ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) разработку миграционной политики государства на основе научного прогнозирования интенсивности внутренней и внешней миграции;
2) подготовку и реализацию миграционных программ, предусматривающих распределение финансовых и материальных ресурсов на миграционные нужды;
3) осуществление миграционного контроля, в том числе пресечение незаконной миграции;
4) защиту прав мигрантов;
5) сотрудничество с международными организациями по вопросам миграции.
46. Формы и методы реализации функций государства.
ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – сходная деятельность государственных органов по выполнению функций государства.
К ПРАВОВЫМ ФОРМАМ реализации функций государства, как правило, относят –
-
Правотворческую - деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций возникающих в следствие их претворения в жизнь применения мер ответственности в отношении правонарушителей. -
Исполнительно-распорядительную (правоисполнительная) - направленная на реализацию исходящих от государства властных велений. -
Правоохранительную - деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.
НЕПРАВОВЫЕ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ) ФОРМЫохватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства. Вместе с тем, она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ– это приемы, с помощью которых реализуются функции государства.
МЕТОДЫ ИМПЕРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА - издание и обеспечение при помощи средств принуждения государственно-властных предписаний устанавливающих максимально конкретные правила поведения. При этом выполнение этих правил должно осуществляться в четком соответствии с содержащимися в них установками, «разрешено делать, то, что разрешено законом».
МЕТОДЫ ДИСПОЗИТИВНОГО ХАРАКТЕРА - определение общих границ «очерчивающих» область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом применительно к диспозитивным методам управления является: «разрешено делать все, что не запрещено законом».
47. Механизм государства: понятие и принципы деятельности.
Функции государства реализуются через государственный механизм. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА понимается в двух аспектах: в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов и организаций.
Вместе с тем в юридической литературе высказано мнение, что механизм государства включает в себя помимо государственных органов и организаций еще и такие компоненты, как: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение (проф. Ю.А. Тихомиров).
К публичным относятся три группы служб:
1) занимающиеся охраной правопорядка, обеспечением законности и безопасности, обороной страны: армия, полиция, пограничные и железнодорожные войска, внутренние войска;
2) призванные оказывать общественные услуги в области телефонной, телеграфной, почтовой, электронной связи, транспортные и энергетические системы и иные службы, обеспечивающие жизнедеятельность общества.
3) государственные корпорации, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного управления (Газпром, Водохозстрой и др.).
Среди процедур принятия государственных решений различают пять видов:
1) выборы и референдумы;
2) самостоятельное принятие решений государственным органом на основе собственного регламента или иных ведомственных правил;
3) совместное принятие решений несколькими субъектами права.
4) согласованное принятие решений, например, в рамках бюджетного процесса;
5) принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений (СНГ, Совет Европы и др.).
Ресурсное обеспечение механизма государства состоит из:
а) управления государственной собственностью;
б) регулирования бюджетно-налоговых отношений;
в) использования природных ресурсов;
г) материально-технического обеспечения;
д) режима использования людских ресурсов в соответствии с законодательством о труде, занятости.
ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА:
– представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата (обеспечивается демократической избирательной системой, гарантиями прав и свобод);
– разделение властей (формирует механизмы, исключающие произвол);
– гласность и открытость в деятельности государственного аппарата;
– профессионализм и компетентность государственных органов;
– законность;
– демократизм в формировании и деятельности государственных органов (учитываются интересы большинства граждан);
– субординация и четкое взаимодействие между органами государственной власти федерации и субъектов федерации.
48. Государственные органы и их классификация.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ:
-
По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):
-
законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент); -
исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства); -
судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).
2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):
-
федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды); -
органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
По порядку формирования:
-
выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы); -
назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).
-
По способу принятия решений:
-
коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство); -
единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).
-
По месту в системе государственных органов:
-
вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры); -
нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).
Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).
-
По территориальному масштабу деятельности:
-
центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности); -
территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).
-
По характеру компетенции:
-
органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство); -
органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, Прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).
-
По времени функционирования:
-
постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.) -
временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).
49. Форма государства: понятие и структурные элементы.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА —
-
порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране. -
совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА:
1) форма государственного правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;
2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;
3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.
Форма государственного правления — порядок образования и организации высших органов власти в государстве.
-
Монархия — форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им)
-
Республика — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением
-
парламентская — Глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, избираемого населением страны. Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия). -
президентская — Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентским путем - прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак). -
смешанная (полупрезидентская) — Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция).