Файл: 18. Понятие, особенности и виды юридической ответственности за таможенные правонарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с действующим законо­дательством ответственность таможенных органов насту­пает при наличии следующих условий:

а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников;

б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его дол­жностного лица или иного работника и наступившим вре­дом (убытками).

Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или без­действием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою оче­редь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпев­шему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредствен­но виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.

Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административ­ную, уголовную и иную (например, материальную) ответ­ственность в соответствии с действующим российским за­конодательством.

Так, к дисциплинарной ответственности привлекают­ся государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совер­шение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил до­рожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих долж­ностных обязанностей. Уголовную ответственность госу­дарственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностны­ми полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена мате­риальная ответственность за ущерб, причиненный физи­ческим или юридическим лицам и их имуществу вслед­ствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обя­зательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответствен­ности является виновность этих лиц в совершении проти­воправного деяния или принятии незаконного решения.


Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных орга­нов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыска­ния) и существует свой порядок их применения.

24. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Статья 74 Конституции РФ формулирует два принципиальных для таможенного дела и таможенного права положения:

во-первых, на территории Российской Федерации запрещено устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и фи­нансовых средств;

во-вторых, перемещение товаров и услуг может быть ограничено в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обес­печения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны при­роды и культурных ценностей.

Принципы закреплены, в частности в гл. 3 Решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г. «Об основах таможенных законода­тельств государств — участников Содружества Независимых Госу­дарств».

К таковым следует отнести:

1) Право ввоза на территорию государства и вывоза с этой терри­тории товаров и транспортных средств. Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами и законодательными актами государства.

2) Запрещение ввоза на территорию государства и вывоза с этой территории товаров и транспортных средств. Ввоз на территорию го­сударства и вывоз с этой территории отдельных товаров и транспорт­ных средств могут быть запрещены из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населе­ния, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, историче­ского и археологического достояния народов, защиты прав собствен­ности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защи­ты интересов отечественных потребителей ввозимых товаров, а также исходя из других интересов государства в соответствии с националь­ным законодательством и международными договорами государства.

Указанные товары и транспортные средства подлежат соответст­венно немедленному вывозу за пределы территории государства либо воз­врату на территорию этого государства, если не предусмотрена конфиска­ция этих товаров и транспортных средств в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.



Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производит­ся лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых явля­ются таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.

3) Ограничения на ввоз на территорию государства и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств. На ввоз на терри­торию государства и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения в интересах экономиче­ской политики, выполнения международных обязательств государства, защиты экономической основы суверенитета государства, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы отечествен­ных лиц акции иностранных государств и их союзов и по иным доста­точно важным основаниям в соответствии с национальным законода­тельством и международными договорами государства.

Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у пе­ревозчика в связи с введением указанных ограничений, государствен­ными органами не возмещаются.

4) Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Перемещение товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу государства производится в соответствии с их таможенными режимами.

5) Виды таможенных режимов товаров и транспортных средств.

В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие ви­ды таможенных режимов товаров и транспортных средств: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

6) Дополнительные таможенные режимы. Национальным зако­нодательством государства могут устанавливаться таможенные режи­мы, не предусмотренные Основами.

7) Выбор и изменение таможенного режима. Лицо вправе в лю­бое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на дру­гой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмот­рено Основами и национальным законодательством.


8) Таможенное оформление и таможенный контроль. Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и тамо­женному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Осно­вами и национальным законодательством.

9) Место и время пересечения товарами и транспортными сред­ствами таможенной границы государства. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы государства допус­кается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов то­вары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу государства по согласованию с таможенным органом.

10) Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу государства. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу государства, осуществля­ются в соответствии с их таможенными режимами, Основами и нацио­нальным законодательством.

11) Пользование и распоряжение условно выпущенными товара­ми и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам. Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование ука­занных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенных органов при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Осно­вами и национальным законодательством. Распоряжение условно вы­пущенными товарами и транспортными средствами, в отношении ко­торых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенных органов.

25. Понятие таможенного оформления и его виды.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Таможенное оформление – это совокупность действий по совершению таможенных операций, необходимых в соответствии с требованиями таможенного законодательства для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.


Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, делится на основное таможенное оформление и предварительное (предварительные операции).

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима.

Предварительное таможенное оформление (предварительные операции) — это составная часть процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, предшествующая процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (основному таможенному оформлению).

Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления.

Основными предварительными операциями являются: уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории; доставка товаров, транспортных средств и документов на них в определяемое таможенным органом место; представление товаров и транспортных средств в месте доставки; и подача краткой декларации.

В ряде случаев таможенное оформление может осуществляться в упрощенном (льготном) порядке, например - при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.

26. Цели, язык, место и время производства таможенного оформления.

Цели: таможенное оформление направлено на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров и транспортных средств, на их идентификацию для таможенных целей и на ускорение пропуска товаров через таможенную границу.

Язык: таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке. Однако при определенных условиях и случаях, предусмотренных таможенным законодательством, таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, кото­рыми владеют должностные лица таможенных ор­ганов. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможен­ным процедурам и таможенным режимам, устанав­ливаются федеральным органом исполнительной вла­сти, уполномоченным в области таможенного дела.