ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) разработку миграционной политики государства на основе научного прогнозирования интенсивности внутренней и внешней миграции;

2) подготовку и реализацию миграционных программ, предусматривающих распределение финансовых и материальных ресурсов на миграционные нужды;

3) осуществление миграционного контроля, в том числе пресечение незаконной миграции;

4) защиту прав мигрантов;

5) сотрудничество с международными организациями по вопросам миграции.
46. Формы и методы реализации функций государства.

ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАР­СТВА – сходная деятельность государственных органов по выполнению функ­ций государства.

К ПРАВОВЫМ ФОРМАМ реализации функций государства, как правило, относят –

  1. Правотворческую - деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций возникающих в следствие их претворения в жизнь применения мер ответственности в отношении правонарушителей.

  2. Исполнительно-распорядительную (правоисполнительная) - направленная на реализацию исходящих от государства властных велений.

  3. Правоохранительную - деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонару­шений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.

НЕПРАВОВЫЕ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ) ФОРМЫохватывают большой объем орга­низационно-подготовительной работы в процессе осу­ществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства. Вместе с тем, она не связана с юридически значимыми действиями, влекущи­ми за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изу­чению различной информации при разрешении юриди­ческого дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ– это приемы, с помощью которых реализуются функции государ­ства.

МЕТОДЫ ИМПЕРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА - издание и обеспечение при помощи средств принуждения государственно-властных предписаний устанавливающих максимально конкретные правила поведения. При этом выполнение этих правил должно осуществляться в четком соответствии с содержащимися в них установками, «разрешено делать, то, что разрешено законом».


МЕТОДЫ ДИСПОЗИТИВНОГО ХАРАКТЕРА - определение общих границ «очерчивающих» область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом применительно к диспозитивным методам управления является: «разрешено делать все, что не запрещено законом».
47. Механизм государства: понятие и принципы деятельности.

Функции государства реализуются через государственный механизм. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА понимается в двух аспектах: в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов и организаций. 

Вместе с тем в юридической литературе высказано мнение, что механизм государства включает в себя помимо государственных органов и организаций еще и такие компоненты, как: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение (проф. Ю.А. Тихомиров). 

К публичным относятся три группы служб

1) занимающиеся охраной правопорядка, обеспечением законности и безопасности, обороной страны: армия, полиция, пограничные и железнодорожные войска, внутренние войска; 

2) призванные оказывать общественные услуги в области телефонной, телеграфной, почтовой, электронной связи, транспортные и энергетические системы и иные службы, обеспечивающие жизнедеятельность общества.

3) государственные корпорации, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного управления (Газпром, Водохозстрой и др.). 

Среди процедур принятия государственных решений различают пять видов: 

1) выборы и референдумы; 

2) самостоятельное принятие решений государственным органом на основе собственного регламента или иных ведомственных правил; 

3) совместное принятие решений несколькими субъектами права.

4) согласованное принятие решений, например, в рамках бюджетного процесса; 

5) принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений (СНГ, Совет Европы и др.). 

Ресурсное обеспечение механизма государства состоит из:

а) управления государственной собственностью;

б) регулирования бюджетно-налоговых отношений;

в) использования природных ресурсов;



г) материально-технического обеспечения;

д) режима использования людских ресурсов в соответствии с законодательством о труде, занятости. 

ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА:

– представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата (обеспечивается демократической избирательной системой, гарантиями прав и свобод);

– разделение властей (формирует механизмы, исключающие произвол);

– гласность и открытость в деятельности государственного аппарата;

– профессионализм и компетентность государственных органов;

– законность;

– демократизм в формировании и деятельности государственных органов (учитываются интересы большинства граждан);

– субординация и четкое взаимодействие между органами государственной власти федерации и субъектов федерации.

48. Государственные органы и их классификация.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ:

  1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

  • законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);

  • исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

  • судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

  • федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

  • органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


По порядку формирования:

  • выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

  • назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

  1. По способу принятия решений:

  • коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

  • единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

  1. По месту в системе государственных органов:

  • вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

  • нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).

  1. По территориальному масштабу деятельности:

  • центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);

  • территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

  1. По характеру компетенции:

  • органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

  • органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, Прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).


  1. По времени функционирования:

  • постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)

  • временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).


49. Форма государства: понятие и структурные элементы.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

  1. порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

  2. совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА:

1) форма государственного правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Форма государственного правления — порядок образования и организации высших органов власти в государстве.

  1. Монархия — форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им)

  1. Республика — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением

  1. парламентская — Глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, избираемого населением страны. Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия).

  2. президентская — Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентским путем - прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).

  3. смешанная (полупрезидентская) — Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция).