Файл: Пояснительная записка По дисциплине Основы государственного и муниципального управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если ожидается дефицит, то отмечаются источники его компенсации. В России есть три основных уровня муниципалитетов: поселения, районы и городские округа [4, с. 112]. В каждом из них – собственный бюджет, но в процессе его формирования может задействоваться субординация – район запрашивает списки расходов по каждому из поселений, а затем, суммировав их со своим бюджетом, формирует консолидированный финансовый план. Муниципалитеты получают доходы от налогов и сборов, муниципального имущества, прибыли предприятий, а также безвозмездных перечислений. Денежные средства локальных бюджетов находятся в муниципальной собственности. То есть к ним не имеют доступа федеральные или региональные органы государственной власти. Помимо вышеназванных источников дохода бюджетов локальной власти, денежные поступления могут состоять из субвенций, дотаций, а также финансовых потоков, возникающих в ходе взаимных расчетов. В целом доходы муниципальных
бюджетов могут формироваться из трех основных групп источников. Вопервых, это, как уже было сказано, налоги и сборы (ими занимаются представительные органы муниципалитетов согласно регламентам федеральных законов). Во-вторых, это так называемые регулирующие доходы – федеральные, региональные налоги и другие виды платежей, от которых локальный бюджет получает какой-то процент в ходе сборов (чаще всего это ЕНВД, налог на имущество компаний, земельный налог). В-третьих, есть так называемые «неналоговые» платежи, составляющие собственные доходы локальных бюджетов. Эффективная работа местных органов власти во многом определяется степенью вовлеченности в нее рядовых граждан. Они должны знать, что такое муниципалитет. Это – показатель развитости общества. Жители городов и округов должны активно включаться в процессы принятия решений локальными властными институтами. Если этого не происходит, то начинает возрастать социальное напряжение, люди могут начать протестовать против работы локальных органов власти. Решение ключевых вопросов, связанных с развитием муниципальных образований, как полагают эксперты, должно происходить в рамках публичных слушаний. Полномочия муниципалитета, гарантированные законом, дополняются целым спектром целей и задач, которые локальные органы власти обязаны выполнять. Их можно поделить на несколько категорий. Во-первых, это реализация на местах федеральной политики (например, выполнение указов президента России). Во-вторых, это совершенствование работы муниципальных служб. В-третьих, это стимулирование экономического развития на участках, вверенных локальной власти (например, создание рабочих мест, поддержка предпринимательских инициатив). В каждой из отмеченных категорий присутствуют более локализованные задачи.
1.2 Оценка эффективности муниципального управления
Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т. п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса за счет имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения. Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее «вмешательства» в ключевые процессы, который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно под свою ответственность организовать управление с целью достижения поставленных перед муниципальным образованием целей и задач. Органы местного самоуправления призваны решать возникающие на территории муниципального образования проблемы. Проблема — это фактическое положение дел, не соответствующее желаемому. Эффект (лат. effectus) — это действие; эффективный (лат. effectivus) — действенный, дающий желаемый результат. Эффект управления представляет собой способность субъекта управления целенаправленно воздействовать на объект с целью достижения поставленных задач в изменяющихся условиях. Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее. Цель управленческой деятельности — получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с затратами, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину с другой. Эффективность — это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам). Эффективность рассматривается также как способность приносить эффект. Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенной к затратам. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату. Экономическая эффективность — количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Характеризует сбережение усилий, средств в настоящий момент при функционировании действующих систем в заданных условиях. Социальная эффективность — качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели органа власти потребностям населения. Под социальным эффектом обычно понимается создание благоприятных условий для населения на территории муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг, а также создание более благоприятных условий труда работников, осуществляющих функции обследования населения.
Во многих случаях социальный эффект не поддается количественному измерению, и его определяют теми качественными сдвигами, которые происходят на территории муниципального образования. Он измеряется косвенными результатами, например сокращением времени обслуживания, повышением качества обслуживания, улучшением социально-психологической обстановки. Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и др., оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:
- спецификой муниципального образования как сложного объекта управления, имеющего иерархическую структуру; - трудностями формализованного описания социально-экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования; - сложностью получения достоверной исходной информации; - трудностями измерения отдельных показателей, носящих комплексный, обобщенный характер.
Все эти трудности объективны. Так, состояние обобщенного показателя зависит и от состояния его составляющих, и от их взаимовлияния. Можно определить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как некую интегральную сумму эффективностей. Различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления. Внутренняя эффективность — это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения. Внешняя эффективность — это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования. Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления:
- обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как для текущего функционирования, так и для стратегического развития муниципального образования; - определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления; - разработка методов расчета отдельных показателей.
Для оценки эффективности муниципального управления может быть предложена система показателей, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 - Система показателей для оценки эффективности муниципального управления
При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций. Действенность — это степень достижения системой муниципального управления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают планируемые результаты управления с фактическими. Экономичность — это соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически потребленными. Качество — это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям. Соотношение результатов и затрат применительно к муниципальному управлению — это соотношение объема муниципальных услуг системы (действенность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность). Удовлетворенность работой — престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях с фактическими условиями. Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей. Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: общая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и эффективность системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения с учетом сделанных выше оговорок. Два других могут быть разложены на отдельные компоненты (табл. 1).
бюджетов могут формироваться из трех основных групп источников. Вопервых, это, как уже было сказано, налоги и сборы (ими занимаются представительные органы муниципалитетов согласно регламентам федеральных законов). Во-вторых, это так называемые регулирующие доходы – федеральные, региональные налоги и другие виды платежей, от которых локальный бюджет получает какой-то процент в ходе сборов (чаще всего это ЕНВД, налог на имущество компаний, земельный налог). В-третьих, есть так называемые «неналоговые» платежи, составляющие собственные доходы локальных бюджетов. Эффективная работа местных органов власти во многом определяется степенью вовлеченности в нее рядовых граждан. Они должны знать, что такое муниципалитет. Это – показатель развитости общества. Жители городов и округов должны активно включаться в процессы принятия решений локальными властными институтами. Если этого не происходит, то начинает возрастать социальное напряжение, люди могут начать протестовать против работы локальных органов власти. Решение ключевых вопросов, связанных с развитием муниципальных образований, как полагают эксперты, должно происходить в рамках публичных слушаний. Полномочия муниципалитета, гарантированные законом, дополняются целым спектром целей и задач, которые локальные органы власти обязаны выполнять. Их можно поделить на несколько категорий. Во-первых, это реализация на местах федеральной политики (например, выполнение указов президента России). Во-вторых, это совершенствование работы муниципальных служб. В-третьих, это стимулирование экономического развития на участках, вверенных локальной власти (например, создание рабочих мест, поддержка предпринимательских инициатив). В каждой из отмеченных категорий присутствуют более локализованные задачи.
1.2 Оценка эффективности муниципального управления
Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т. п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса за счет имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения. Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее «вмешательства» в ключевые процессы, который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно под свою ответственность организовать управление с целью достижения поставленных перед муниципальным образованием целей и задач. Органы местного самоуправления призваны решать возникающие на территории муниципального образования проблемы. Проблема — это фактическое положение дел, не соответствующее желаемому. Эффект (лат. effectus) — это действие; эффективный (лат. effectivus) — действенный, дающий желаемый результат. Эффект управления представляет собой способность субъекта управления целенаправленно воздействовать на объект с целью достижения поставленных задач в изменяющихся условиях. Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее. Цель управленческой деятельности — получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с затратами, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину с другой. Эффективность — это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам). Эффективность рассматривается также как способность приносить эффект. Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенной к затратам. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату. Экономическая эффективность — количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Характеризует сбережение усилий, средств в настоящий момент при функционировании действующих систем в заданных условиях. Социальная эффективность — качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели органа власти потребностям населения. Под социальным эффектом обычно понимается создание благоприятных условий для населения на территории муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг, а также создание более благоприятных условий труда работников, осуществляющих функции обследования населения.
Во многих случаях социальный эффект не поддается количественному измерению, и его определяют теми качественными сдвигами, которые происходят на территории муниципального образования. Он измеряется косвенными результатами, например сокращением времени обслуживания, повышением качества обслуживания, улучшением социально-психологической обстановки. Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и др., оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:
- спецификой муниципального образования как сложного объекта управления, имеющего иерархическую структуру; - трудностями формализованного описания социально-экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования; - сложностью получения достоверной исходной информации; - трудностями измерения отдельных показателей, носящих комплексный, обобщенный характер.
Все эти трудности объективны. Так, состояние обобщенного показателя зависит и от состояния его составляющих, и от их взаимовлияния. Можно определить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как некую интегральную сумму эффективностей. Различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления. Внутренняя эффективность — это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения. Внешняя эффективность — это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования. Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления:
- обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как для текущего функционирования, так и для стратегического развития муниципального образования; - определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления; - разработка методов расчета отдельных показателей.
Для оценки эффективности муниципального управления может быть предложена система показателей, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 - Система показателей для оценки эффективности муниципального управления
1.3 Система показателей эффективности муниципального управления
При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций. Действенность — это степень достижения системой муниципального управления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают планируемые результаты управления с фактическими. Экономичность — это соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически потребленными. Качество — это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям. Соотношение результатов и затрат применительно к муниципальному управлению — это соотношение объема муниципальных услуг системы (действенность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность). Удовлетворенность работой — престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях с фактическими условиями. Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей. Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: общая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и эффективность системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения с учетом сделанных выше оговорок. Два других могут быть разложены на отдельные компоненты (табл. 1).
Таблица 1 - Эффективность муниципального управления
Виды эффективности | Содержание отдельных видов эффективности |
Общая социальная эффективность | Уровень и качество жизни населения |
Эффективность организации муниципального управления | 1. Содержание и организация процесса управления. 2. Рациональность организационной структуры. 3. Организационно-технический уровень системы муниципального управления |
Эффективность системы муниципального управления | 1. Степень достижения основных целей муниципального управления. 2. Сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности. 3. Эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления |