленного существующими государственно-правовыми институтами, своими правовыми обычаями юр.традициями, получившими отражение в сознании данного общества.
- По уровню, т. е. глубине познания и отражения правовой действительности, правосознание подразделяется на:
-
обыденное (эмпирическое) - отражение правовых явлений на основе повседневного опыта. Этот уровень складывается стихийно, самопроизвольно; -
профессиональное (специализированное) - свойственно людям с специальной юр.подготовкой. Его особенность в доскональном знании правовых норм, оценкой значения соответствующих юр.процедур; -
научное (теоретическое) – формируется в результате научных исследований и выражено в понятиях, категориях, концепциях, отражающих юридические явления интеллектуально.
Тип правосознания – совокупность характерных и в то же время существенных черт правовой идеологии и психологии, отражающих их связь с обществом на соответствующей стадии развития.
Классификации типов правосознания:
1. светский тип, теократический тип и другие;
2. правосознание рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.
55. Правовая культура и правовое воспитание.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – качественное состояние государственно-правовой жизни общества, свидетельствующее об уровне развития и совершенства государственно-правовых институтов, правосознания, правовых актов, правотворческой, правореализационной и правозащитной деятельности, о степени относительной свободы государства и личности и их взаимной ответственности.