Файл: Пояснительная записка По дисциплине Основы государственного и муниципального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если ожидается дефицит, то отмечаются источники его компенсации. В России есть три основных уровня муниципалитетов: поселения, районы и городские округа [4, с. 112]. В каждом из них – собственный бюджет, но в процессе его формирования может задействоваться субординация – район запрашивает списки расходов по каждому из поселений, а затем, суммировав их со своим бюджетом, формирует консолидированный финансовый план. Муниципалитеты получают доходы от налогов и сборов, муниципального имущества, прибыли предприятий, а также безвозмездных перечислений. Денежные средства локальных бюджетов находятся в муниципальной собственности. То есть к ним не имеют доступа федеральные или региональные органы государственной власти. Помимо вышеназванных источников дохода бюджетов локальной власти, денежные поступления могут состоять из субвенций, дотаций, а также финансовых потоков, возникающих в ходе взаимных расчетов. В целом доходы муниципальных

бюджетов могут формироваться из трех основных групп источников. Вопервых, это, как уже было сказано, налоги и сборы (ими занимаются представительные органы муниципалитетов согласно регламентам федеральных законов). Во-вторых, это так называемые регулирующие доходы – федеральные, региональные налоги и другие виды платежей, от которых локальный бюджет получает какой-то процент в ходе сборов (чаще всего это ЕНВД, налог на имущество компаний, земельный налог). В-третьих, есть так называемые «неналоговые» платежи, составляющие собственные доходы локальных бюджетов. Эффективная работа местных органов власти во многом определяется степенью вовлеченности в нее рядовых граждан. Они должны знать, что такое муниципалитет. Это – показатель развитости общества. Жители городов и округов должны активно включаться в процессы принятия решений локальными властными институтами. Если этого не происходит, то начинает возрастать социальное напряжение, люди могут начать протестовать против работы локальных органов власти. Решение ключевых вопросов, связанных с развитием муниципальных образований, как полагают эксперты, должно происходить в рамках публичных слушаний. Полномочия муниципалитета, гарантированные законом, дополняются целым спектром целей и задач, которые локальные органы власти обязаны выполнять. Их можно поделить на несколько категорий. Во-первых, это реализация на местах федеральной политики (например, выполнение указов президента России). Во-вторых, это совершенствование работы муниципальных служб. В-третьих, это стимулирование экономического развития на участках, вверенных локальной власти (например, создание рабочих мест, поддержка предпринимательских инициатив). В каждой из отмеченных категорий присутствуют более локализованные задачи.



1.2 Оценка эффективности муниципального управления

Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, раз­вития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйст­ва, бизнеса и т. п., минимизировать экономическую зависимость муниципально­го образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса за счет иму­щества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюд­жета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с дей­ствующим законодательством, решая вопросы местного значения. Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее «вмешательства» в ключевые процессы, который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращива­ние и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесен­ный к затратам на его достижение. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно под свою от­ветственность организовать управление с целью достижения поставленных пе­ред муниципальным образованием целей и задач. Органы местного самоуправления призваны решать возникающие на террито­рии муниципального образования проблемы. Проблема — это фактическое поло­жение дел, не соответствующее желаемому. Эффект (лат. effectus) — это действие; эффективный (лат. effectivus) — дейст­венный, дающий желаемый результат. Эффект управления представляет собой способность субъекта управления целенаправленно воздействовать на объект с целью достижения поставленных задач в изменяющихся условиях. Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ори­ентирован на будущее. Цель управленческой деятельности — получение большего эффекта с наи­меньшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с за­тратами, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величи­ну с другой. Эффективность — это отношение результатов деятельности (эффекта) орга­низации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам). Эф­фективность рассматривается также как способность приносить эффект. Под эффективностью применительно к управлению понимается количествен­но определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности ор­гана власти, отнесенной к затратам. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности при­нятого решения по отношению к полученному результату. Экономическая эффективность — количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Характеризует сбережение усилий, средств в настоящий момент при функционировании действующих систем в заданных условиях. Социальная эффективность — качественная оценка деятельности, выражаю­щая соответствие цели органа власти потребностям населения. Под социальным эффектом обычно понимается создание благоприятных ус­ловий для населения на территории муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг, а также создание более благоприятных усло­вий труда работников, осуществляющих функции обследования населения.



Во многих случаях социальный эффект не поддается количественному изме­рению, и его определяют теми качественными сдвигами, которые происходят на территории муниципального образования. Он измеряется косвенными ре­зультатами, например сокращением времени обслуживания, повышением каче­ства обслуживания, улучшением социально-психологической обстановки. Эффективность муниципального управления не может быть измерена ка­ким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодей­ствия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и др., оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эф­фективности муниципального управления определяется:

- спецификой муниципального образования как сложного объекта управле­ния, имеющего иерархическую структуру; - трудностями формализованного описания социально-экономических про­цессов, протекающих на территории муниципального образования; - сложностью получения достоверной исходной информации; - трудностями измерения отдельных показателей, носящих комплексный, обобщенный характер.

Все эти трудности объективны. Так, состояние обобщенного показателя зави­сит и от состояния его составляющих, и от их взаимовлияния. Можно определить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как некую интегральную сумму эффективностей. Различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления. Внутренняя эффективность — это эффективность работы органов, которая со­стоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих реше­ний, способствующих повышению качества жизни населения. Внешняя эффективность — это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования. Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муници­пального управления:

- обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности му­ниципального управления, причем как для текущего функционирования, так и для стратегического развития муниципального образования; - определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления; - разработка методов расчета отдельных показателей.

Для оценки эффективности муниципального управления может быть предло­жена система показателей, представленная на рисунке 1.




Рисунок 1 - Система показателей для оценки эффективности муниципального управления

1.3 Система показателей эффективности муниципального управления


При определении системы критериев и измерителей эффективности муници­пального управления можно выделить следующие критерии оценки муници­пального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение ре­зультатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций. Действенность — это степень достижения системой муниципального управ­ления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают плани­руемые результаты управления с фактическими. Экономичность — это соотношение ресурсов, которые предполагалось израс­ходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически потребленными. Качество — это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям. Соотношение результатов и затрат применительно к муниципальному управ­лению — это соотношение объема муниципальных услуг системы (действен­ность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность). Удовлетворенность работой — престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого пока­зателя основаны на определении степени соответствия представлений работни­ков о социально-психологических условиях с фактическими условиями. Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей. Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: об­щая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и эффективность системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения с учетом сделанных выше оговорок. Два других могут быть разложены на отдельные компоненты (табл. 1).

Таблица 1 - Эффективность муниципального управления


Виды эффективности

Содержание отдельных видов эффективности

Общая социальная эффективность

Уровень и качество жизни населения

Эффективность орга­низации муници­пального управления

1. Содержание и организация процесса управления.

2. Рациональность организационной структуры.

3. Организационно-технический уровень системы муниципального управления

Эффективность сис­темы муниципально­го управления

1. Степень достижения основных целей муниципального управле­ния.

2. Сочетание потребностной, результативной и затратной эффек­тивности.

3. Эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муни­ципального управления