ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классификация:

  • простая диспозиция - называющая вариант поведения

  • описательная диспозиция - описывающая все существенные признаки поведения

  • ссылочная диспозиция - отсылающая к другой норме закона

  • бланкетная диспозиция - не называет правило поведения и отсылает для ознакомления с ним не к нормативно-правовому акту, а к другому акту (инструкциям, правилам), которые носят не правовой, а нормативный характер.

  • представительно-обязывающие и запретительные.

Изложение диспозиции начинается со слов: “имеет право”, “должен”, “обязан”, “вправе”.

3) САНКЦИЯэлемент нормы права, предусматривающий последствия для лица, нарушившего требования диспозиции.

Классификация:

  • абсолютно-определенные санкции точно указывают вид и размер неблагоприятных последствий (например, увольнение, точно обозначенный размер штрафа).

  • относительно-определенные санкции точно указывают на вид неблагоприятных последствий, а их меру определяют в диапазоне (от min до max или только до max). Это многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой “наказывается лишением свободы на срок от…до…лет” или “наказывается лишением свободы сроком до … лет”.

  • альтернативные санкции содержат несколько видов неблагоприятных последствий, из которых может быть применено только одно (например, вандализм - см. санкцию этой статьи УК РФ).

  • кумулятивные санкции допускают или обязывают применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб).

  • простые санкции содержат одно неблагоприятное последствие и сложные санкции содержат два и более неблагоприятных последствия, назначаемых одновременно.

  • правовосстановительные (Такие санкции направлены на сокращение причиненного вреда или же полное его устранение) и штрафные (карательные) (Эти санкции направлены на причинение страдания или лишение чего-либо нарушителя правовой нормы)


10. Классификация норм права.

Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).

Классификация норм права.

По кругу лиц:

  • исходные нормы — определяют основы правового регулирования общественных отношений

      • нормы-начала

      • нормы-принципы

      • учредительные нормы (положения статусного характера)

      • нормы-определения

      • нормы-цели


  • общие

  • специальные

По предмету правового регулирования: конституционные, административные, уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные

От характера норм:

  • нормы материального права

  • нормы процессуального права

По методу правового регулирования:

  • императивные - властное предписание

  • диспозитивные – свобода усмотрения

  • поощрительные – стимулируют социально полезное поведение

  • рекомендательные - наиболее приемлемый вариант поведения

По форме выражения предписания юридической нормы:

  • управомочивающие

  • обязывающие

  • запрещающие

По социальному назначению:

  • регулятивные - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников общественных отношения

  • Охранительные - защита нарушенных прав

  • коллизионные – устранение противоречий между правовыми предписаниями

  • обеспечительные

  • учредительные

По функциональному назначению в механизме правового регулирования:

  • материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений

  • процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

По времени действия:

  • постоянные;

  • временные.

По территории действия:

  • федеральные;

  • региональные;

  • местные (муниципальные).



11. Источники права: понятие и классификация.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА:

ТИПИЧНЫЕ

  1. Правовой обычай. Проявление правового обычая: изначально на определенной территории или у определенной социальной группы имеются свои собственные обычаи и традиции. Государство, оценивая такие обычаи, может прийти к выводу, что такое правило поведения у определенных групп является полезным и разумным и санкционирует его. То есть указывает на необходимость руководствоваться сложившимся обычаям в той или иной ситуации.

  2. Правовой прецедент. Суть юридического прецедента заключается в том, что уполномоченный орган, разрешающий правовой спор, в ходе разрешения конфликта и вынесения определенного решения вырабатывает определенное правило поведения, то есть выступает в роли правотворца. Такое выработанное правило поведение носит обязательный характер при рассмотрении аналогичных дел для всех органов, разрешающих споры.


Основные признаки правового прецедента:

1) вырабатывается судебными органами (судебный прецедент) или исполнительными (административный прецедент);

2) подлежит официальному опубликованию;

3) является общеобязательным для нижестоящих органов.

  1. Правовая доктрина – выработанные взгляды, концепции, теории, идеи, выдвинутые гипотезы ученых-юристов.

  2. НПА - правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом гос.власти, регулирующий общественные отношения, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неоднократное применение. Обязательная письменная форма.

Основными признаками нормативно-правового акта выступают:

1) официальность;

2) наличие установленной формы;

3) жесткая регламентация порядка принятия;

4) наличие общеобязательных норм;

5) неоднократность применения;

6) действие в отношении неопределенного круга лиц.

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

  1. Нормативный договор – это соглашение, которое устанавливает общеобязательные правила поведения. Является достаточно распространенным источником права в первую очередь для международного права. Однако существует также множество внутригосударственных нормативных договоров. Нормативный договор не следует путать с обычным договором (трудовым, гражданско-правовым), поскольку нормативный договор обладает свойством общеобязательности – его правила обязательны для исполнения всеми

  2. Религиозные тексты. Они имеют значение лишь для несветских государств, где существует государственная религия. В религиозном государстве нормы вероучений превращаются в правовые, а институты церкви, как правило, сливаются с государственным аппаратом. (Ватикан)

  3. Естественное право является специфическим источником права. Естественное право основывается на общечеловеческих представлениях о добре, справедливости, добросовестности, разумности, соразмерности и целесообразности. Имеет значение при обнаружении отсутствия необходимой для регулирования нормы – пробела в правовом регулировании.


12. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ— это правила наиболее рационального обра­щения людей с орудиями труда и предметами природы. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность (Правила противопожарной безопасности
, дорожного движения, ведения строительных работ, различные стандарты, ГОСТы и т.д.).

Некоторые технические нормы закрепляются в НПА, приобретая юридическую силу – они становятся технико-юридическими нормами. Т.е. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ — это те технические нормы, которые получили закрепление в НПА.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ– правила поведения, правила действия, поступков, отношений людей, действующие в обществе. Т.е. Социальная норма — это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Цель социальных норм - урегулирование общественных отношений

Общие признаки социальных норм:

  • Социальный характер (Преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал)

  • Общий характер (Регулируют отношения между людьми)

  • Объективно-субъективный характер (У них один и тот же объект регулирования – общественные отношения, поступки и действия людей)


13. Правообразование и правотворчество. Применение современных цифровых технологий в правотворчестве.

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ - процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права и до их закрепления в законе.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО это деятельность государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.

Правотворчество представляет собой:

1. монопольную деятельность государства;

2. созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности,

3. процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке.

Правотворчество характеризуетсятем, что:

  • представляет собой деятельность активную, творческую

  • это важнейшее средство управления обществом;

  • является важнейшим показателем уровня правовой культуры общества

  • осуществляется определенным кругом субъектов.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Классификация правотворчества:


  • По субъекту:

  • Уполномоченные государством лица

  • Государственные органы

    • Народ

  • Санкционированное правотворчество — это официальное признание государством в качестве норм права тех норм, которые установлены обычаем, или норм, принятых негосударственными организациями.

  • Делегированное правотворчество — это осуществление правотворческой деятельности как государственными, так и негосударственными организациями по поручению компетентных государственных органов.

Акты правотворчества носят государственно-властный характер, принимаются строго определенными субъектами, уполномоченными государством, с со­блюдением определенной процедуры и требований к их содержанию, име­ют временные, пространственные, субъектные пределы действия.
14. Принципы и стадии правотворчества.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:

  • Научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

  • Профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);

  • Законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

  • Демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

  • Гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации);

  • Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов);

  • Системность.

СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:

а) подготовка проекта НПА (данную стадию предваряет решение компетентного гос.органа о необходимости издания документа, о выработке проекта)