ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Соотношение частного и публичного права:
1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;
2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;
3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.
Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.
Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.
26. Реализация права: понятие и виды.
Под РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВОВЫХ НОРМпонимается фактическое осуществление их предписаний в правомерном поведении субъектов.
Реализация права характеризуется следующими особенностями:
1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий;
2)сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическое воплощение;
3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;
4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;
5) осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей; положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.
В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права:
-
соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться); -
исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны); -
использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности); -
применение(это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).
Акты-реализации права: акты-соблюдения, акты-исполнения, акты-использования, акты-применения
27. Пробелы в праве и пути их преодоления.
ПРОБЕЛ В ПРАВЕ — это полное или частичное отсутствие в праве необходимых норм.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов праве.
Например, к объективным факторам пробелов в праве можно отнести: несогласованность и неэффективность правотворчества, вызванного политическими, социально-экономическими, культурными разногласиями в обществе (например, в период экономического и политического кризиса в России 1990-х гг. после распада СССР); отставание действующего законодательства от постоянного развивающихся общественных отношений (например, в сфере информации, связи, телекоммуникаций, авторских и смежных прав, предпринимательства, местного самоуправления и т.д.); несовершенство парламентских процедур; низкий уровень грамотности, культуры, правового сознания населения страны и др.
Субъективные факторы обусловлены ошибками в работе правотворческих органов: низкий уровень знаний и правовой культуры законодателя; разногласия между правотворческими органами (например, разногласия между депутатами нижней и верхней палат парламента, принадлежащими к различным политическим партиям); ошибки в использовании юридической (правотворческой) техники; коррупция и лоббирование пробельных нормативных правовых актов заинтересованными олигархами, силовыми, бюрократическими, финансово-промышленными структурами и т.д.
Виды пробелов:
1. по времени появления:
-
первоначальные - возникшие в момент издания нормативно-правовых актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов -
последующие - появившиеся после издания нормативных актов, в процессе развития общественных отношений.
2. В соответствии со структурой нормы права:
-
пробел в гипотезе -
пробел в диспозиции -
пробел в санкции.
3. по степени неурегулированности общественных отношений:
-
полные - полное отсутствие регулирования вопроса -
частичные - неполнота имеющегося регулирования
СРЕДСТВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЕЛА:
-
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий:
а) отсутствие конкретной юридической нормы, регулирующей данное общественное отношение;
б) наличие общей правовой урегулированности данного случая (конкретного правоотношения) нормами соответствующей отрасли права;
в) существование другой юридической нормы, относящейся к той же отрасли права (аналогичной нормы права), регулирующей схожие общественные отношения.
-
Аналогия права— это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай.
В уголовном и административном праве аналогия исключается.
-
Субсидиарное применение права — это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.
Субсидиарное применение права можно рассматривать как разновидность аналогии закона, некоторые авторы (С.С. Алексеев, В.И. Леушин, С.В. Поленина и др.) называют его межотраслевой аналогией закона.
.
28. Юридические коллизии и способы их устранения.
ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ — это противоречия или расхождения между действующими правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Выделяются объективные причины коллизий (в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и
субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Виды коллизий:
А) Иерархические
-
между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции); -
между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы); -
между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);
Б) Пространственные
-
между федеральными актами и актами субъектов Федерации
В) Темпоральные
-
между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт позже принятый);
Г) Содержательные
-
между общими и специальными актами (специальная норма отменяет действие общей нормы)
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИЙ:
-
принятие нового акта; -
отмена одного из противоречащих друг другу актов; -
внесение изменений в действующие акты; -
судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское. -
судебные толкования. Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д. -
возможности обжаловать те или иные акты или действия в судебном или административном порядке. -
опротестование актов органами прокуратуры в установленном порядке. -
согласительно-примирительные процедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях спорящих сторон. -
введение временных или специальных режимов. Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономические блокады, режим чрезвычайного положения.
29. Толкование права: понятие и виды.
ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА — это деятельность, направленная на установление точного смысла юридических норм.
Толкование состоит из 2 сторон:
-
уяснение (для себя) - внутренний мыслительный процесс, проходящий в сознании субъекта толкования (интерпретатора); -
разъяснение (для других) - является продолжением мыслительной деятельности на предыдущей стадии, но эта сторона деятельности адресована другим субъектам.
ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА:
1. В зависимости от субъектов:
-
официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);
Официальное толкование бывает:
-
нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев)
-
аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) -
легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).
-
казуальным (обязательно только для данного конкретного случая).
-
неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы (рекомендации советы).
Неофициальное толкование бывает:
-
обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); -
профессиональным (дают юристы); -
доктринальным (научное разъяснение юридических норм).
2. Различают 3 вида толкования:
-
буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); -
ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); -
распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
30. Способы толкования права.
СПОСОБЫ (ПРИЕМЫ) ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА:
1. Грамматический способ толкования права основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.
2. Логический способ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики.
3. Систематический способ - смысл нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права.