Файл: Выдающийся вклад Марты Грэм в развитие современного танца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сейчас танец модерн относится к ведущим направлениям современной хореографии. Он появился на переломе XIX и ХХ веков в Германии и США. Сам термин возник для обозначения тех танцев, которые шли вразрез с традиционным балетом. В то же время их нельзя было назвать эстрадным танцем. Все представители модерна стремились создать новую хореографию,

которая соответствовала бы духовным потребностям и запросам человека наступившего двадцатого столетия.

Если говорить о зарождении танца модерн, следует сказать о предпосылках его появления. В первую очередь, это тот кризис, к которому пришло искусство классического балета. Далее следует обратить внимание на основные отличительные черты этого времени. Одна из них – усиление субъективного начала.

Итак, зарождению нового вида танца способствовали многие явления социального и культурного порядка. Исторические условия требовали немедленной переоценки устаревших ценностей и представлений и создания новых – тех, которые им соответствовали бы.

В подобном поиске находились хореографы. Они, действуя вопреки большинству устоявшихся традиций, породили новый стиль, которому до сих пор не было аналогов. Сама ситуация, сложившаяся на рубеже XIX и ХХ вв., «истощение» стиля в искусстве, стали одной из причин сознательного, волевого утверждения нового направления, и этому во многом способствовали философские системы и концепции. Примечательно, что модерн взял на себя роль защитника человека от наступающего технического прогресса, и эта тенденция, несомненно, отразилась в танце. Вот почему он глобальным образом изменился. Танцу необходимо было найти новый фундамент, который бы отличался от фундамента старого, затвердевшего в своей незыблемости.

С этой целью хореографы-новаторы стали вести поиски в глубокой древности, в античности, видя в ней большой потенциал для выражения современных проблем. Их интересовала сама природа рождения движения, ее механизмы. Первородность – вот что стало основой для нового танца. Помимо этого, хореографы опирались на то или иное философское учение. Столь смелый и неожиданный эксперимент привел рождению уникального по своей сути танца. При этом хореографы-модернисты ратовали за соблюдение еще одного условия – естественности. И, разумеется, исполнителю танца модерн необходимо было сочетать в своей деятельности также хореографические навыки, т.е. не просто исполнять намеченное наставником, а творчески переосмысливать, быть соавтором. Это обстоятельство объясняет причину того, почему в искусстве танца модерн было столь много выдающихся хореографов и исполнителей в одном лице.


Последователи модернистского направления в танце настаивали на том, что танец порождает мысль, идея, а не красивость, не эстетическое начало. Наполненность эмоциональная и чувственная – вот главные сопровождающие танца модерн.

В результате выделилось несколько личностей, которые сумели преобразовать это искусство и проложить дорожку к модерну, основательницей которой считается Марта Грэм. А начинали этот процесс такие хореографы, как Лой Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Денис, Тед Шоун.

Следуя от противного, они создавали формы и методы, противоположные балетным нормам, выступая за свободу, естественность творческой личности и ее самовыражения, за индивидуальное звучание. Вдохновение для нового танца они черпали в античности, в древних ритуалах, мистике, религиозных учениях.

Для танцоров-новаторов была неприемлема техника ради техники. Каждая из танцевальных концепций, возникавших в тот период, имела собственное глубокое философское обоснование. Эти искания соответствовали общим тенденциям в культуре эпохи модерна.

М. Грэм хотела создать принципиально новый танец, который был боеспособен отразить всю суть американской действительности, подталкивал бы людей к размышлениям о самых важных проблемах современности и в то же время погружал человека в богатый мир души человека.

М. Грэм хотела не развлекать зрителя. Она предложила ему новаторский танец-высказывание, сегодня известный нам под названием танец-модерн.

