Файл: Отчет по учебной практике технологическая (проектнотехнологическая) практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


взрослый организует действие поочередно с ребенком;

взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;

-важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;

-предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

переключение;

игры с песком, водой;

игры с бытовыми предметами;

- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

-игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).

Требования к проведению адаптационных игр:

игра повторяется в течение дня несколько раз;

при введении новой игры знакомые игры повторяются;

- задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;

-знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;

игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;

за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;

продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;

при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Требования к организации образовательного пространства:

-определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;

-создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;

-соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;

-зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»);

- включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.

Психолог приступает к проведению игр сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.


Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу. Диагностика проводится по предварительному согласованию с родителями.

Организация диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.

1-й этап. Первичная диагностика.

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Метод: анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями.

Организация: анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей.

Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в ДОУ.

Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни», определяется прогноз на течение адаптации и составляется индивидуальный образовательный маршрут. Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

- нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;

- несформированность культурно-гигиенических навыков;

- недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

Составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период».

2-й этап. Текущая диагностика.

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ (см. таблицу «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»).

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют таблицу «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям». При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.

Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.



3-й этап. Итоговая диагностика.

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

Метод: наблюдение.

Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ.

Результат: составляют сводную таблицу по уровням адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Результаты всех этапов диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем на медико-педагогическом совещании. В отношении каждого ребенка определяются и при необходимости корректируются меры поддержки.

На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи:

-определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

-проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

-анализ результатов адаптации;

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно - развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки. В случаях, когда малыш начинал переживать или
плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.

К процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.

  • результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

 

Кол-во вновь

Формы адаптации

 

Группы

прибывших

 

 

 

 

Средняя

 

 

детей

Легкая

 

Тяжелая

 

 

 

степень

 

1 младшая группа

25

16

7

2

 

 

 

 

 



Формы адаптации

8%

 

Легкая степень

 

 

 

 

 

28%

 

Средняя степень

 

 

 

 

 

64%

 

Тяжелая степень

 

 

 

 

 


64 % детей - легкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

  • 28 % детей - средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно

и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

8 % детей - тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности - у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

Итоги адаптации:

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе «Смешарики» прошѐл успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во