ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятие решения о подготовке проекта. Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов, обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

б) принятие НПА

- Коллегиальным органом:

  1. внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

  2. обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т. д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т. д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т. д.

  3. доработка проекта. Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

  4. принятие НПА. На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1) Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган
от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, развернутую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2) Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3) Обсуждение проекта.

4) Официальное принятие проекта.

- Единоначальным органом.

в) введение в действие НПА

  • подписание, регистрация, официальное опубликование или иные способы официального доведения содержания принятого НПА до сведения адресатов.


15. Система права и система законодательства.

СИСТЕМА ПРАВАэто внутреннее строение права, выражающееся во взаимосвязи его элементов.

Структура системы права, выделяют элементы:

1. Норма права

  1. Субинститут

  2. Институт права

  3. Подотрасль права

  4. Отрасль права

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - совокупность НПА, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права.

Система права и система законодательства- тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Такое взаимно соотносящиеся системы права и системы законодательства высказывается в большинстве юридической литературы.

Таким образом, выявляется следующая зависимость: право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства.

Соотношение системы права с системой законодательства:

  • Система права складывается объективно, а система законодательства - субъективно

  • Исходный элементы СП- норма права, СЗ - НПА

  • СП является определяющим фактором в построении СЗ

  • СЗ по объему шире, чем СП

  • СЗ имеет не только отраслевые различия, в отличие от СП, но и иерархические

  • СП является структурой содержания права, а СЗ - структурой формы права.



16. Понятие и структура правоотношения.

ПРАВООТНОШЕНИЕэто общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Признаки правоотношений:

  • это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между субъектами;

  • оно возникает на основе норм права;

  • это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

  • это волевое отношение;

  • это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.

Структура правоотношения:

  • Субъект. Это правоспособные и дееспособные лица, являющиеся носителями юридических прав и обязанностей. Их должно быть как минимум два: носитель права и носитель обязанностей.

Правоспособность - это закрепленная законодательством и обеспеченная государством возможность субъекта иметь объективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

Дееспособность - это закрепленная законодательством и обеспеченная государством возможность субъекта приобретать и осуществлять свои права и обязанности личными действиями. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица Полная дееспособность, как правило, приходит с достижением совершеннолетия. Лицо, которое является душевно больным или слабоумных, может быть признано недееспособным по решению суда Такие лица могут быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию осуществляют другие лица.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает одновременно с момента государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией.

  • Объект. Это реальное (материальное или нематериальное) благо, по поводу которого субъекты вступают в правоотношения.

Виды объектов:

материальные - предметы материального мира, предметы потребления, недвижимость, предметы домашнего обихода, произведения искусства и т.д.

нематериальные - духовные ценности, морально-психологическое состояние человека и т.д.

  • Содержание:

      • юридическое - субъективные права и юр.обязанности участников правовых отношений

      • фактическое – реальное поведение субъектов

      • волевое - государственная воля, выраженная в нормах права



17. Виды правоотношений. Материальные и процессуальные правоотношения.

По отраслевому признаку правоотношения подразделяются

на конституционные, административные, гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные и т. д. То есть по данному основанию можно выделить столько видов правоотношений, сколько выделяется отраслей права. Кроме того, в этой классификации могут быть учтены и подотрасли права, в связи с чем можно говорить и о таких видах правоотношений, как, например, налоговые правоотношения, наследственные правоотношения и др.

В зависимости от функциональной роли правоотношения:

  • Регулятивные – это правоотношения, которые возникают на основе регулятивных норм права. Они, как и регулятивные нормы, выполняют функцию позитивного регулирования общественных отношений. В рамках данных правоотношений возникают и реализуются субъективные юридические права и связанные с правомерным поведением позитивные юридические обязанности. 

  • Охранительные же правоотношения возникают на основе охранительных норм права и совместно с этими нормами выполняют охранительную функцию. В рамках данных правоотношений реализуются в основном меры юридической ответственности.

Исходя из природы юридической обязанностиправоотношения

  • активные (активного типа) - те правоотношения, в которых обязанная сторона должна совершить определенные действия и ее обязанность является активной

  • пассивные (пассивного типа) - те правоотношения, в которых обязанная сторона должна воздержаться от совершения определенных действий и ее обязанность носит пассивный характер.

С учетом характераправоотношения:

  • Материальные – возникают на основе норм материального права. Их содержание — права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения.,

  • Процессуальные – возникают на базе процессуальных норм и производны (вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения.


18. Юридические факты: понятие и виды.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ:

    1. по характеру наступающих последствий:

  1. правообразующие (поступление в вуз);

  2. правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения);

  3. правопрекращающие (окончание вуза);

    1. по волевому признаку:

  • события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.):

  • действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений):

Выделяют также юридические факты-состояния. Они являются длящимися, например родство, гражданство.
19. Нормативный правовой акт: понятие и признаки.

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – письменный официальный документ компетентного органа власти, принятый (изданный) в определенной форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Обязательная письменная форма.( не отражено в законе)

Признаки НПА: ( ППВС №48 )

  • волевое и письменное содержание

  • способность регулировать типичные общественные отношения

  • носит государственно-властный характер

  • содержит нормы права, т.е. правила поведения, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение - нормативность

  • принимается посредством правотворческой деятельности, с соблюдением требований юридической техники

  • принимается в рамках деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного волеизъявления

  • обладает юридической силой – свойством реально действовать, порождать юридически обязательные последствия

  • официальный характер

  • является юридическим документом, имеет соответствующие реквизиты (название, наименование, номер, дата принятия и т.д.)

  • обладает внутренней структурой

  • иерархическая подчиненность актов.