Файл: Правовой статус личности понятие, структура и виды.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 3238

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Автономная некоммерческая организация высшего образования

Самарский университет государственного управления

«Международный институт рынка»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

Направление подготовки 40.03.01 Юриспиденция

Профиль «Судебная и правоохранительная деятельность»


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

«Правовой статус личности: понятие, структура и виды»


Выполнил:

Сидорова А.П., гр. ЗЮ22у (2)
Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Самигуллин Д.Д.

К защите__________________________________

(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)

Дата защиты:________________ Оценка_____________________

Самара

2023 год

Оглавление


Введение 3

1. Общая характеристика правового статуса личности 5

1.1.Понятие правового статуса личности 5

1.2. Принципы правового статуса личности 8

2. Структура и виды правового статуса личности 11

2.1. Структура правового статуса личности 11

2.2. Виды правового статуса личности 13

Заключение 22

Список используемых источников 25

Приложение 1 27

Приложение 2 28

Введение





Демократия и народовластие — это два политических термина, которые в современности являются синонимическими. Но на самом деле они являются абсолютно самостоятельными терминами.

Согласно определению Конституции РФ, народовластие — основа конституционного строя РФ. Народовластие — волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. Так же народовластие понимают как принадлежность всей полноты власти народу. Это так же отражено в 3 статье Конституции РФ, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Демократия имеет свою длительную историю, ее можно рассмотреть как результат развития западной цивилизации, в особенности греческого и римского наследия. Так же известно, что термин демократия образовался от греческого dеmos — народ и krátos — власть, если буквально, то dеmokratía — народовластие. Следуя из определения терминов, получается что народовластие и демократия это полные синонимы. Так ли это на самом деле? Об этом и пойдет тема нашего рассуждения. Заметим, что у обоих терминов разная история происхождения. Демократия берет своё начало из Древней Греции, а вот народовластие этот термин очень долгое время употреблялся в Древней Руси.


Таким образом, понимается, что народовластие, как и демократия не имели беспрекословного политического влияния, но все же в своей нише, люди этого сословия могли поднимать серьёзные политические темы и выносить их на обсуждения, что в дальнейшем способствовало правом на существование этих политических народных движений.

Но все же есть некое различие, демократия имела больше юридической силы, чем народовластие и порой играла не малую роль в политической игре.

Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения основ формирования правового статуса личности.

Предметом исследования являются особенности правового статуса личности.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих правовой статус личности.

Целью написания данной работы явилось выявление содержания правового статуса личности. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством выполнения следующих задач:

1. Выявление сущности правового статуса личности.

2. Анализ глобальных тенденций развития правового статуса личности.

3. Исследование проблем регулирования правового статуса личности.

Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Теоретическая разработанность темы. Указанная тема разрабатывалась в трудах таких авторов, как

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1. Общая характеристика правового статуса личности

    1. Понятие правового статуса личности



Очевидно, права и свободы человека и гражданина, даже будучи признаны государством в качестве высшей ценности, не могут обойтись без специальных механизмов, которые позволят выйти за рамки формальных установок и стать действительно неотъемлемой частью как личности, так и общества в целом. Формирование отечественного института правовой защиты прав и свобод личности в российской правовой системе имеет длительную историю, которая связана не только с Россией. В этом аспекте необходимо уточнить, что категория «личность» встречается в конституционных правовых нормах второй главы. Личность в государстве может выступать (и, как правило, выступает) в двух ипостасях одновременно, а в науке категория «личность» используется как объединяющая двух носителей прав и свобод: человека и гражданина.



Сама природа прав человека, которая продолжает волновать мысли как философов, так и правоведов международного сообщества, неотделима от правовой защиты прав и свобод. Изучая многие древние культуры и традиции, можно найти подтверждение тому, что человек обладает правами по праву существования, и права эти неотъемлемы, таким образом, ошибочно предполагать, что закрепленные в международных правовых актах, в современных конституциях права человека «созданы» современным обществом, «изобретены» в ХХ веке. Следует признать, что права человека, которые есть норма права, — это отражение того, что можно назвать природой человека, это сама суть человеческого существования, это его базовые потребности как социального явления.

В «Практическом руководстве по правам человека», составленном Советом Европы, отмечается, что важными вехами для осмысления прав человека с древних времен являлись: Кодекс Хаммурапи в Вавилонии (Ирак, ок. 2000 г. до н. э.); Хартия Кира (Иран, около 570 г. до н. э.); «Послание о правах» Имама Али ибн эльХусейна (начало 8 века н. э.); Хартия Манде и Хартия Курукан Фуга (Западная Африка, 1222 г. и 1236 г. соответственно), указывается на уважение к законам и традициям своих земель фараонами Древнего Египта, на то, что Конфуций построил своё учение на идее сострадания и любви к другому, а в Южной Африке концепция «убунту», которую можно расшифровать как «уважение между людьми», лежит в основе африканского мировоззрения.

Знаковым этапом для утверждения концепции прав человека как сверх ценности для государства стало принятие Всеобщей декларации прав человека2 в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее — ООН), на её содержание значительное влияние оказали страшные события Второй мировой войны, связанные с беспрецедентными по своим масштабам нарушениями прав человека. Возможно, эта декларация — один из немногих международных правовых актов, который был человечеством единодушно понят и принят.

