ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20. Виды нормативных правовых актов.
По способам установления:
-
принятые государством -
санкционированные государством -
признанные государством
По субъектам правотворчества:
-
Нормативные правовые акты законодательных органов -
Нормативные правовые акты исполнительных органов -
Нормативные правовые акты правоохранительных органов -
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления -
Нормативные правовые акты контрольно-надзорных органов
! ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ все нормативные акты подразделяются на:
-
законы – нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принятые законодательным органом государства -
подзаконные акты – нормативные правовые акты, обладающие наименьшей по отношению к законам юридической силой.
ЗАКОН принимается только высшим представительным органом или путем референдума, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке.
Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти.
21. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА ВО ВРЕМЕНИобусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Обратная сила закона — распространение действия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу.
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА В ПРОСТРАНСТВЕопределяется действие акта на определенной территории.
Территориальный принцип: сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.
Экстерриториальный принцип: территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
ДЕЙСТВИЕ АКТА ПО КРУГУ ЛИЦ.На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории лиц.
Предметное действие нормативных правовых актов состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений.
22. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.
СТАДИЯ ПРОМУЛЬГАЦИИ предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой̆ государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Принятый̆ федеральный̆ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней̆ Президент подписывает закон и обнародует его. Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных).
Закон, скрепленный подписью Президента РФ, обнародуется, т.е. доводится до всеобщего сведения.
Обнародованием в установленном порядке считается опубликование полного текста закона в официальных источниках, т.е. воспроизведение его текста в печати. Официальное опубликование имеет важное юридическое значение. На территории России применяются только те законы, которые официально опубликованы.
Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней̆ после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней̆ после их официального опубликования.
Источниками официального опубликования законов являются «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской̆ Федерации».
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
23. Предмет и метод правового регулирования.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – совокупность однородных общественных отношений, регулируемых соответствующим элементом системы права.
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – способы, средства, приемы регламентации общественных отношений, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Существует целая система методов правового регулирования. Среди них можно выделить следующие:
-
Императивный – субъекты права выступают в отношении друг друга на условиях соподчинения. Применяется в уголовном, трудовом, административном, финансовом праве; -
Диспозитивный – в основе равенство субъектов, т.е. субъекты могут самостоятельно определять в рамках, определенных законодательством, права и обязанности по отношению друг к другу. Данный метод применяется в гражданском, семейном, наследственном праве. -
Поощрительный, т.е. метод стимулирования. Характерен в основном для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации и т.д. -
Рекомендательный - заключается в формулировании в правовых нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом. Данный метод нашел свое применение, например, в аграрном праве. -
в качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и для отдельных его отраслей в разных сочетаниях.
Многие ученые выделяют только два метода: императивный и диспозитивный.
24. Материальное и процессуальное право.
ОТРАСЛЬ ПРАВА – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Классификация отраслей:
-
Материальное право - реальные общественные отношения. -
Процессуальное право - порядок реализации норм материального права.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО представлено большинством отраслей - гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей - например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое - в составе гражданского права, космическое и атомное право - в составе международного права.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него:
-
представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности; -
придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным; -
направлено на достижение конкретного юридического результата - защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т.д.; -
регулирует правовые общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.
25. Публичное и частное право.
ОТРАСЛЬ ПРАВА – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Классификация отраслей:
-
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего или общегосударственного интереса (конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право; международное публичное правое). -
ЧАСТНОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами (физические и юридические), связанные с обеспечением частных интересов (гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право).Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.