Файл: Выдающийся вклад Марты Грэм в развитие современного танца.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Факультет искусств
Кафедра хореографического искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Теория и история хореографического искусства»
На тему: «Выдающийся вклад Марты Грэм в развитие современного танца»
Выполнила студентка:
ДИ21НО101 группы 2 курса
очного отделения
Пацина Алина Алексеевна
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры хореографического искусства
Улановская Светлана Игнатовна
Оценка______________________
«____»_______________2023 год
Санкт-Петербург
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Жизненный и творческий путь М. Грэм
-
Ключевые события творческой биографии М. Грэм………………………...5 -
Особенности хореографического мышления М. Грэм…………...…………9
-
Анализ избранных танцевальных спектаклей М. Грэм-
«Хроники»………………………………………………………….………...14 -
«Пещера сердца»…………………………………………….…….………...18 -
«Весна священная»…………….……………………………………..……..21 -
Спектакли М. Грэм в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.»………………………………………………………………..23
-
Заключение………………………………………………………………….…....26
Список использованных источников………………………………………..….27
Приложение
Приложение А. Иллюстрации……………………………...…………………....30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В настоящий исторический момент происходит интенсивное развитие современной хореографии. Достаточно глубокое понимание законов искусства современного танца требует пристального изучения истории его зарождения, становления, вершинных достижений, а также кризисных ситуаций. Только отчетливое осознание закономерности творческих удач выдающихся хореографов-постановщиков в этой области позволит современным хореографам отыскать новые пути развития избранного вида искусства.
Одним из выдающихся хореографов в контексте развития современного танца является Марта Грэм. Ее творчество носит этапный характер в истории современного танца. Его влияние обнаруживается и сегодня в постановках многих хореографов, а потому исследование творчества М. Грэм не теряет своей актуальности.
Созданная М. Грэм авторская танцевальная техника сегодня является одной из базовых техник современного танца, которую преподают повсеместно.
Вместе с тем, несмотря на широкую популярность творчества М. Грэм, серьезные исследования, посвященные творческой деятельности этого выдающегося хореографа, в отечественном искусствоведении отсутствуют. Вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.
Цель и задачи исследования
Цель курсовой работы – определить выдающийся вклад М. Грэм в развитие современного танца.
Цель обусловила следующие задачи:
– охарактеризовать ключевые события творческой биографии М. Грэм;
– выявить особенности хореографического мышления М. Грэм;
– проанализировать избранные танцевальные спектакли М. Грэм («Хроники», «Пещера сердца», «Весна священная»);
– рассмотреть спектакли М. Грэм в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.».
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является современный танец.
Предмет исследования – вклад М. Грэм в развитие современного танца.
Методы и методология исследования
Методологической базой курсовой работы послужили исследования по истории и теории современного танца (В. Ю. Никитин, Е. В. Юшкова, О. Н. Полисадова).
В качестве основных методов исследования были использованы анализ, синтез, обобщение, компаративный метод исследования.
Обзор литературы по теме исследования
Для полноценного осмысления темы курсовой работы понадобилось обращение к трудам по истории танца модерн, основоположницей которого на американской почве считается М. Грэм. Историю становления танца модерн в своих работах рассматривали D. Wonder, М. Duffy, M. Fonteyn, В. Дж. Конен, Н. П. Кубарева, Н. В. Лебедева, В. Ю. Никитин, Л. П. Новицкая, О. Н. Полисадова, Е. В. Юшкова.
Сведения о жизни, творчестве и технике М. Грэм можно почерпнуть в исследованиях J. Elibet, A. De Mille, М. В. Бадудина, Г. П. Комарова, Т. Н. Кузнецовой, Р. Фридмана, М. Хороско.
Биография М. Грэм представлена в работах J. H. Mazo, P. Pratt, M. Speaker-Yuan. Важным источником для написания курсовой работы послужила автобиография М. Грэм «Память крови».
Структура и объем курсовой работы
Курсовая работа состоит из двух глав, шести разделов, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы – … страниц.
1 ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. ГРЭМ
-
КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ М. ГРЭМ
Марта Грэм (Martha Graham) родилась 11 мая 1894 года в Америке. Она прожила долгую, насыщенную жизнь и ушла из жизни в возрасте 96 лет, в 1991 году. Многие историки сравнивали ее вклад в искусство 20 века с тем, что сделали для него Пикассо, Нижинский или Стравинский.
Семья Марты Грэм была религиозной и считала танцы грехом. Тем не менее однажды Марте было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители были не против обучения дочери в колледже. Вассар-колледж, куда ее прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе; затем она училась в школе Денишоун, которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании.
В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение — он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца — балет, который в Америке считался «европейской штучкой». В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм — это искусство». И впоследствии все ее мужчины смотрели на нее снизу-вверх, как на художника и гения.
В ее эпоху бытовали жесткие стереотипы мужского и женского; считалось, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины — в плавных движениях, совершающихся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому,
чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще — дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы ее творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из ее биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» [7]. Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип «женщина – слабое существо».
Вскоре М. Грэм стала одной из главных фигур современного танца. Ее выдающаяся творческая деятельность была удостоена перстижных наград, среди которых:
– Стипендия Гуггенхайма в 1932, 1943 и 1944 годах;
– 1981 – премия Сэмюэла Скриппса / ADF за достижения в области современного танца (первая лауреатка).
В 1987 году в Нью-Йорке состоялся гала-концерт в честь Марты Грэм с участием звезд балета Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова, которые исполнили ее «Весну в Аппалачах» (1944), и Майи Плисецкой, выступившей в номере Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).
Помимо хореографических работ, М. Грэм вошла в историю как выдающийся педагог. В 1925 году она стал преподавателем танцев в Истменской школе музыки и театра в Рочестере, штат Нью-Йорк. Она начала экспериментировать с формами современного танца. «Я хотела начать не с персонажей или идей, а с движения» [7], — говорила она. Марта Грэм отвергла традиционные па классического балета. Она хотела, чтобы танцующее тело было связано с естественным движением и музыкой. Она экспериментировала с тем, что может делать с телом, основываясь на его собственной структуре, развивая так называемые «ударные движения». Первые танцы Грэм исполнялись на голой сцене с использованием только костюмов и света. Лица танцоров были напряженными, руки жесткими, а костюмы минимальными. Позже она добавила больше декораций и костюмов для эффекта. Музыка была современной и обычно сочинялась специально для танцев. Айседора Дункан (1878–1927), первая современная танцовщица, использовала музыку для вдохновения своих работ, но Грэм использовал музыку, чтобы сделать свои работы более драматичными.
В истории балета немало выдающихся персон, но проживающих свою жизнь как танец — немного. Великая танцовщица ХХ века, сумевшая воплотить в танце всю страсть и свою историю, – это Марта Грэм. Фото балерины поражают силой и экспрессией, она до мелочей погружалась в образ, сама продумывала хореографию и костюмы. И очень большое внимание уделяла выбору партнера по танцу. Ей довелось работать со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон). Особая строка в ее биографии связана с созданием танца модерн, и здесь тандем Хосе Лимон и Марта Грэм невозможно не вспомнить. Эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.
Если есть персоны, радикально повлиявшие на культуру ХХ века, то это Марта Грэм. Цитаты из ее высказываний ярко характеризуют танцовщицу и ее отношение к делу своей жизни. Она говорила: «Движение никогда не лжет, тело передает температуру души» [8]. Марта сделала чувство главной идеей танца, и это стало ее основной заслугой. Также она смогла выработать пластический язык для выражения эмоций, который и стал уникальной техникой Марты Грэм. Она по праву считается основательницей танца модерн в Америке, и ее значение для создания национальной хореографической школы нельзя переоценить.
Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцовщиков, как Рудольф Нуреев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Михаил Барышников, Наталия Макарова.
1.2 ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
М. ГРЭМ
Творческий процесс Грэм обычно начинался с того, что она называла «определенным волнением». Вдохновение может исходить от классического мифа, события в американской истории, рассказа из Библии, исторических личностей, текущих социальных проблем, сочинений, стихов или картин. Затем она создавала драматическую ситуацию или персонажа, чтобы выразить свои чувства или идеи. После она находила музыку или просила написать новую музыку у своего давнего соавтора Луи Хорста. Чтобы поддерживать вдохновение, пока она создавала движения для его выражения. Цель танца Марты Грэм заключалась в том, чтобы повысить осведомленность о жизни и лучше понять природу человека. Танец был для нее «внутренним эмоциональным переживанием».
Грэм породила ряд других новшеств в современном танце. Она установила использование движущихся декораций, использовала реквизит в качестве символов и совмещала речь с танцами. Марта также была первой, кто собрал свою труппу, используя афроамериканцев и азиатов. Она заменила традиционную балетную народную одежду прямой темной длинной рубашкой или гимнастическим купальником. Используя сцену, пол и реквизит как часть самого танца, она создала совершенно новый язык танца. В 1926 году Грэм представила этот новый язык в своем первом сольном концерте в Нью-Йорке. Ее первая большая групповая работа, Vision of the Apocalypse, был исполнен в 1929 году. Самым важным ее ранним произведением было произведение под названием «Еретик».