Развивая свою идею, М. Грэм разработала систему обучения, предназначенную для танцовщиц. В хореографии Грэм были необходимы выносливость и сила. Они нужны были для повторных прыжков, для отталкивающихся жестов, для вырабатывания умения упасть на пол и вернуться к вертикальному положению в считанные секунды. Она построила систему, называемую «сжатие и освобождение». К этому открытию М. Грэм привело желание подчеркнуть более базовый аспект человеческого движения. Именно оно сделало ее всемирно известной. В концепции хореографа, каждое движение может быть использовано отдельно для выражения положительных или отрицательных, освобождающих или сжимающих эмоций – в зависимости от положения головы. Сокращение и освобождение были основой взвешенного и обоснованного стиля Грэм, который находится в прямой оппозиции к классическим балетным техникам

, которые обычно стремятся создать иллюзию невесомости.

Техника «сокращение – освобождение» по-английски называется «contraction – release», и суть ее заключается в контрастности, а также в глубинном смысле каждого из элементов. Сокращение (contraction) – это округление спины, позволяющее выразить глубокое внутреннее переживание из разряды грустных, печальных. Противоположное ему по значению освобождение (release) выражается выпрямлением спины, наполнением легких воздухом. Так танцовщик передает контрастные первым чувства – радость, воодушевление, согласие с кем-то или чем-то или высшее проявление эмоций – экстаз. Однако подобный язык тела действенен не только для спины. Остальные части тела также подвластны ему. Благодаря созданию такого языка удавалось реализовать и чувственное, и интеллектуальное начало танца.

Помимо сокращения и расслабления, в танце модерн очень значимо дыхание. Оно должно создавать нервную пульсацию танца, отражать эмоциональную природу танцовщика.

Среди других особенностей модерновой техники Марты Грэм – броски головы вниз, округление спины, сокращение стоп, согнутость коленей – то есть все то, что вызовет священный ужас у представителей классического танца.

Имеет свое место в системе танца М. Грэм и босая ступня. Она активно задействована в танце и в нужные моменты придает ему необычайную выразительность.

М. Грэм никогда не стремилась идеализировать образы своих героев. Она показывала их многогранную сущность посредством языка танца. Делая ставку на примитивизм на первых порах своей деятельности, они тем самым утверждала силу и свежесть первозданных чувств. Источниками вдохновениями служили для нее фольклор, различные обряды и ритуалы. Одним из условий создания образа у М. Грэм была огромная эмоциональная отдача. Посредственный танцовщик, не умеющий и не желающий рискнуть, познавать новое, не мог стать участником ее труппы. Движение в хореографии М. Грэм порождалось эмоциями, контрастными чувствами, сочетанием противоположного и несовместимого: чувственности и одухотворенности; безграничного горя и радости; греха и невинности и т.д.

Итак, хореография виделась Марте Грэм языком чувств, которому подвластно раскрывать самые глубокие душевные тайны. Это является ответом на вопрос, почему М. Грэм и приняла решение отказаться от привычных всем основ танца и создать новаторскую систему, которая сделалась практически самой главной в современной хореографии.

  1. АНАЛИЗ ИЗБРАННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ


М. ГРЭМ



2.1 «ХРОНИКИ»
Творческое наследие М. Грэм огромно. Среди ее самых известных постановок: «Письмо миру», «Пещера сердца», «Клитемнестра», «Федра», «Полуявь-полусон», «Деяния света», «Плач», «Весна священная» и др.

Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность всех приемов, деталей, выразительных средств до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов – по ним можно учиться мастерству композиции, авторскому подходу в создании лексики, оригинальности постановочных приемов, органичности в использовании выразительных средств, наконец, прекрасному эстетическому вкусу.

В своих спектаклях, созданных по мотивам мифов, М. Грэм продемонстрировала очень широкий спектр выразительных средств. Опираясь на свою танцевальную концепцию, она строго следовала созданным ею принципам и продуманному отбору движений, однако закрепленные раз и навсегда жесты не приветствовались хореографом. Она всегда стремилась к импровизации. Так рождалась ее неповторимая пластика. Древнегреческие мифы в полной мере соответствовали ее исканиям.

