ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВформационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

При этом выделялись пять формаций:

  • первобытнообщинная (безгосударственная),

  • рабовладельческая,

  • феодальная,

  • капиталистическая,

  • социалистическая.

Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов
следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. Экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга.


44. Теории происхождения государства.




Теория представления государства и его основные представители

Сущность теории

1

Теологическая (религиозная)
Аврелий Августин

Фома Аквинский

Маритен

Государство возникает и развивается как осуществление божественного замысла.

2

Патриархальная
Аристотель

Николай Михайловский

Миллер

Государство возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть – это продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально распространялась на семью, а затем на все население страны. Данная теория обосновывает утверждение «отцовской» власти, монарха в обществе

3

Договорная, естественно-правовая
Гуго Гроций

Джон Локк

Томас Гоббс

Шарль-Луи Монтескье

Дени Дидро

Жан-Жак Руссо

Спиноза, Радищев


Общественный договор как результат свободного согласия народа – главная причина возникновения государства

Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.

Содержание договора:

1) воля народа является источником любой политической власти в обществе

2) верховенство закона

3) взаимная ответственность государства и личности

4)обеспечение прав и свобод личности в рамках государства

4

Органическая
Герберт Спенсер


Отождествляя строение и функции государства со строением и функциями живого организма.

Государство – общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток

5

Насилия
Шан Ян

Дюринг

Людвиг Гумплович

Карл Каутский

Государство возникало с применением внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.

Внешнее – завоевание одних народов другими.

Внутреннее – экономическое и политическое господство одних над другими


6

Психологическая
Лев Петражицкий

Фрейд Зигмунд

Политическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина порождения государства

7

Классовая (экономическая)
Карл Маркс

Энгельс Фридрих

Ульянов (Ленин) Владимир Ильич

Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы. Государство, возникая, использует средства управления и подавления, обеспечивая интересы экономически господствующего класса

8

Патримониальная
Галлер

Государство произошло от права собственника на землю. Его власть распространена на все и всех, находящихся на земле, так образовался сюзеренитет



45. Функции государства: понятие и классификация.

Функции государства – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА:

1. Внешние функции государства:

  • Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире.

  • Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач:

а) защиты независимости и территориальной целостности государства;

б) выполнения международных обязательств.

  • Функция поддержания мирового порядка носит всеохватывающий характер и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз, а также справедливого и демократического по своему характеру миропорядка. Это предполагает выдвижение на первый план прав и интересов человека, обеспечение благополучия всех народов, приоритет интересов международного сообщества, без чего не могут быть гарантированы национальные интересы отдельных государств.

  • Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не могут быть решены на национальном или региональном уровне и требуют международного реагирования.


2. Внутренние функции государства:

  • Политическая функция. Содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

4) официальное представительство общества;

5) защиту конституционного строя.

  • Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях командно-плановой или рыночной экономики. В условиях командно-плановой экономики, господства государственной собственности, государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции, экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.

  • Социальная функция. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции – обеспечение общественного благополучия, т. е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке. Другим важным компонентом социальной функции является обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере.

  • Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. Государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду – одно из естественных прав человека.

  • Налогообложение и финансовый контроль. Налоговая функция призвана гарантировать практически все направления деятельности государства. Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны и тем самым способствует успешной финансовой политике государства. От эффективности финансового контроля во многом зависят экономическое благополучие и политическая стабильность страны.

  • Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка (правоохранительная). Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократичности государства. Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

  • Миграционная функция. Она включает: