ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примеры правовой презумпции в семейном праве:

  • право супругов на совместно нажитое имущество, если один из супругов не работал и не имел соответствующих доходов;

  • презумпция отцовства, согласно которой супруг женщины автоматически становится отцом детей этой женщины.


40. Юридические фикции, юридические преюдиции, юридические конструкции.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИКЦИЯэто несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным.

Примеры юридических (правовых) фикций:

  • факт усыновления является юридическим фактом, поскольку порождает правоотношения между родителями и усыновленными детьми;

  • признание гражданина умершим;

  • снятие судимости и т.п.

Таким образом правовая (юридическая) фикция – это особая разновидность юридического факта, который, в установленном порядке, становится таковым.

ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИКЦИЙ:

  • обеспечивают реальность принципов права (справедливости, законности и т.д.);

  • способствуют устранению препятствий и разрешению правовых коллизий;

  • способствуют экономии времени, средств, объема и эффективности юридической работы.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ. В юридической литературе термин «юридическая конструкция» рассматривается в широком и узком понимании.

В широком смысле в качестве юридической конструкции понимаются все правовые явления и категории, которые имеют определенную структуру или строение: конструкция права; конструкция отрасли права; конструкция правового института; конструкция правосознания и т.д.

В узком смысле юридическая конструкция – это средство законодательной техники, заключающееся в моделировании, определенном логическом построении нормативного материала, а также выступающее как метод познания и толкования права.

Таким образом, юридическую конструкцию следует рассматривать как прообраз (модель), на основе которого осуществляется построение (конструирование) различных юридических составов, структур (юридический состав правонарушения, структура правоотношения, структура нормы права и т.д.).
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕЮДИЦИИ - обязанность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательства факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением суда.


Юридические ошибки (негативный результат, обусловленный непреднамеренным неправильным деянием субъектов юр.деятельности): правотворческие, правоприменительные, интерпретационные и доктринальные
41. Правоприменение: понятие, стадии, виды.

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ - властная и организующая деятельность компетентных органов и лиц по решению конкретного дела, определенной правой ситуации, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.

Признаки правоприменения:

  • применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты;

  • носит властный характер;

  • имеет ряд стадий;

  • осуществляется в процессуальной форме;

  • выносится правоприменительный акт.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

  • установление фактической основы дела;

  • установление юридической основы дела;

  • вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.

На 1-й стадии устанавливается объективная истина по делу. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

На 2-й стадии происходит юридическая квалификация содеянного. Правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

На 3-й стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт.

ВИДЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).

  • правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.


42. Акты правоприменения.

АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА — это индивидуальный правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным субъектом по конкретному юридическому делу

, определяющий наличие субъективных прав и юридических обязанностей и определение их меры на основе соответствующих правовых норм.

Особенности:

  • исходит от компетентных органов;

  • носит государственно-властный характер;

  • носит индивидуальный характер;

  • имеет определенную установленную законом форму.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

  • по наименованию - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

  • по субъектам - акты органов государственной власти, акты судебных органов, акты контрольно-надзорных органов, акты органов местного самоуправления…

  • по характеру воздействия на правоотношения - на регулятивные и охранительные

  • по характеру решения: запрещающие, обязывающие и управомачивающие

  • по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

  • по значению в правоприменительном процессе: основные и вспомогательные.

  • по способу выражения: акты-документы, акты-действия, акты символы.

Структура акта правоприменения:

1. Вводная часть включает в себя наименование акта, место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

2. Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

3. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4. Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Отличие нормативных актов от актов применения права

Нормативный акт - правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом гос.власти, регулирующий общественные отношения. Обязательная письменная форма.

Акт применения права — это индивидуальный правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным субъектом по конкретному юридическому делу
, определяющий наличие субъективных прав и юридических обязанностей обязанности и определение их меры на основе соответствующих правовых норм.

43. Понятие, сущность и типология государства.

ГОСУДАРСТВО — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

К признакам государства принято относить: 

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 

2) территориальную организацию населения; 

3) государственный суверенитет; 

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства; 

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства. 

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. 

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом. Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты: 

а) специально создается для управления обществом; 

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; 

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов; 

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. 

При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения. 

Территориальная организация
- появляются государственные границы. Они означают территориальную неприкосновенность страны.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. 

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти. 

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. 

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами. 

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. 

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке СУЩНОСТИ ЛЮБОГО ГОСУДАРСТВА.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса