Файл: Предпринимательство является важнейшим институтом рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стран ЕС, устранении административных барьеров для организации бизнеса,
унификация законодательной базы, а также усиление взаимодействия стран,
находящихся в ЕС для более глубокого экономического и всестороннего сотрудничества с другими странами.
Детально проанализировав современный зарубежный опыт, можно сделать вывод о том, что страны с развивающейся рыночной экономикой значительное внимание уделяют субъектам малого и среднего бизнеса, так как именно стремительное развитие среднего класса является отправной точкой в развитии экономической политики государства. Именно поэтому со стороны государства в зарубежных странах оказывается такое пристальное внимание данной сфере. Необходимо отметить, что правовые основы, касающиеся предпринимательских субъектов,
постоянно совершенствуются, и этот опыт вполне может быть изучен отечественными специалистами, правоведами и экономистами, с целью совершенствования законодательной базы в Российской Федерации.
1   2   3   4

3. Юридико - правовые решения по
совершенствованию правового механизма
функционирования предпринимательской
деятельности
3.1 Проблемная область эффективности правового
механизма функционирования
предпринимательской деятельности
Характер современных мирохозяйственных связей и процессов сегодня в основном определяется свободой рыночной экономики, наличием самодеятельного производителя и предпринимательской активностью экономических агентов.
Предпринимательская деятельность является драйвером высокопроизводительного труда и лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитию предпринимательства способствует наличие необходимых условий для свободы частного сектора в экономике и свободная конкуренция.
Предпринимательство в то же время во многом способствует обретению
экономикой конкурентного характера, создает естественную социальную опору рыночным отношениям, наполняет рынок реальным содержанием и формирует новый социальный слой.
Глобализация экономики, приводя к деформациям традиционных отношений,
подвигает к поиску новых путей и способов повышения ее безопасности.
Рассматривая экономическую безопасность как систему защиты экономических интересов от внешних и внутренних угроз, обеспечивающую идентичность,
независимость и эффективность национальной экономики, предпринимательству вполне по силам обрести статус ее системообразующего элемента, так как оно выступает в качестве многоэлементного субъекта бизнеса, включающего крупные,
средние и малые структуры, а также является инициативным, рисковым и инновационным видом экономической активности, снижающим влияние внешних и внутренних угроз.
Формирование современного миропорядка происходит в условиях, когда целый ряд субъектов международного права лишились иллюзий по поводу обещанных идеологами глобализации благ. Ранее процветавшие государства различных континентов, проиграв конкурентную борьбу с транснациональными корпорациями, остались один на один с возникшими экономическими проблемами,
потеряли производственную сферу и превратились в торговые площадки для сбыта товаров. Россия в этом процессе не является исключением. Осознание того, что одно из крупнейших государств мира может превратиться исключительно в поставщика ресурсов, необходимых для дальнейшего процветания промышленно развитых государств, потеряет свою экономическую базу, попадет в зависимость от подачек международных финансовых структур, за что придется платить потерей историко-культурной, духовной и образовательной идентичностью, уже пришло. Однако в ответ Россия получила экономические санкции.
Ответом на попытки развалить экономические, финансовые, организационные,
политические и правовые институты должно стать сохранение традиционных производств, создания новых, конкурентоспособных товаров (услуг, проектов) и инновационных средств их продвижения не только на национальный, но и на международный рынок. Для этого необходимы не только материальные, но и интеллектуальные ресурсы. Сегодня России нужны просвещенные и глубоко любящие родину предприниматели, способные изыскивать потребительские ниши и создавать новые инструменты продвижения в них продуктов российского товаропроизводства.


