Файл: Введение в римское право тема Предмет и методология римского права как учебной дисциплины. Система.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 4813
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Охарактеризуйте политические партии Древнего Рима: оптиматы и популяры и их влияние на ход государственно-правового строительства.
Результаты оформите в виде таблицы
Оптиматы
Популяры
Идейно-политическое течение в Римской республике конца 2 - 1 вв. до н.э., объективно отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского, и противостоявшее оптиматам.
Вожди принадлежали, за редким исключением, к нобилитету.
Идейно-политическое течение в поздней
Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоящее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского.
Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию.
Главной опорой был сенат
Главной опорой были народные собрания
Первым вождем стал Корнелий Сулла
Первым вождем стал Гай Марий
Оптиматы стремились упрочнить аристократический способ правления, ограничить земельную собственность в руках крупных землевладельцов, ограничить гражданские свободы низших слоёв населения и препятствовали распространению римского права на латинян, италиков и других союзников.
Популяры стремились ограничить власть аристократии, расширить гражданские свободы низших слоёв населения и распространить римское право на латинян, италиков и других союзников.
4. Какие должности в Римской республике могли занимать только патриции? Только плебеи?
Патриции - консулы, осуществляли основные функции царей, за исключением жреческих обязанностей. Избрание высших магистратов только из среды патрициев и патрицианский состав сената. Занимали должности в народных собраниях.
Плебеи - Выборная должность плебейский трибун. Могли претендовать на должность консула, курульного эдила, цензора, претора, а в 356 г.до н.э. на должность первого диктатора выдвинут представитель от плебеев. После сецессии ,они были уравнены в правах с патрициями. Могли занимать должности в чрезвычайных комиссиях..
5. Установите правильное соответствие:
1) ординарные римские магистратуры – а) квесторы, б) цензоры, г) консул, е) курульные эдилы.
2) экстраординарные римские магистратуры- в) интеррекс, д) диктатор, ж) коллегия децемвиров, з) начальник конницы
6. Как соотносились римские «potestas» и «imperium»? В чем состояло основное отличие?
«imperium»-власть ,которая заключает в себе военную общеадминистративную, уголовную функции. Imperium имеет неодинаковую юридическую интенсивность. Может иметь ограниченный срок действия и органиченное место действия.
«potestas»- это пожизненная власть трибуна, которая делает его особу неприкосновенной, давала ему право интерцессии против решений всех остальных магистратов, сената и народа, право помощи угнетенным (auxilii latio) и т. п.
7. Меры, принятые государственной властью в чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие, эпидемия и др.) могут:
а) толковаться, как имеющие общее значение;
б) признаваться специальными и временными;
в) применяться по усмотрению судов.
Павел отвечал на этот вопрос однозначно – (D.50.70.162).
8. Впишите в таблицу важнейшие даты в истории государственного права Древнего Рима:
Событие
Даты
1. Закон Юлия Цезаря (lex Julia municipalis)
45 г.до н.э.
2. Закон Виллия
180 г. до н.э.
3. Закон Канулея
445-444 г. до н.э.
4. Закон Корнеллия Суллы
81 г. до н.э.
5. Закон Публия
339 г. до н.э.
6. Закон Гортензия
287 г. до н.э.
7. Закон Клавдия
218 г. до н.э.
8. Закон Габиния
139 г. до н.э.
9. Согласно закону «О наделении властью» (принятый куриатной комицией) для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо было еще особое посвящение.
О каком посвящении идет речь. Проведите аналогии с современностью.
Здесь идет речь об особой священной процедуре – inauguratio. Термин произошел от лат. augures «авгур» через inauguro «гадать по полётам птиц». То есть жрецы авгуры гадали, каким будет правление царя.
В современном мире аналогом является церемония инаугурации - вступления в должность главы государства (президента) с торжественной клятвой при вступлении в должность.
Определенные аналогии можно проследить и в церемонии коронации монархов в современном мире.
10. Требования к кандидатам на должности ординарных магистратов несколько различались согласно Виллиеву и Сулланскому законам.
В чем вы видите их смысл? Ответ оформите в виде таблицы.
Закон Виллия
Закон Корнеллия Суллы
Предусматривался иерархический порядок должностей: квестор, курульный эдил, претор и консул; попасть на должность консула можно было, только пройдя через эти предварительные ступени.
Запрет занимать должность претора ранее отправления должности квестора, а должность консула ранее отправления должности претора
Минимальный возраст для занятия низшей ступени лестницы — квестуры, но он возрастной ценз стал составлять 29 лет для квестора (по закону Виллия 180 до н. э. —
б) признаваться специальными и временными;
в) применяться по усмотрению судов.
Павел отвечал на этот вопрос однозначно – (D.50.70.162).
8. Впишите в таблицу важнейшие даты в истории государственного права Древнего Рима:
Событие
Даты
1. Закон Юлия Цезаря (lex Julia municipalis)
45 г.до н.э.
2. Закон Виллия
180 г. до н.э.
3. Закон Канулея
445-444 г. до н.э.
4. Закон Корнеллия Суллы
81 г. до н.э.
5. Закон Публия
339 г. до н.э.
6. Закон Гортензия
287 г. до н.э.
7. Закон Клавдия
218 г. до н.э.
8. Закон Габиния
139 г. до н.э.
9. Согласно закону «О наделении властью» (принятый куриатной комицией) для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо было еще особое посвящение.
О каком посвящении идет речь. Проведите аналогии с современностью.
Здесь идет речь об особой священной процедуре – inauguratio. Термин произошел от лат. augures «авгур» через inauguro «гадать по полётам птиц». То есть жрецы авгуры гадали, каким будет правление царя.
В современном мире аналогом является церемония инаугурации - вступления в должность главы государства (президента) с торжественной клятвой при вступлении в должность.
Определенные аналогии можно проследить и в церемонии коронации монархов в современном мире.
10. Требования к кандидатам на должности ординарных магистратов несколько различались согласно Виллиеву и Сулланскому законам.
В чем вы видите их смысл? Ответ оформите в виде таблицы.
Закон Виллия
Закон Корнеллия Суллы
Предусматривался иерархический порядок должностей: квестор, курульный эдил, претор и консул; попасть на должность консула можно было, только пройдя через эти предварительные ступени.
Запрет занимать должность претора ранее отправления должности квестора, а должность консула ранее отправления должности претора
Минимальный возраст для занятия низшей ступени лестницы — квестуры, но он возрастной ценз стал составлять 29 лет для квестора (по закону Виллия 180 до н. э. —
устанавливался косвенно: кандидат должен предварительно отбыть в течение 10 лет воинскую повинность (или, по крайней мере, в течение 10 лет предъявлять себя к набору); а так как отбывание воинской повинности начинается с 17 лет, то квестором можно сделаться не ранее 27 лет. lex Villia annalis — этот возраст составлял
27 лет), 39 лет для претора (33 года по закону Виллия) и 42 года для консула (36 лет по закону Виллия)
Обязательный двухлетний промежуток между сложением с себя одной должности и избранием в другую.
Запрещено занимать одну и ту же должность спустя менее чем 10 лет после того, как она была занята впервые
11. Марк Аврелий был миролюбивым человеком, но состояние империи заставляло его проводить жизнь в военных походах. Существуют сведения, будто он личные сбережения и драгоценности потратил на плату воинам, когда в государственной казне не было на это средств. Может, в жизни было и по-иному, но современники сохранили этот рассказ в памяти поколений и хотели, чтобы об этом императоре сохранилась добрая слава.
Как вы думаете, что заставляло императора разделить участь его воинов на границах
Римской империи, берегах Дуная и Евфрата, т.е. проводить жизнь в военных походах?
Чем можно объяснить неспособность государства иметь полную казну, как это было несколько веков назад? К каким последствиям это вело? Результаты зафиксируйте в тетради
Марк Аврелий вел подобную жизнь в походах, полную лишений, потому что он был не только императором, но и философом, последователем учения стоицизма.
Благом стоики считали не физическое выживание, а способность жить своим разумом, что соответствовало гносеологической позиции восприятия теоретического мышления как единственной опоры человека в этом мире. Важен был не результат, а сама работа мышления как процесс, который в будущем может быть скорректирован. Именно с этими этическими принципами стоицизма стремился жить и Марк Аврелий.
Недостаток средств в государстве можно объяснить как его непрерывным территориальным ростом, требующим содержания огромного аппарата управления и армии для поддержания порядка, так и неумеренными тратами, роскошью внутри правящего слоя римского общества. На смену умеренной жизни периода республики пришла роскошь периода империи.
