ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности; 

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина; 

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; 

5) выборность и сменяемость органов государственной власти; 

6) децентрализация государственной власти; 

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними; 

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений; 

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений; 

10) наличие легальной оппозиции. 

Виды демократического режима:

  • Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям и др. К власти приходят те, у кого есть ресурсы.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

  • Собственно-демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К власти придет наиболее способный. Решения принимаются на основе компромисса, а значит принятие решений затягивается. Никому на практике не удалось его реализовать.


К другим особенностям собственно-демократического режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Недемократический политический режим

Тоталитарный

Авторитарный

  • Контроль над всеми сферами жизни

  • Правящая партия, но допускают некие общественные организации

  • Контроль за СМИ

  • Массовый террор, преследование инакомыслия

  • Планирование экономики

  • Основной упор на развития тяжелой промышленности, оборонного комплекса

  • Харизматичный лидер + культ личности

  • Менее полный контроль за сферами жизни

  • Многопартийность, но партии лишь в идеологическом ключе правящей партии

  • Относительная независимость СМИ

  • Политические ссылки отправление в психбольницы за инакомыслие – нет физическое уничтожения

  • Есть элементы рынка

  • Политическая правящая элита во главе государства

Другие примеры недемократических режимов: Деспотический, тиронический, национал-социализм, фашизм, коммунизм, религиозный фудаментализм как вариации тоталитарного режима.
53. Сущность и свойства государственной (публичной) власти. Субъекты государственной власти.

Понятие «государственная власть» – производное от более широкого и многогранного понятия «власть».

Власть – когда один субъект подчиняет своей воле и своему сознанию волю и сознание другого субъекта.

Власть – это такое отношение между А(субъектом власти) и Б (объект власти) когда Б совершает то, что он никогда бы не совершил если бы не было бы А.

«А (субъект власти) имеет власть над Б(объект власти) в той степени, в которой А может заставит Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать».



Структура власти: есть субъект и объект власти, а также есть средства (ресурсы власти):

  1. Принуждение

  2. Авторитет

  3. Традиции

  4. Привычки и т.д.

Существует классификация власти с точки зрения социального уровня:

А. власть в масштабе всего общества

Б. власть внутри коллектива (социальной общности)

В. власть в отношениях между людьми.

Виды социальной власти – политическая, экономическая, духовно-культурная, государственная.

Политическая власть шире государственной власти, политическая говорит о сфере жизни общества, существует не только внутри государства, но и на уровне международном, на уровне политических партий.

Социальная власть— важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬпредставляет особую разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Это означает, что:

  1. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т. е. власть существовала на всех этапах развития общества. Власть – явление социальное.

  2. Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.

  3. Власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.

  4. Воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они – обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений.

  5. Сознательно-волевой характер власти

Другие признаки государственной власти

  1. Публичный политический характер государственной власти.

Осуществляется особым аппаратом управления – эта структура отделена от общества, но его представляет (его персонифицирует), руководит этим обществом, может иметь свои собственные интересы, который могут не совпадать с интересами общества, осуществляется на профессиональной основе (для тех, кто осуществляется это управление, это профессия, которая является источником существования)


  1. Суверенность – она верховна по отношению к любой другой власти в этом обществе (всегда может пересмотреть решение любой другой власти, если ей это интересно, и принять окончательное решение)

  2. Независимость – она осуществляется независимо от всех других властей, но в современных демократических государствах дается оговорка, что она ограничена народным суверенитетом и т.д.

  3. Универсальность

а) Распространяется на всех лиц, находящихся на территории этого государства.

б) Может затрагивать все сферы жизни общества.

  1. Основывается на возможности государственного принуждения. В современном обществе именно государственная власть есть единственная власть в обществе, которая имеет легальное право на применение насилия к тем, кто находится на территории государства.

  2. Наличие аппарата принуждения – «особые материальные придатки»

  3. Осуществляется, как правило, в правовых формах.

СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

  • Легальность - (юридический характер) – насколько эта власть соответствует действующему законодательству - получена ли она законным путем и насколько в рамках закона она функционирует,

  • Легитимность – (нравственный характер) - народ признает ее и готов добровольно ей подчиняться, «оправданность власти в глазах населения».

Типы легитимности –

  1. Традиционный – чаще всего это власть сопряжена с монархиями, а монарху подчиняется в силу традиций, привычек и т.д.

  2. Харизматический– талант, дар, харизма, авторитет лидера – чаще всего характерно для тоталитарных режимов.

  3. Рационально-легальный – если власть получена законным путем, то мы ей доверяем, подчиняемся и т.д.

Структура государственной власти: Субъекты, объект, властеотношения, средства осуществления власти, методы осуществления власти (убеждение, принуждение).

СУБЪЕКТЫ. Правом реализации государственной власти обладают органы государства и их должностные лица. Также иногда относят к субъектам и политические партии, общественные объединения, органы местного самоуправления.

54. Правовое сознание: понятие, структура и виды.

ПРАВОСОЗНАНИЕ — это одна их форм общественного сознания, представляющая собой совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, концепций и теория, выражающих отношение людей ко всей юридической действительности.


СТРУКТУРА правосознания включает в себя 2 элемента:

  1. правовую психологию (переживания, эмоциональные оценки права субъектами) - эмоциональная оценка права.

  2. правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения) – теоретическая оценка права.

Отдельные ученые выделяют еще один компонент правосознания – поведенческий. Чаще всего он рассматривается применительно к правосознанию личности и включает в себя: правовую установку, ценностную ориентацию человека, готовность к деятельности в правовой сфере, цель, мотив, привычку, убеждение, правовую активность.

ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ:

- По субъектам-носителям правосознания выделяют:

  • индивидуальное – представления, взгляды, эмоции одного человека.

  • коллективное (групповое) – сходные черты правого сознания, свойственные определенной категории людей (студенты. пенсионеры и т.д.).

  • общественное – свойственно всему обществу в силу присущего ему менталитета, общего положения, обусловленного существующими государственно-правовыми институтами, своими правовыми обычаями юр.традициями, получившими отражение в сознании данного общества.

- По уровню, т. е. глубине познания и отражения правовой действительности, правосознание подразделяется на:

  • обыденное (эмпирическое) - отражение правовых явлений на основе повседневного опыта. Этот уровень складывается стихийно, самопроизвольно;

  • профессиональное (специализированное) - свойственно людям с специальной юр.подготовкой. Его особенность в доскональном знании правовых норм, оценкой значения соответствующих юр.процедур;

  • научное (теоретическое) – формируется в результате научных исследований и выражено в понятиях, категориях, концепциях, отражающих юридические явления интеллектуально.

Тип правосознаниясовокупность характерных и в то же время существенных черт правовой идеологии и психологии, отражающих их связь с обществом на соответствующей стадии развития.

Классификации типов правосознания:

1. светский тип, теократический тип и другие;

2. правосознание рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

55. Правовая культура и правовое воспитание.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРАкачественное состояние государственно-правовой жизни общества, свидетельствующее об уровне развития и совершенства государственно-правовых институтов, правосознания, правовых актов, правотворческой, правореализационной и правозащитной деятельности, о степени относительной свободы государства и личности и их взаимной ответственности.