ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классификация:
-
простая диспозиция - называющая вариант поведения -
описательная диспозиция - описывающая все существенные признаки поведения -
ссылочная диспозиция - отсылающая к другой норме закона -
бланкетная диспозиция - не называет правило поведения и отсылает для ознакомления с ним не к нормативно-правовому акту, а к другому акту (инструкциям, правилам), которые носят не правовой, а нормативный характер. -
представительно-обязывающие и запретительные.
Изложение диспозиции начинается со слов: “имеет право”, “должен”, “обязан”, “вправе”.
3) САНКЦИЯ — элемент нормы права, предусматривающий последствия для лица, нарушившего требования диспозиции.
Классификация:
-
абсолютно-определенные санкции точно указывают вид и размер неблагоприятных последствий (например, увольнение, точно обозначенный размер штрафа). -
относительно-определенные санкции точно указывают на вид неблагоприятных последствий, а их меру определяют в диапазоне (от min до max или только до max). Это многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой “наказывается лишением свободы на срок от…до…лет” или “наказывается лишением свободы сроком до … лет”. -
альтернативные санкции содержат несколько видов неблагоприятных последствий, из которых может быть применено только одно (например, вандализм - см. санкцию этой статьи УК РФ). -
кумулятивные санкции допускают или обязывают применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб). -
простые санкции содержат одно неблагоприятное последствие и сложные санкции содержат два и более неблагоприятных последствия, назначаемых одновременно.
-
правовосстановительные (Такие санкции направлены на сокращение причиненного вреда или же полное его устранение) и штрафные (карательные) (Эти санкции направлены на причинение страдания или лишение чего-либо нарушителя правовой нормы)
10. Классификация норм права.
Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).
Классификация норм права.
По кругу лиц:
-
исходные нормы — определяют основы правового регулирования общественных отношений-
нормы-начала -
нормы-принципы -
учредительные нормы (положения статусного характера) -
нормы-определения -
нормы-цели
-
-
общие
-
специальные
По предмету правового регулирования: конституционные, административные, уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные
От характера норм:
-
нормы материального права -
нормы процессуального права
По методу правового регулирования:
-
императивные - властное предписание -
диспозитивные – свобода усмотрения -
поощрительные – стимулируют социально полезное поведение -
рекомендательные - наиболее приемлемый вариант поведения
По форме выражения предписания юридической нормы:
-
управомочивающие -
обязывающие -
запрещающие
По социальному назначению:
-
регулятивные - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников общественных отношения -
Охранительные - защита нарушенных прав -
коллизионные – устранение противоречий между правовыми предписаниями -
обеспечительные -
учредительные
По функциональному назначению в механизме правового регулирования:
-
материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений -
процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.
По времени действия:
-
постоянные; -
временные.
По территории действия:
-
федеральные; -
региональные; -
местные (муниципальные).
11. Источники права: понятие и классификация.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА:
ТИПИЧНЫЕ
-
Правовой обычай. Проявление правового обычая: изначально на определенной территории или у определенной социальной группы имеются свои собственные обычаи и традиции. Государство, оценивая такие обычаи, может прийти к выводу, что такое правило поведения у определенных групп является полезным и разумным и санкционирует его. То есть указывает на необходимость руководствоваться сложившимся обычаям в той или иной ситуации. -
Правовой прецедент. Суть юридического прецедента заключается в том, что уполномоченный орган, разрешающий правовой спор, в ходе разрешения конфликта и вынесения определенного решения вырабатывает определенное правило поведения, то есть выступает в роли правотворца. Такое выработанное правило поведение носит обязательный характер при рассмотрении аналогичных дел для всех органов, разрешающих споры.
Основные признаки правового прецедента:
1) вырабатывается судебными органами (судебный прецедент) или исполнительными (административный прецедент);
2) подлежит официальному опубликованию;
3) является общеобязательным для нижестоящих органов.
-
Правовая доктрина – выработанные взгляды, концепции, теории, идеи, выдвинутые гипотезы ученых-юристов. -
НПА - правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом гос.власти, регулирующий общественные отношения, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неоднократное применение. Обязательная письменная форма.
Основными признаками нормативно-правового акта выступают:
1) официальность;
2) наличие установленной формы;
3) жесткая регламентация порядка принятия;
4) наличие общеобязательных норм;
5) неоднократность применения;
6) действие в отношении неопределенного круга лиц.
Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
-
Нормативный договор – это соглашение, которое устанавливает общеобязательные правила поведения. Является достаточно распространенным источником права в первую очередь для международного права. Однако существует также множество внутригосударственных нормативных договоров. Нормативный договор не следует путать с обычным договором (трудовым, гражданско-правовым), поскольку нормативный договор обладает свойством общеобязательности – его правила обязательны для исполнения всеми -
Религиозные тексты. Они имеют значение лишь для несветских государств, где существует государственная религия. В религиозном государстве нормы вероучений превращаются в правовые, а институты церкви, как правило, сливаются с государственным аппаратом. (Ватикан) -
Естественное право является специфическим источником права. Естественное право основывается на общечеловеческих представлениях о добре, справедливости, добросовестности, разумности, соразмерности и целесообразности. Имеет значение при обнаружении отсутствия необходимой для регулирования нормы – пробела в правовом регулировании.
12. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ— это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность (Правила противопожарной безопасности
, дорожного движения, ведения строительных работ, различные стандарты, ГОСТы и т.д.).
Некоторые технические нормы закрепляются в НПА, приобретая юридическую силу – они становятся технико-юридическими нормами. Т.е. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ — это те технические нормы, которые получили закрепление в НПА.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ– правила поведения, правила действия, поступков, отношений людей, действующие в обществе. Т.е. Социальная норма — это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.
Цель социальных норм - урегулирование общественных отношений
Общие признаки социальных норм:
-
Социальный характер (Преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал) -
Общий характер (Регулируют отношения между людьми) -
Объективно-субъективный характер (У них один и тот же объект регулирования – общественные отношения, поступки и действия людей)
13. Правообразование и правотворчество. Применение современных цифровых технологий в правотворчестве.
ПРАВООБРАЗОВАНИЕ - процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права и до их закрепления в законе.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО — это деятельность государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.
Правотворчество представляет собой:
1. монопольную деятельность государства;
2. созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности,
3. процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке.
Правотворчество характеризуетсятем, что:
-
представляет собой деятельность активную, творческую -
это важнейшее средство управления обществом; -
является важнейшим показателем уровня правовой культуры общества -
осуществляется определенным кругом субъектов.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Классификация правотворчества:
-
По субъекту:
-
Уполномоченные государством лица -
Государственные органы
-
Народ
-
Санкционированное правотворчество — это официальное признание государством в качестве норм права тех норм, которые установлены обычаем, или норм, принятых негосударственными организациями. -
Делегированное правотворчество — это осуществление правотворческой деятельности как государственными, так и негосударственными организациями по поручению компетентных государственных органов.
Акты правотворчества носят государственно-властный характер, принимаются строго определенными субъектами, уполномоченными государством, с соблюдением определенной процедуры и требований к их содержанию, имеют временные, пространственные, субъектные пределы действия.
14. Принципы и стадии правотворчества.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
-
Научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); -
Профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.); -
Законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); -
Демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); -
Гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации); -
Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов); -
Системность.
СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
а) подготовка проекта НПА (данную стадию предваряет решение компетентного гос.органа о необходимости издания документа, о выработке проекта)