С тех пор сформулированные Всеобщей декларацией прав человека концептуальные положения в сфере прав человека нашли отражение в многочисленных как в международных, так и национальных правовых документах. Первоначально Всеобщая декларация прав человека была, прежде всего, документом не столько юридическим, сколько политическим, который был предназначен объединить нации, дать им надежду на взаимное уважение и стать прочным фундаментом долгожданного мира. Однако впоследствии общечеловеческие стандарты прав человека, провозглашенные в декларации, были введены в текст различных международно-правовых актов, обладающих обязательной юридической силой Таким образом, положения Всеобщей декларации прав и свобод человека приобрели статус общепризнанных и неоспоримых.


Таким образом, в момент разработки и принятия Конституции Российской Федерации (далее — Конституция России) в 1993 г.1 её авторы, очевидно, не могли, руководствуясь демократическими идеями, не имплементировать в текст конституции основные принципы Всеобщей декларации прав и свобод человека, а именно:

1. Права человека неотчуждаемы (п. 2 ст. 17 Конституции России).

Этот принцип неразрывно связан с теорией естественных прав человека, суть которой и заключается в том, что человек не может потерять права, потому что они есть часть его существования. В рамках этого утверждения допускается в исключительных случаях ограничение некоторых прав, но условия этого ограничения строго оговорены (например, в Конституции России три взаимосвязанных условия для ограничения прав и свобод человека перечислены в ст. 55).

2. Права и свободы человека неделимы (п. 2 ст. 17 Конституции России). Это означает, что различные права неразрывно связаны между собой и поэтому не могут рассматриваться независимо друг от друга. В Российской Федерации признаются и гарантируются все права и свободы человека и гражданина, которые относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права. Никакое право не преобладает над другим и пользование одним правом зависит от пользования многими другими правами.

3. Универсальность прав и свобод человека (ст. 19 Конституции России), что означает, что они распространяются на всех, без каких-либо ограничений. Каждый может пользоваться всеми провозглашенными правами и свободами независимо от расы или этнического происхождения, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, инвалидности, языка, религии, политического убеждения, социального положения и т. д.

Известно, что в России гарантируются и признаются права и свободы человека и гражданина в соответствии с нормами и принципами международного права. Помимо Всеобщей декларации прав и свобод человека, к таковым можно отнести Женевские конвенции, Устав ООН, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, международные пакты 1966 г., и ряд других.

1.2. Принципы правового статуса личности




В Российской Федерации официально признаны основные права и свободы человека, а также естественная природа основных из них. Тем не менее, как показывает многолетний опыт, как российский, так и зарубежный, доступ к этим правам, их реализация не могут осуществляться в полной мере, если в государстве отсутствует эффективный механизм защиты прав и свобод.


Более того, именно совокупность национальных факторов, таких как политическая обстановка, принимаемые законы, заинтересованность власти в соблюдении конституционных положений влияет на реальность существования закрепленных в основном законе государства прав и свобод, а сами эти факторы могут быть рассмотрены как гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Третья часть ст. 2 Конституции России устанавливает обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Несмотря на то, как отмечает М. В. Мархгейм [1, с. 19], что конституционное употребление слова «обязанность» в единственном числе при фактическом распространении ее (обязанности) на признание, соблюдение и защиту ориентирует на их триединое восприятие и исследование, именно механизм правовой защиты прав и свобод, является ключевым элементом для построения реального правового государства, для укрепления доверия населения к существующим политическим реалиям, для понимания обществом, что права и свободы индивида действительно являются высшей ценностью в нашем государстве.

В самом общем понимании необходимость в защите прав и свобод человека и гражданина возникает в момент их нарушения, умаления [см., напр.: 2, с. 15; 3, с. 32].

И совокупность действий со стороны государства в этом случае должна быть направлена на восстановление прав и свобод человека в том виде, в котором они признаны национальной правовой системой, и на тех условиях, которые обеспечивают их соблюдение. Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина не может рассматриваться как непрерывный процесс, в отличие, например, от соблюдения прав и свобод, и складывается в определенный механизм, участие в котором принимают различные субъекты, и это, помимо государства и его органов, правозащитные организации и межгосударственные органы.

Не прекращается поиск новых механизмов защиты прав и свобод личности и предпринимаются усилия по повышению эффективности существующих правозащитных инструментов, как на международном, так и на национальном уровне [4, с. 20].

Различные исторические процессы, происходящие в российском государстве и оказавшие существенное влияние на становление отечественного института правовой защиты прав и свобод, по мнению ученых [5, с. 206], можно разделить на несколько этапов. Первый этап формирования института правовой защиты прав и свобод непосредственно связан с появлением объективного права, это самый продолжительный период времени, обусловленный медленным установлением в общественном сознании понимания естественной природы прав личности. Серьезным шагом в развитии отечественного института правовой защиты прав и свобод личности стала отмена крепостного права, а в целом первый этап продлился до 1917 г., когда появилось социалистическое государство с совершенно новой концепцией организации власти и общества и начались фундаментальные социальные преобразования. Логично, что первая половина ХХ века в истории СССР может рассматриваться как второй этап формирования отечественного института правовой защиты прав и защит, поскольку, начиная с 1917 г. и вплоть до 1950 г. социалистическая система развивалась и укреплялась, оказывая непосредственное влияние на права и свободы личности, а, следовательно, и на правовые механизмы их защиты. Третий этап связан с активными международными поисками действенных механизмов защиты прав и свобод и охватывает, как уже упоминалось, послевоенный период с 1950 по 1985 гг. Как отмечает В. В. Чуксина: «принятие международных конвенций по правам человека, Всемирная конференция по правам человека и План действий стимулировали массовый рост национальных правозащитных институтов».