12. Власть народного трибуна в Риме была действительна только в черте города. В обязанности трибуна входило: а ) Защита интересов плебса б) право вето на любое решение Сената и магистратов в) право созыва народного собрания
Однако за чертой города трибуны теряли свою власть. За оскорбление трибуна полагалась смертная казнь. Личность его была неприкосновенной. Поразмышляйте над тем, как это характеризует римский правопорядок в целом и государственное право в частности?
Это характеризует принцип ограниченности власти римских должностных лиц определенной территорией – в данном случае территорией Рима. В то же время отметим, что неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса. Убийство виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным. Это
27 лет), 39 лет для претора (33 года по закону Виллия) и 42 года для консула (36 лет по закону Виллия)
Обязательный двухлетний промежуток между сложением с себя одной должности и избранием в другую.
Запрещено занимать одну и ту же должность спустя менее чем 10 лет после того, как она была занята впервые
11. Марк Аврелий был миролюбивым человеком, но состояние империи заставляло его проводить жизнь в военных походах. Существуют сведения, будто он личные сбережения и драгоценности потратил на плату воинам, когда в государственной казне не было на это средств. Может, в жизни было и по-иному, но современники сохранили этот рассказ в памяти поколений и хотели, чтобы об этом императоре сохранилась добрая слава.
Как вы думаете, что заставляло императора разделить участь его воинов на границах
Римской империи, берегах Дуная и Евфрата, т.е. проводить жизнь в военных походах?
Чем можно объяснить неспособность государства иметь полную казну, как это было несколько веков назад? К каким последствиям это вело? Результаты зафиксируйте в тетради
Марк Аврелий вел подобную жизнь в походах, полную лишений, потому что он был не только императором, но и философом, последователем учения стоицизма.
Благом стоики считали не физическое выживание, а способность жить своим разумом, что соответствовало гносеологической позиции восприятия теоретического мышления как единственной опоры человека в этом мире. Важен был не результат, а сама работа мышления как процесс, который в будущем может быть скорректирован. Именно с этими этическими принципами стоицизма стремился жить и Марк Аврелий.
Недостаток средств в государстве можно объяснить как его непрерывным территориальным ростом, требующим содержания огромного аппарата управления и армии для поддержания порядка, так и неумеренными тратами, роскошью внутри правящего слоя римского общества. На смену умеренной жизни периода республики пришла роскошь периода империи.
12. Власть народного трибуна в Риме была действительна только в черте города. В обязанности трибуна входило: а ) Защита интересов плебса б) право вето на любое решение Сената и магистратов в) право созыва народного собрания
Однако за чертой города трибуны теряли свою власть. За оскорбление трибуна полагалась смертная казнь. Личность его была неприкосновенной. Поразмышляйте над тем, как это характеризует римский правопорядок в целом и государственное право в частности?
Это характеризует принцип ограниченности власти римских должностных лиц определенной территорией – в данном случае территорией Рима. В то же время отметим, что неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса. Убийство виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным. Это
свидетельствует о том, насколько авторитетными были должностные лица в Риме и как они защищались законом.
13. Кто в Римской республике: а) обладал правом «вето»? – народный трибун б) распоряжался казной? - Сенат в) вел переговоры с другими государствами? – Сенат, консулы г) обладал неприкосновенностью? – народные трибуны, консулы, преторы
Ответы оформляйте в таком же порядке.
14. Известно, что в Римской республике были временные диктаторы, консулы, Сенат, народные трибуны, Народное собрание, цензоры и др. Какие из этих органов были демократическими, какие –нет?
Результаты оформите в виде таблицы.
Демократические органы (должностные
лица)
Недемократические органы
(должностные лица)
Сенат
Диктатор
Народные собрания
Начальник конницы
Консулы
Децемвиры
Народные трибуны
Интеррекс
Преторы
15. Те чиновники, которые заботились о продовольствии, следили за порядком в городе, были помощниками трибуна или консула в военном походе, осуществляли судебную власть и т.п., были выборными, избирались на короткий срок, всего на несколько месяцев.
При этом исполнение их обязанностей не считалось работой. Это был honor(лат.) –почет.
Что отсюда следует? В Афинах было также или по-другому? Ответ свой обоснуйте.
Отсюда следует, что государственная служба в Риме была почетной обязанностью, которой гражданин должен был гордиться. При этом служба не являлась профессией, большинство должностей были временными. Гражданин, неся государственную службу исполнял свой долг перед родиной, и исполнив его возвращался к своим занятиям. В
Афинах можно было наблюдать схожие признаки государственной службы.