«Хроники» – это современный танцевальный спектакль в постановке Марты Грэм на музыку Уоллингфорда Риггера. Премьера состоялась 20 декабря 1936 года в Театре Гильдии в Нью-Йорке. Сценография была создана Исаму Ногучи. Музыка Риггера была написана для фортепиано, духовых инструментов и ударных. Сценография Ногучи состоял в основном из занавесок, платформ и лестниц. Первоначальную постановку танцевала Марта Грэм и группа, предшественница танцевальной труппы Марты Грэм. Согласно программным примечаниям, танец основан на «возникновении и последствиях войны» и касается «современной ситуации», имея в виду надвигающийся конфликт в Европе.

Спектакль длится более часа и описывает временные рамки с 1914 по 1936 год. Драматургически постановка разделена на три основных раздела:

1. «Танцы перед катастрофой», в которые входят «Призрак-1914» и «Маска»;

2. «Танцы после катастрофы», в том числе «Шаги на улице» и «Память о трагическом празднике»;

3. «Прелюдия к действию».

Каждый раздел выполнен как самостоятельная работа. Steps in the Street был воссоздан в 1988 году. Он является частью текущего репертуара танцевальной труппы Марты Грэм.

Открывающее соло Spectre-1914 является прелюдией к следующему действию. Маршеобразность и действия, и музыки здесь является символическим воплощением неизбежности войны. В этом сольном номере, который полностью отвечал эстетическим и творческим запросам М. Грэм, можно увидеть черты экспрессионизма (порывистость и резкость жестов для выражения внутреннего состояния). Ими
выражаются предельные чувства, передается состояние тревоги и опасности. Весь этот танец, по сути, является предупреждением миру о наступающей безрадостной эре.

В следующем разделе Masque (Маска), танцовщик в костюме металлического серого цвета выступает перед судом, что вновь является метафорическим предсказанием ближайшего будущего.

Steps in the Street (Шаги на улице), длинное произведение для ансамбля, предполагает массу нежелательные лица, например, группа безработных или бездомных. Танцоры удрученно переминаются с ноги на ногу, время от времени делая бунтарские жесты, а затем возвращаются к своим покорным позам. Несущий черный флаг солист затем ведет ансамбль в службу поминовения. Сцена построена по принципу не только синхронного действия, но и антисинхронного, что порождает мысль о разладе, дисгармонии всего происходящего. Вся хореография здесь имеет глубокую идейно- философскую подоплеку.

Финал – «Прелюдия к действию» – также построен на асимметрии. Идейным центром здесь является солистка в белом, которая руководит всем действом. Пространство сцены рассекается впечатляющими прыжками, ноги танцовщиц разрезают его практически горизонтально. Эта часть создает впечатление мощи и массовости, создает впечатление стихии. Финал этой части изображает призыв к «дивному новому миру». Торжество музыки в данном случае является обманным. Это – мнимое торжество, иллюстрирующее внешнюю парадность тоталитарного общества, стремящегося уравнять всех и подавить личность. Балет призван передать всю ту опасность, которая нависла над миром в связи с установлением фашистского режима.

В спектакле задействован первоначальный состав танцевальной группы Грэм. Это была женская группа, состоявшая из Аниты Альварес, Тельмы Бэббиц, Бонни Берд и Дороти Берд, Этель Батлер, Аза Сескин, Джейн Дадли, Фрида Флиер, Мари Марчовски, Софи Маслоу, Марджори Мазиа, Мэй О'Доннелл, Кэтлин Слэгл, Гертруды Шурр, Анны Соколов и Милдред Уайл.

Пост спектакль «Хроники» охарактеризовали как превосходящий более раннюю постановку «Панорама»: «Предыдущая попытка мисс Грэм создать расширенную хореографическую работу с историческим и социологическим подтекстом» и указала «путь к блестящим будущим свершениям», но не увенчалась полным успехом. «Многие идеи выражены слишком подробно, и набор, на развертывание которого требуется около одного с четвертью часа, значительно выиграет от радикального сокращения». Однако с точки зрения «дизайна и движения», «мисс Грэм и ее группа достигли замечательных результатов. Их усилия, считавшиеся просто контролируемой, направленной энергией, были потрясающими» [9].