Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 4209
Скачиваний: 51
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по 1 главе
Генезис отечественного института правовой защиты прав и свобод обусловлен тем, что в течение длительного периода менялись представления о том, какова сущность прав человека, расширилось количество этих прав, возникло убеждение о необходимости их защиты, а, самое главное — увеличилось количество лиц, обладающих правами, подлежащих защите, что и было подтверждено конституционным принципом о всеобъемлющем характере прав человека.
2. Структура и виды правового статуса личности
2.1. Структура правового статуса личности
Рассуждая о генезисе отечественного института прав и свобод человека, можно прийти к выводу о том, что, помимо закономерной имплементации, в российскую конституцию международных принципов защиты прав и свобод, которые предполагают применение как национальных, так и международных механизмов защиты, следует отметить новую тенденцию в конституционном закреплении обязанностей государства в сфере защиты прав и свобод.
Как указала Т. Я. Хабриева, выступая на X международном конгрессе сравнительного правоведения, Конституция России в 2020 г. наполнилась не только новыми гарантиями социальных прав (например, гарантии минимального размера оплаты труда, формирование системы пенсионного обеспечения на основе принципа всеобщности, справедливости, солидарности, индексация пенсий не реже одного раза в год, обязательное социальное страхование граждан — ст. 75 Конституции России), а в поправках в Конституцию России 2020 г. были установлены механизмы защиты тех прав, которые в тексте конституции не были закреплены, но, таким образом, через нормы об их защите, эти права возведены в ранг конституционных ценностей. Отметим, что произошла фактическая конституционная легитимация перечисленных правовых норм, что привело также к расширению конституционного механизма правовой защиты прав и свобод личности.
Например, новым является право на доступную качественную медицинскую помощь, право на сохранение и укрепление общественного здоровья, ведение здорового образа жизни. Также об установлении новых прав можно говорить через закрепление дополнительных социальных обязательств для органов публичной власти (например, ч. «в» п. 1 ст. 114 — Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды).
Предположим, что авторы конституционных поправок таким образом решили непростую задачу, в которой, с одной стороны, была обозначена объективная необходимость расширения существующих конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны, недопустимость внесения изменений в перечень прав и свобод человека и гражданина в главе 2 Конституции России.
Значительное влияние на формирование отечественного института прав и свобод человека и гражданина оказала и правоприменительная практика зарубежных государств, так, в системе правовой защиты прав и свобод человека и гражданина появился институт Уполномоченного по правам человека, через закрепление в Конституции России 1993 г. полномочий Государственной Думы Российской Федерации по назначению кандидатуры на эту должность. Также, в соответствии с действующими международными соглашениями, в Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина может осуществляться, при соблюдении ряда условий, и на межгосударственном уровне.
Можно сделать вывод о том, что формирование отечественного института правовой защиты прав и свобод личности происходило на фоне разнообразных исторических событий и может быть разделено на следующие периоды:
— до начала XX века — на фоне постепенного осознания основных прав и свобод личности и необходимости их признания и защиты государством;
— до середины XX века — период становления и развития социалистического государства, смещение акцента важности с прав личности на права общества;
— вторая половина XX века — время международного совместного поиска эффективных средств правовой защиты прав и свобод, и дальнейшего утверждения в отечественной правовой системе;
— начало XXI века, когда юридическое (конституционное) закрепление механизмов правовой защиты опережает законодательное установление новых прав, и само служит фактором, подтверждающим наличие таких прав в отечественной правовой системе.
Несмотря на то, что в последние годы существующая международная политика в отношении России не способствует укреплению и развитию межгосударственных правовых институтов, тем не менее количество обращений граждан Российской Федерации за помощью в защите нарушенных прав в такие органы, как Европейский Суд по правам человека и Комитет ООН по правам человека, не снижается. И имеющаяся статистика рассмотрения дел российских граждан на международном уровне, с одной стороны, и общее настроение социума, который охвачен неверием в действенность существующих механизмов правовой защиты требует развития национальной правовой системы, вектор которой состоит не столько в том, чтобы внедрять новые институты защиты прав и свобод человека и гражданина, сколько в том, чтобы повышать эффективность существующих, в том числе через повышение правовой грамотности как граждан, так и правоприменителей, через изучение современных стандартов прав человека. Это даст возможность распознавать нарушения прав человека в юридических актах, на стадии, когда защита должна осуществляться на национальном уровне, что значительно эффективнее, т. к. национальные процедуры всегда более доступны, чем те, которые действуют на международном уровне.
2.2. Виды правового статуса личности
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Актуальность темы данной статьи обусловлена проблемами определения пределов реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также возможностей и критериев их ограничения.
Обязанностью государства в соответствии со ст. 2 Конституции России является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации гарантирован высший приоритет прав и свобод. При этом, на основании ст. 17 Конституции Российской Федерации важно отсутствие нарушений прав и свобод других лиц при реализации собственных. Это важно, поскольку свободы человека в социуме заканчиваются там, где начинаются свободы других людей. Нужно установить необходимое равновесие в обществе с балансом прав и свобод всех его членов.
Проблемный вопрос о соотношении свободы и возможности еѐ ограничения, безусловно, является актуальным, однако не отнюдь новым. В прошлом его в той или иной степени затрагивали многие выдающиеся философы и мыслители. В качестве примеров можем привести знаменитые работы Аристотеля, Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Л. Сенеки, Г. Гегеля, М.Т. Цицерона, Т. Гоббса, Дж. Локка. Для того, чтобы разобраться в проблематике изучаемого вопроса, в первую очередь, необходимо проанализировать, что понимается под словом «свобода» в современном мире, после чего определить, в каких случаях еѐ ограничение признается допустимым.
Существенной особенностью института прав и свобод человека и гражданина является неосуществимость ущемления или ограничения одного права, что могло бы привести к нарушению гарантированности единого комплекса конституционных прав [1]. Важной особенностью института прав и свобод человека и гражданина является невозможность ущемления или ограничения одного права, что могло бы привести к нарушению гарантированности целого комплекса конституционных прав. Это касается многих конституционных прав и свобод, в том числе и тех, которые закреплены в ст. 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения государственной власти. B ст. 56 Конституции Российской Федерации установлен порядок введения ограничений отдельных прав и свобод человека и гражданина. Часть 3 данной статьи содержит перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению (к примеру, ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54).
Проблема пределов конституционных прав и свобод можно отнести к вопросу установления конституционных ограничений, под которыми понимается совокупность определенных в Конституции РФ границ, в пределах которых субъекты могут использовать собственные права и свободы.
Возведение границ конституционных ограничений прав и свобод человека осуществляется посредством установления обязанностей, запретов, ответственности за их несоблюдение и нарушение соответственно. Также законодательством предусмотрено приостановление прав и свобод человека.
Институт ограничения прав и свобод традиционно выступает как один из наиболее обсуждаемых в современной юридической науке. Актуальные тенденции и направления развития российской правовой системы, особенно в последнее десятилетие, способствовали появлению большого количества фактического материала достойного обсуждения.
Исследователями проблемы ограничений прав и свобод в качестве целей ограничений выдвигается необходимость уважения прав и свобод иных людей и нормальное функционирование общества и государства, осуществление поддержания правопорядка, обеспечения личной безопасности, обеспечения внутренней и внешней безопасности общества и государства, создания благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учета государственных минимальных стандартов по главным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан, запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой.
Цель ограничения прав и свобод – защита основ конституционного строя, морали, прав и правых заинтересованностей иных лиц, обеспечения обороны государства и безопасности страны (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Довольно большой критике также подвергаются формулировки ст. 55 Конституции РФ, касающиеся целей ограничений прав. Формулировка ч. 3 указанной статьи настолько широка, что всякое ограничение можно приписать указанным целям [6].
Неудивительно, что единственным выводом, который вынесли из этих норм современная теория и законодатель, стало то, что ограничить любое право человека можно как угодно, главное – нормами федерального закона. Такое понимание теории ограничения права можно признать односторонним и упрощенным, приводящим к существенному снижению гарантий прав и свобод человека. Нельзя полагаться исключительно на цели ограничения прав [5].
Нормативная неопределенность рассматриваемых положений усиливается, если принять во внимание тот факт, что в российской теории права понятия, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в качестве целей ограничения, не имеют строго правового определения, благодаря чему становятся практически безграничны. Конституция РФ оперирует понятием «ограничение» права, но здесь есть и некоторые противоречия. Этим термином обозначаются и временные ограничения прав при некоторых конституционно-правовых режимах и законодательное ограничение прав вообще.
При этом те права, которые некоторые исследователи называют абсолютными и которые не могут ограничиваться при чрезвычайном режиме (ст. 56 Конституции РФ), спокойно ограничиваются в «общем порядке» (ст. 55 Конституции РФ).
При этом, рассматривая ограничение прав и свобод человека в конституционной теории и практике важно видеть границу между законным ограничением и произволом.
Также необходимо отличать конституционные ограничения прав и свобод человека от ущемлений, спецификой которого является противоправность, противозаконность и произвольность. Иначе говоря, конституционные ограничения являются законными и правомерными средствами, в то время как конституционные ущемления – правонарушениями.
Особенно остро проблемы ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике встают при взаимодействии гражданина с правоохранительными структурами.
Повседневная деятельность правоохранительных органов непосредственно связана с ограничением прав и свобод человека. При этом важно не нарушить пределы, которые установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими законами.
Л.Д. Воеводин выделял пределы осуществления прав и свобод, понимая под ними «совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий» [4].
С.С. Алексеев, следуя «золотому правилу» И. Канта (на которое неоднократно указывает и Б.С. Эбзеев), также подчеркивает необходимость определения и сохранения границ свободы [2].
Огромное значение имеет нормативно-правовое закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина в нормах, действующего законодательства.