Файл: 18. Понятие, особенности и виды юридической ответственности за таможенные правонарушения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с действующим законодательством ответственность таможенных органов наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников;
б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его должностного лица или иного работника и наступившим вредом (убытками).
Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою очередь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.
Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную (например, материальную) ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.
Так, к дисциплинарной ответственности привлекаются государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совершение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обязательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответственности является виновность этих лиц в совершении противоправного деяния или принятии незаконного решения.
Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.
24. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Статья 74 Конституции РФ формулирует два принципиальных для таможенного дела и таможенного права положения:
во-первых, на территории Российской Федерации запрещено устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
во-вторых, перемещение товаров и услуг может быть ограничено в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Принципы закреплены, в частности в гл. 3 Решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г. «Об основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств».
К таковым следует отнести:
1) Право ввоза на территорию государства и вывоза с этой территории товаров и транспортных средств. Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.
Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами и законодательными актами государства.
2) Запрещение ввоза на территорию государства и вывоза с этой территории товаров и транспортных средств. Ввоз на территорию государства и вывоз с этой территории отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты прав собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов отечественных потребителей ввозимых товаров, а также исходя из других интересов государства в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.
Указанные товары и транспортные средства подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории государства либо возврату на территорию этого государства, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.
Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.
3) Ограничения на ввоз на территорию государства и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств. На ввоз на территорию государства и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения в интересах экономической политики, выполнения международных обязательств государства, защиты экономической основы суверенитета государства, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы отечественных лиц акции иностранных государств и их союзов и по иным достаточно важным основаниям в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.
Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами не возмещаются.
4) Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу государства производится в соответствии с их таможенными режимами.
5) Виды таможенных режимов товаров и транспортных средств.
В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.
6) Дополнительные таможенные режимы. Национальным законодательством государства могут устанавливаться таможенные режимы, не предусмотренные Основами.
7) Выбор и изменение таможенного режима. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Основами и национальным законодательством.
8) Таможенное оформление и таможенный контроль. Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Основами и национальным законодательством.
9) Место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы государства. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы государства допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу государства по согласованию с таможенным органом.
10) Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу государства. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу государства, осуществляются в соответствии с их таможенными режимами, Основами и национальным законодательством.
11) Пользование и распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам. Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенных органов при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Основами и национальным законодательством. Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенных органов.
25. Понятие таможенного оформления и его виды.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.
Таможенное оформление – это совокупность действий по совершению таможенных операций, необходимых в соответствии с требованиями таможенного законодательства для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, делится на основное таможенное оформление и предварительное (предварительные операции).
Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима.
Предварительное таможенное оформление (предварительные операции) — это составная часть процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, предшествующая процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (основному таможенному оформлению).
Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления.
Основными предварительными операциями являются: уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории; доставка товаров, транспортных средств и документов на них в определяемое таможенным органом место; представление товаров и транспортных средств в месте доставки; и подача краткой декларации.
В ряде случаев таможенное оформление может осуществляться в упрощенном (льготном) порядке, например - при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.
26. Цели, язык, место и время производства таможенного оформления.
Цели: таможенное оформление направлено на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров и транспортных средств, на их идентификацию для таможенных целей и на ускорение пропуска товаров через таможенную границу.
Язык: таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке. Однако при определенных условиях и случаях, предусмотренных таможенным законодательством, таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.