16. Чтобы тебя избрали на какую-либо должность, надо было иметь глашатаев, писцов, охрану, служащих, других помощников.
Можно ли после этого говорить, что любой гражданин Рима принимал участие в
«общественном деле»? Свой ответ аргументируйте
Нет, говорить о том, что любой гражданин принимал участие в общественных делах в
Риме нельзя. Далеко не все граждане были непосредственно или даже опосредованно вовлечены в такие дела. Даже не смотря на широки штат перечисленных выше лиц
17.Выберите правильный ответ, где необходимо, вставьте пропущенные имена, даты, названия:
Главным соперником Рима в Западном Средиземноморье был Карфаген ... Карфаген был побежден в (216 г. до н.э., 202 г. до н.э.) в сражении близ города (Канны, Зама). В этом сражении римляне разбили войско Ганнибала который за 15 лет войны в Италии не потерпел ни одного поражения.
13. Кто в Римской республике: а) обладал правом «вето»? – народный трибун б) распоряжался казной? - Сенат в) вел переговоры с другими государствами? – Сенат, консулы г) обладал неприкосновенностью? – народные трибуны, консулы, преторы
Ответы оформляйте в таком же порядке.
14. Известно, что в Римской республике были временные диктаторы, консулы, Сенат, народные трибуны, Народное собрание, цензоры и др. Какие из этих органов были демократическими, какие –нет?
Результаты оформите в виде таблицы.
Демократические органы (должностные
лица)
Недемократические органы
(должностные лица)
Сенат
Диктатор
Народные собрания
Начальник конницы
Консулы
Децемвиры
Народные трибуны
Интеррекс
Преторы
15. Те чиновники, которые заботились о продовольствии, следили за порядком в городе, были помощниками трибуна или консула в военном походе, осуществляли судебную власть и т.п., были выборными, избирались на короткий срок, всего на несколько месяцев.
При этом исполнение их обязанностей не считалось работой. Это был honor(лат.) –почет.
Что отсюда следует? В Афинах было также или по-другому? Ответ свой обоснуйте.
Отсюда следует, что государственная служба в Риме была почетной обязанностью, которой гражданин должен был гордиться. При этом служба не являлась профессией, большинство должностей были временными. Гражданин, неся государственную службу исполнял свой долг перед родиной, и исполнив его возвращался к своим занятиям. В
Афинах можно было наблюдать схожие признаки государственной службы.
16. Чтобы тебя избрали на какую-либо должность, надо было иметь глашатаев, писцов, охрану, служащих, других помощников.
Можно ли после этого говорить, что любой гражданин Рима принимал участие в
«общественном деле»? Свой ответ аргументируйте
Нет, говорить о том, что любой гражданин принимал участие в общественных делах в
Риме нельзя. Далеко не все граждане были непосредственно или даже опосредованно вовлечены в такие дела. Даже не смотря на широки штат перечисленных выше лиц
17.Выберите правильный ответ, где необходимо, вставьте пропущенные имена, даты, названия:
Главным соперником Рима в Западном Средиземноморье был Карфаген ... Карфаген был побежден в (216 г. до н.э., 202 г. до н.э.) в сражении близ города (Канны, Зама). В этом сражении римляне разбили войско Ганнибала который за 15 лет войны в Италии не потерпел ни одного поражения.
По мирному договору Карфаген лишился (владений за пределами Африки, столицы,
военного флота и выплатил Риму большую контрибуцию). После победы над
Карфагеном Рим стал господствовать (в Западном Средиземноморье, в Восточном
Средиземноморье, во всем Средиземноморье)
18. Заполните схему
19.Выберите в следующем тексте правильный ответ.
Наиболее крупными государствами Восточного Средиземноморья были (Македония,
Финикия, Палестина, Сирия, Египет). Римляне по отношению к ним проводили политику
(миролюбивую, «разделяй и властвуй», дружескую). Первой римляне сокрушили
(Сирию, Грецию, Македонию), объявив себя освободителями этого государства от
(сирийцев, македонян, греков).
20. Охарактеризуйте сакральное право Древнего Рима с соответствующими ссылками на первоисточники.
Сакральное право стало той первоначальной базой, на которой строилась вся римская юриспруденция. С развитием государственности сакральное право стало постепенно вытесняться гражданским светским, однако даже во время Цицерона сакральному праву римлянами все еще отводилась если не первенствующее, то по крайней мере весьма почетное место. Но уже в эпоху римской Республики существовал принцип раз-деления божественного и человеческого права (fas и ius), причем последнее постепенно вытесняло сакральные институты из римского публичного и частного права. Распространение христианства на закате Римской империи повлекло за собой сознательное истребление последних рудиментов языческой религии в праве. Поэтому от необозримого моря сочинений римских юристов в области сакрального права до нас в большинстве случаев дошли лишь их названия
Следует отметить, что в архаическую эпоху вся жизнь римской общины в целом и каждого римлянина в отдельности была регламентирована самыми разнообразными
Источники римского государственного права
Законы
Правовые обычаи
Сенатус- консульты
Респонсы
Прецеденты
религиозными обычаями, запретами и ритуалами в гораздо большей степени, чем жизнь современного человека законами и моралью цивилизованного общества. Поэтому сакральное право в ту эпоху имело очень большое значение.
21. Государственное устройство Римом в своем развитии приобретало разнообразные формы, каждая из которых характеризовалась определенными особенностями.
В чем вы видите их смысл? Ответ оформите в виде таблицы.
Царский период
Период республики
Период империи
Древнейший период истории Древнего Рима, во время которого существовала выборная монархия, во главе с римскими царями.
После падения царской власти в
Риме устанавливается республика
Территория Рима все более увеличивается, включая в себя все Средиземноморье
Во время царского периода
Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории
Лация
— области проживания племени латинов.
В период Республики Рим значительно расширил свою территорию, благодаря многочисленным войнам.
После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над
Апеннинским полуостровом..
В период ранней империи
(27 год до н. э. — 284 год н. э.) существовал принципат - особая форма монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.
Царский Рим был управляем посредством
Сената,
Комиции и Царя. Сенат представлял собой совет старейшин, каждый из которых представлял один из римских родов. Комиции представляли собой специфический вид народного собрания - в них участвовали мужчины- граждане от каждой курии, то есть военные, так как курии в Риме были именно военными административными единицами.
После завоевания Италии,
Рим стал заметным игроком в
Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном — крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн
Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на
Восток, подчинив
Иллирию,
Грецию, а затем Малую
Азию, Сирию и Иудею
На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические
Новое общественное устройство привело к ослаблению власти родовой патрицианской знати и крушению прежних порядков, на месте которых возникают органы
Главной причиной падения республики являлось противоречие между политической формой республики I века до н. э. и её социально-классовым содержанием.
Широкий
В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями.
Основным титулом главы государства вместо
«принцепс»
(«первый») и «император»
21. Государственное устройство Римом в своем развитии приобретало разнообразные формы, каждая из которых характеризовалась определенными особенностями.
В чем вы видите их смысл? Ответ оформите в виде таблицы.
Царский период
Период республики
Период империи
Древнейший период истории Древнего Рима, во время которого существовала выборная монархия, во главе с римскими царями.
После падения царской власти в
Риме устанавливается республика
Территория Рима все более увеличивается, включая в себя все Средиземноморье
Во время царского периода
Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории
Лация
— области проживания племени латинов.
В период Республики Рим значительно расширил свою территорию, благодаря многочисленным войнам.
После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над
Апеннинским полуостровом..
В период ранней империи
(27 год до н. э. — 284 год н. э.) существовал принципат - особая форма монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.
Царский Рим был управляем посредством
Сената,
Комиции и Царя. Сенат представлял собой совет старейшин, каждый из которых представлял один из римских родов. Комиции представляли собой специфический вид народного собрания - в них участвовали мужчины- граждане от каждой курии, то есть военные, так как курии в Риме были именно военными административными единицами.
После завоевания Италии,
Рим стал заметным игроком в
Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном — крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн
Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на
Восток, подчинив
Иллирию,
Грецию, а затем Малую
Азию, Сирию и Иудею
На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические
Новое общественное устройство привело к ослаблению власти родовой патрицианской знати и крушению прежних порядков, на месте которых возникают органы
Главной причиной падения республики являлось противоречие между политической формой республики I века до н. э. и её социально-классовым содержанием.
Широкий
В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями.
Основным титулом главы государства вместо
«принцепс»
(«первый») и «император»
государственной власти.
Включение плебеев в общину и борьба против этрусского господства усиливают сопротивление царям.
Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния
Гордого привело к его свержению и образованию республики средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между
Италией и провинциями, между гражданами и
«негражданами» настоятельно требовали новой системы управления.
Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. После серии гражданских войн в
Риме устанавливается монархический строй
- империя
(первоначально почётный титул военачальников) становится
«август»
(Augustus — «священный») и «домин» (Dominus —
«господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).
22. Знаменитое римское jus intercessionis (право вмешательства) явилось могущественным средством взаимного контроля магистратов и служило противовесом против абсолютистских поползновений отдельных лиц.
Составьте схему с использованием jus intercessionisс участием таких римских магистратов, как: консул, претор, цензор, квестор, народный трибун.
Интерцессия (лат. Intercessio — вмешательство, сопротивление) — в Древнем. Риме так называлось вето (veto), которое римский магистрат мог наложить на постановления и действия другого магистрата, обладавшего равной с ним или меньшей властью.
Это была одна из гарантий против злоупотреблений, которые могли произойти благодаря тому, что всякий римский магистрат был независим в своей деятельности за отсутствием централизующего единства современного управления. Магистрат, выступавший с интерцессией, должен был лично предъявить свой протест магистрату, против которого он выступал, сразу же или по крайней мере в определенный срок после того, как оспариваемое решение состоялось.
Интерцессия использовалась против всякого декрета магистрата, на который гражданин, считавший себя обиженным, приносил апелляцию (например, против декрета о наложении магистратом наказания в силу его imperium’a), а также против внесения в комиции законопроекта и против сенатусконсультов. Интерцессия делала ничтожным акт, против которого была направлена.
23. Правовой статус римского Сената и сенаторов существенно изменился в период
Республики, о чем свидетельствует ряд законодательных инициатив.
В чем вы видите их смысл? Ответ оформите в виде таблицы.
Закон Овиния (312 г. до
н.э.)
Закон Клавдия (220 г. до
н.э.)
Закон Кальпурния (149 г.
до н.э.)
Право назначения сенаторов переходит от консулов к цензорам
Ограничение собственности сенаторов – запрещалось сенаторам и их семьям владеть кораблями вместимостью свыше 300
Создание особого постоянного суда по делам о взятничестве и злоупотреблениях в Сенате
Включение плебеев в общину и борьба против этрусского господства усиливают сопротивление царям.
Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния
Гордого привело к его свержению и образованию республики средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между
Италией и провинциями, между гражданами и
«негражданами» настоятельно требовали новой системы управления.
Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. После серии гражданских войн в
Риме устанавливается монархический строй
- империя
(первоначально почётный титул военачальников) становится
«август»
(Augustus — «священный») и «домин» (Dominus —
«господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).
22. Знаменитое римское jus intercessionis (право вмешательства) явилось могущественным средством взаимного контроля магистратов и служило противовесом против абсолютистских поползновений отдельных лиц.
Составьте схему с использованием jus intercessionisс участием таких римских магистратов, как: консул, претор, цензор, квестор, народный трибун.
Интерцессия (лат. Intercessio — вмешательство, сопротивление) — в Древнем. Риме так называлось вето (veto), которое римский магистрат мог наложить на постановления и действия другого магистрата, обладавшего равной с ним или меньшей властью.
Это была одна из гарантий против злоупотреблений, которые могли произойти благодаря тому, что всякий римский магистрат был независим в своей деятельности за отсутствием централизующего единства современного управления. Магистрат, выступавший с интерцессией, должен был лично предъявить свой протест магистрату, против которого он выступал, сразу же или по крайней мере в определенный срок после того, как оспариваемое решение состоялось.
Интерцессия использовалась против всякого декрета магистрата, на который гражданин, считавший себя обиженным, приносил апелляцию (например, против декрета о наложении магистратом наказания в силу его imperium’a), а также против внесения в комиции законопроекта и против сенатусконсультов. Интерцессия делала ничтожным акт, против которого была направлена.
23. Правовой статус римского Сената и сенаторов существенно изменился в период
Республики, о чем свидетельствует ряд законодательных инициатив.
В чем вы видите их смысл? Ответ оформите в виде таблицы.
Закон Овиния (312 г. до
н.э.)
Закон Клавдия (220 г. до
н.э.)
Закон Кальпурния (149 г.
до н.э.)
Право назначения сенаторов переходит от консулов к цензорам
Ограничение собственности сенаторов – запрещалось сенаторам и их семьям владеть кораблями вместимостью свыше 300
Создание особого постоянного суда по делам о взятничестве и злоупотреблениях в Сенате