Файл: Территориальная организация местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон 2003 г. № 131-ФЗ прямо предусматривает обязательность такой органи- зации местного самоуправления в муниципальном районе, выделяя при этом не только вопросы местного значения поселения, но и вопросы местного значения

межпоселенческого характера, относя их к компетенции муниципального района (ст. 2).

    1. Участие населения в принятии решений по вопросам преобразования муни-ципальныхобразований.

Этот принцип обеспечивается правом населения, во-первых, выступить с ини- циативой преобразования муниципального образования, и, во-вторых, выражать

свое мнение по вопросу преобразования муниципального образования путем голо- сования либо на сходах граждан.

    1. Учетчисленностинаселенияприобразованиисельскогопоселения.

Согласно Федеральному закону 2003 г. № 131-ФЗ в состав территории сель- ского поселения могут входить, один сельский населенный пункт или поселок с

численностью населения более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколь- ко сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек

каждый (для территорий с высокой плотностью населения менее 3000 человек).

На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местно- стях сельский населенный пункт с численностью менее 100 человек может не наде-

ляться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответ- ствующем населенном пункте. В этом случае органы местного самоуправления му- ниципального района осуществляют в данном населенном пункте все полномочия органов местного самоуправления
поселения.

    1. Наделение законами субъектов Федерации соответствующих муниципаль-ных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, му-ниципальногорайона,внутригородского муниципальногообразования.

  1. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муни-ципальныхобразований.

    1. ТерриториясубъектаФедерацииразграничиваетсямеждупоселениями.

При этом Закон устанавливает, что:

а) территории с низкой плотностью сельского населения (межселенные терри- тории) могут не включаться в состав территорий поселений;

б) территории всех поселений, за исключением территорий городских окру- гов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межсе- ленные территории входят в состав муниципальных районов;

    1. Установление границ сельского поселения (в состав которого входят два иболее населенных пункта), а также муниципального района, как правило, с учетомпешеходной (транспортной) доступности.

Этот принцип означает, что границы, как правило, должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы жители соответствующего муниципального образования

могли в течение рабочего дня добраться до административного центра своего муни- ципального образования и обратно в населенный пункт, где они проживают (для

муниципального района границы устанавливаются с учетом транспортной доступ- ности, а для соответствующего сельского поселения пешеходной доступности).

    1. Целостностьтерриториимуниципальногообразования.

Этот принцип предполагает, что:

а) территория населенного пункта должна полностью входить в состав терри- тории поселения;

б) территория поселения не может входить в состав территории другого посе- ления;

в) территория поселения должна полностью входить в состав территории му-

ниципального района. Это обусловлено двухуровневой организацией местного са- моуправления в муниципальном районе. Что же касается городского округа, то его территория не может входить в состав территории муниципального района: данные муниципальные образования не объединены общей территорией;

    1. Учет мнения населения при решении вопроса об установлении и измененииграницмуниципальныхобразований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Федеральный закон 2003 г., развивая данный прин- цип, предусматривает, что в одном случае изменение границ осуществляется с уче- том мнения населения, а в другом – только с согласия населения (например, согла- сие населения требуется при изменении границ муниципального района, влекущем отнесение территорий отдельных населенных пунктов к территориям других муни- ципальных районов).

    1. Учет исторических, местных традиций, необходимости создания условийдля решения соответствующих вопросов местного значения, развития муниципаль-ного образования.

Этот принцип обусловлен, прежде всего, спецификой местного самоуправле- ния как формы власти народа, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения исходя из интересов насе- ления с учетом исторических и иных местных традиций.

    1. Установление и изменение границ муниципальных образований законамисубъектовФедерации.

Федеральный закон 2003 г. достаточно подробно регулирует этот порядок (ст.

11-13.2). Поэтому субъекты Федерации, устанавливая и изменяя границы муници- пальных образований, должны руководствоваться требованиями, предусмотренны- ми данным Федеральным законом.

  1. Принципы,определяющиесоставтерриториимуниципальныхобразова-

ний:

  1. Обеспечениеустойчивогоикомплексногоразвитиятерриториимуници-


пального образования в целях эффективного решения вопросов местного значения,созданияблагоприятныхусловийжизнедеятельности населения.

Реализация данного принципа обеспечивается следующими требованиями Фе- дерального закона:

а) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собствен- ности и целевого назначения;

б) в состав территории поселений должны включаться не только земли насе- ленных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, но и рекреацион- ные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования;

в) состав земель территории муниципального района, определяющих его гра- ницы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного зна- чения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района делегированных государственных полномочий;

  1. Учет исторических и иных местных традиций при определении составатерриториимуниципальногообразования,установлении его границ.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ предусматривает включение в состав территории поселения исторически сложившихся земель населенных пунктов (ч. 1 п. 3 ст. 11). В состав территории поселения должны также входить земли традиционного природопользования населения соответствующего поселения.

    1.   1   2   3   4   5

Поселения в РФ: понятие, виды, особенности. Муниципальные районы: понятие, общая характеристика


Характеристики отдельных видов (типов) муниципальных образований рассмотрим на основе статей 2 и 11 Федерального закона № 131-ФЗ.

Поселения бывают сельскими и городскими.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, сельским поселением признается сельский населенный пункт. Этот статус может получить один сельский населенный пункт при условии, если его численность превышает установленный в законе минимум жителей. Этот минимум различается в зависимости от того, какова плотность сельского населения на данной территории.

В Российской Федерации выделяют территории со средней, низкой и высокой плотностью сельского населения.

Общая плотность населения России на 1 января 2022 года составляет 8,50 чел/км².
На 1 января 2021 года составляла 8,54 чел/км².
На 1 января 2020 года составляла 8,57 чел/км². Население России распределено по территории страны крайне неравномерно: 68,49% жителей проживают в европейской части России, составляющей 20,82% территории. Плотность населения европейской части России — 27 чел./км², а азиатской — 3 чел./км². Городское население — 74%, сельское — 26% (2018).
По состоянию на год плотность населения в России составляла 8,4 чел/км². 


Самый населенный и густонаселенный (по плотности населения) регион России — город Москва с населением 12 692 466 человек с плотностью 4 956,06 человек на квадратный километр. Далее густонаселенные регионы — города федерального значения: Санкт-Петербург 3 843,90 и Севастополь 519,48 чел/км². Самые малонаселенные регионы России (по плотности населения) — Чукотский автономный округ 0.07 чел/км², Ненецкий автономный округ 0.25 чел/км² и Магаданская область — 0.30 чел/км².