Функционирование предпринимательства происходит в границах определенного правового поля, в котором нормы права обеспечивают экономическую свободу,
способствуют развитию конкуренции, хозяйственной инициативы и т.д., и вместе с тем юридически закрепляют различные формы предпринимательства:
производственное, коммерческое и финансовое.
Проблемная область правового регулирования предпринимательской деятельности формируется по результатам оценки следующих аспектов: динамики развития предпринимательства; его влияния на макроэкономические показатели национальной экономики; тенденций развития различных отраслей и сфер человеческой деятельности; степени удовлетворения потребностей различных субъектов экономических отношений. Если оценки носят оптимистический характер, значит можно говорить о том, что отношения между предпринимателями и властью, предпринимателями и потребителями, а также между предпринимателями урегулированы, характеризуются высоким уровнем мотивации и потенциалом адекватно реагировать на современные вызовы.
В действительности же, по оценкам экспертов, дела обстоят совсем не оптимистично. Такое положение не могло не попасть в поле зрения Президента РФ,
который отметил, что темпы развития малого и среднего бизнеса являются медленными.
И действительно, он представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями. Вклад малого и среднего бизнеса в
ВВП России не превышает 21 % в сравнении с других странах с развитой экономикой, где эта доля составляет 50 %; доля обороте услуг – 25 %. Инвестиции в основной капитал составляет 6 % от их объёма. Наблюдается состояние опасения при принятии решения о входе в собственный бизнес. Сегодня всего около 6 %
граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела.
Это означает, что риски и преграды перевешивают стимулы и возможности.
Значит, отсутствуют понятные, предсказуемые правила игры, а система поддержки недостаточно эффективна и недостаточно доступна. Имеет место избыточная бюрократизация и документооборот при создании коммерческих предприятий.
Крайне важным в стимулировании и поддержке предпринимательства является правоприменительная практика, на сегодняшний день, не способствующая благоприятному деловому климату, сокращению рисков ведения
предпринимательской деятельности, исключению попыток давления на бизнес посредством уголовного преследования.
Представляется возможным выделить следующие проблемы в области механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности: несовершенство, а значит и неэффективность, правовых механизмов легитимации субъектов малого предпринимательства; вовлечения в инфраструктуру крупного бизнеса;
предоставления реальных льгот российскому товаропроизводителю; содействия продвижению на мировые рынки предпринимательским структурам, выпускающим конкурентоспособную продукцию; защиты российского рынка от некачественной зарубежной продукции с одновременной защитой российского товаропроизводителя от произвола риейлеров.
Для разрешения некоторых из приведенных выше проблем в рамках настоящей работы будут предложены юридико-правовые решения.
А.В. Михайлов пишет, что под эффективностью механизма правового регулирования предпринимательской деятельности следует понимать показатель способности правового механизма к достижению желаемых результатов в экономической сфере с наименьшими ресурсными затратами и в кратчайшие сроки.
Это означает, что правовой механизм способствует стабилизации экономической ситуации, так как его основные цели – это выявление проблемных вопросов,
возникающих на практике, и их устранение.
Анализ научных публикаций, посвящённых данному вопросу, показал, что эффективность правового регулирования предпринимательства необходимо разграничивать с эффективностью правового регулирования иных сфер, связанных с общественными отношениями. Такое разграничение возможно при помощи следующих обстоятельств: используются общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования; преобладает отраслевая специфика правовых норм, которые являются основным элементом механизма правового регулирования;
наличие особенностей правотворческого процесса при определении нормативно- правовых основ деятельности в различных сферах общественных отношений.
Необходимо также рассмотреть основные критерии, с помощью которых можно определить эффективность правового регулирования предпринимательской деятельности. Во-первых, это достижение целей, которые ставятся перед механизмом правового регулирования. Во-вторых, определяемые цели должны быть достигнуты в течение определённого времени. В-третьих, при достижении

определённых целей, которые необходимо выполнить, определяется экономичность или ресурсозатратность функционирования механизма правового регулирования хозяйственной деятельности.
Наряду с эффективностью нужно также рассмотреть неотъемлемый атрибут современной рыночной экономики, а именно механизмы и гарантии реализации физическим лицам и организациям прав на осуществление предпринимательской деятельности. Реализация данных прав во многом зависит от того, насколько эффективно урегулированы процедуры приобретения статуса субъектов предпринимательства.
И.В. Стукова считает, что существующее нормативное правовое регулирование основных механизмов, касающихся легитимации субъектов предпринимательства,
не является совершенным. Данный вопрос выделяется как существенная проблема,
решение которой необходимо, для того чтобы совершенствовать законодательство о предпринимательской деятельности.
При рассмотрении данной проблемы необходимо обратиться к юридической практике, так как нередко в судах рассматриваются дела о незаконной предпринимательской деятельности. Так, в Постановлении Пленума Верховного
Суда РФ от 18.09.2004. № 23 (ред. от 07.07. 2015) разъясняется, что каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Т.е. осуществляемая деятельность не должна противоречить действующему законодательству.
М.О. Амонов считает, что предпринимательство, будучи экономически и социально значимым элементом общественно-экономической системы, должно рассматриваться при реформировании законодательства в контексте гармонизации частных и публичных интересов. С этим связан пристальный интерес, сопровождающийся совершенствованием данной области и устранением имеющихся коллизий с целью привлечения граждан к занятию законной предпринимательской деятельностью, приносящей прибыль как личности, так и государству, что в свою очередь повлечёт стремительное развитие отечественной экономики.
Ещё одной немаловажной проблемой является совершенствование законодательства о малом и среднем предпринимательстве. В России серьёзное значение придаётся развитию крупных промышленных комплексов, а малый и
средний бизнес не получает необходимой поддержки со стороны государства. При анализе существующих проблем в данной области в первую очередь необходимо выделить вопрос о недостатке финансирования субъектов малого и среднего бизнеса. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209- ФЗ (ред. от
29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» предусматриваются различные меры поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Проблема состоит в том, что в основном задача по финансированию предпринимательских субъектов возлагается на субъекты Российской федерации и муниципальные образования,
которые не располагают денежными средствами, за чёт которых представляется возможным финансирование малого и среднего бизнеса.
Необходимо заметить, что развитие экономики страны не может быть обеспечено в полной мере без создания условий для эффективного функционирования предпринимательской сферы. Учитывая то, что правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации находится в поле зрения законодателей уже более двадцати лет, недостаточно чётко проработанная процедура получения статуса микропредприятий, малых и средних предприятий является серьезным недостатком в деятельности субъектов законотворчества.
Данный вопрос тесно переплетается с первой поставленной проблемой, и их решение возможно при определённом подходе законодателя.
В научной литературе описывается ещё ряд причин, которые сдерживают развитие сферы малого и среднего бизнеса. Н.В. Девятаева в качестве основных факторов выделяет коррупцию, несовершенство отечественного законодательства в сфере налогообложения, а также административные барьеры со стороны органов государственной власти.
Следует отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают предпринимательским субъектам имущественную поддержку, которая выражается в передаче во владение или пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений и т.д. на возмездной, безвозмездной основе, а также льготных условиях.
При такой поддержке существует ряд проблем, возникающих перед бизнесменами.
К ним можно отнести высокую стоимость аренды объектов недвижимости,
краткосрочный характер договора аренды, недопустимость к участию в конкурсах по приватизации малых компаний, нехватка помещений под офисы и

промышленные площадки. С.А Бударин пишет, государство запрашивает слишком высокую арендную плату за пользование помещением, которую некоторые предприниматели просто не в состоянии оплачивать ввиду того, что их бизнес ещё
не настолько развит, чтобы выплачивать запрашиваемые суммы. Это можно расценивать, как одну из причин неразвитости сферы малого и среднего бизнеса.
Сталкиваясь с перечисленными проблемами, предприниматели теряют инициативу к ведению предпринимательской деятельности, образованию собственного предприятия или организации. Отношение государства не вызывает доверия и бизнесмены вынуждены либо реорганизовывать, либо закрывать свои компании.
Процедура банкротства индивидуальных предпринимателей разъясняется в
Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51.55 Данная норма устанавливает особенности признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, можно заметить, что на развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации очень сильно влияет отношение государства, которое в свою очередь формирует представление граждан о предпринимательстве. Подробно анализируя рассматриваемые проблемы,
касающиеся приобретения предпринимателями особого статуса, организации и осуществления предпринимательской деятельности, нужно сказать, что урегулирование существующих коллизий необходимо в условиях интенсивного развития рыночной экономики. Необходимо уделить внимание развитию малого и среднего бизнеса, так как данная сфера способствует решению многих задач,
таких как обеспечение населения рабочими местами, а также поддержка крупных промышленных предприятий.
3.2 Направления разрешения проблем: юридико –
правовые решения
Сегодня можно констатировать определенно активную законотворческую деятельность в сфере регулирования предпринимательской деятельности.
За истекшие годы принят целый ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих прочные правовые основы для его развития, в частности, в вопросах распоряжения и использования частной собственности.

Однако следует отметить, что до настоящего времени не преодолена проблема отсутствия четких регламентированных правил реализации права частной собственности, защиты от посягательств на нее и недопущения ее использования в целях ущемления прав граждан и нанесения им вреда. Последнее является социальным заказом, поэтому совершенствование гражданского законодательства в указанном направлении является сегодня крайне актуальным.
Необходимо отметить, что нормы, регулирующие хозяйственную деятельность,
содержатся в масштабном количестве федеральных законов, законодательных актах субъектов федерации, подзаконных актов исполнительных органов различного уровня государственной власти и органов местного самоуправления.
Известно, что системность законодательства во многом обеспечивается за счет кодификации. Несмотря на то, что в настоящее время принят и действует целый ряд кодифицированных актов (Налоговый, Земельный, Бюджетный, Жилищный кодексы), в области правового регулирования предпринимательской деятельности такого акта нет. Поэтому предлагается принять кодифицированный акт, в котором бы подробно и чётко были описаны все положения, касающиеся данной сферы деятельности.
В этом акте должны найти свое место и правовые нормы, регламентирующие порядок легитимации субъектов предпринимательства, которые должны носить научно обоснованный характер и опираться на позитивный опыт зарубежья. В этой связи следует предусмотреть нормы, предписывающие проведение предварительного контроля за законностью создания субъектов предпринимательства, проведение на стадии учреждения юридических лиц проверки законности их учредительных документов, а также соблюдения порядка их создания. Вполне обоснованным можно считать предложение о наделении нотариусов полномочиями по удостоверению учредительных документов,
протоколов общих собраний (решений) учредителей (участников, акционеров),
отражающих их волеизъявление по поводу создания новых юридических лиц,
реорганизации и ликвидации юридических лиц, внесения изменений в учредительные документы или сведения, отражающиеся в ЕГРЮЛ. Весьма важным следует считать внесение в кодифицированный документ положений о наделении нотариуса полномочиями для удостоверения подписей граждан на заявлениях на государственную регистрацию индивидуального предпринимателя по проверке дееспособности физических лиц.