Файл: И перспективы его внедрения на страховой рынок россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ст. 6 шариатского стандарта № 26 ука-заны следующие допустимые виды такафула: имущественное страхование подразумевает возмещение фактически понесенных убытков в случае реального ущерба и личное страхование включает страхование от рисков нетрудоспо-собности или смерти, в противовес страхова-нию жизни в традиционной системе страхова-ния [13, с. 35].
ISLOM IQTISODIYOTI VA MOLIYAS
Shu munosabat bilan alohida ta’kidlamoqchiman: islom sug‘urtasi postulatlarini diniy tushunchalardan tashqarida ko‘rib chiqish mumkin emas. Musulmon axloqiy ta'limoti - shariatga mutlaqo zid bo'lgan tamoyillar mavjudligining yorqin misoli an'anaviy sug'urtadir.
Bu qarama-qarshiliklar orasida [7, b. 7]:
1. Garar (g‘arar), yoki “noaniqlik”, “xavf”.
2. Maisir (maisir), yoki "qimor".
3. Ribo (riba), yoki “sudxo‘rlik”, “orttirish”.
Keling, ushbu qarama-qarshiliklarni tushuntirishga murojaat qilaylik.
Musulmon ta'limotiga ko'ra, riba axloqsiz bo'lib, u jamiyat taraqqiyotiga to'sqinlik qiladi, ijtimoiy mavqei o'rtasidagi tafovutning kengayishi tufayli aholining boy va kambag'al qatlamlari o'rtasida keskin nizolarga sabab bo'ladi.Sug'urta mamlakatlari muqobil modelning paydo bo'lishi edi. musulmon qonunlarining barcha talablariga muvofiq tashkil etilgan sug'urta. U takaful (arabcha takaful - “bir-birlariga oʻzaro kafolatlar berish”) deyiladi [8, b. 51] va Rossiya Fanlar akademiyasining Sharqshunoslik instituti iqtisod fanlari nomzodi Aleksandr Oskarovich Filonik ta'kidlaganidek, "nafaqalarni teng taqsimlash va ijtimoiy adolat" tushunchalariga asoslanadi [9, p. 17].
Takaful usulida sug'urtani tashkil etishning asosiy tamoyillari qatorida [10, b. 40] quyidagilarni ajratib ko'rsatish:
1. Sug'urtalovchilarning har biri uchun ijobiy natijaga erishishga qaratilgan hamkorligi.
2. Har bir sugʻurta qildiruvchi-ishtirokchining oʻzaro yordam ruhidagi “hadya (tabarru) yoki mablagʻdan oʻz ulushini ixtiyoriy ravishda hadya qilish” [11, b. 123] yordamga muhtoj bo'lgan sug'urtalovchilarga yordam ko'rsatish.
3. Takaful tashkilotining barcha a’zolari o‘rtasida zarar va javobgarlik ulushlarini teng taqsimlash.
4. Sug'urta hodisasi yuz berganda sug'urtalovchilar etkazilgan zararni qoplash uchun tovon oladigan maxsus fondning (tabarru fondining) mavjudligi.
5. Har bir ishtirokchining sug‘urta hodisasi sodir bo‘lishidan qat’i nazar, badallarning boshqa qismidan (Mudoraba fondi) barqaror daromad olishi. Shartnoma shartlariga ko'ra, sug'urtalovchi Mudoraba fondidan o'z ulushi miqdorini oldindan biladi [12, b. 12].
San'atda. 26-sonli shariat standartining 6-moddasida takafulning quyidagi ruxsat etilgan turlari ko'rsatilgan: mulk sug'urtasi haqiqiy zarar bo'lgan taqdirda haqiqatda etkazilgan zararni qoplashni nazarda tutadi va shaxsiy sug'urta nogironlik yoki o'lim xavfidan sug'urtalashni o'z ichiga oladi, bu esa hayotni sug'urta qilishdan farqli o'laroq. an'anaviy sug'urta tizimi [13, p. 35].
Принципиальные отличия исламского страхования от традиционного основываются
на наличии двух концепций взаимодействия между участниками такафула (страхователями) и такафул-операторами (страховщиками):
1. Концепции табарру.
2. Концепции мудараба.
Концепция табарру предполагает реа-лизацию пожертвований для помощи другим членам такафул-фонда при наступлении для них страхового случая. Дар, который вносит каждый участник в общий фонд
, именуемый такафул-фондом, на безвозмездной основе, лежит в основе данной модели страхования. Особо следует подчеркнуть «допустимость как искренних намерений участника» [23, с. 89], не преследующего личные цели, так и осуществ-ляемых ради собственного интереса. Однако, и в том, и в другом случае цель будет общей: оказать помощь другим участникам в случае возникновения страхового случая [24, с. 248].
Концепция мудараба предполагает на-личие договора, предусматривающего передачу денежных средств в управление с целью пос-ледующего возврата средств либо получения прибыли.
При этом, состав платежа, поступающего от страхователей (участников такафула) и фи-нансовая схема такафул-фонда являются более сложными [25, с. 18], чем состав страховой пре-мии при коммерческом страховании и состав страхового взноса при традиционном взаимном страховании. Это объясняется тем, что ресурсы такафул-фонда разделяются на 2 части: фонд табарру, предназначенный для защиты, и фонд мудараба (предназначенный для инвес-тировани
Islom sug'urtasi va an'anaviy sug'urta o'rtasidagi tub farqlarga asoslanadi
takaful ishtirokchilari (sug‘urtalovchilar) va takaful operatorlari (sug‘urtalovchilar) o‘rtasida o‘zaro munosabatlarning ikkita tushunchasi mavjudligi to‘g‘risida:
1. Tabarru tushunchalari.
2. Mudoraba tushunchalari.
Tabarru tushunchasi takaful fondining boshqa a’zolariga sug‘urta hodisasi yuz bergan taqdirda yordam berish uchun ehsonlarni amalga oshirishni o‘z ichiga oladi. Har bir ishtirokchining takaful fondi deb ataladigan umumiy fondga qaytarilmaydigan asosda o'z hissasini qo'shadigan sovg'a ushbu sug'urta modelining asosini tashkil etadi. "Ishtirokchining samimiy niyatlari sifatida qabul qilinishi" ga alohida e'tibor berilishi kerak [23, p. 89], shaxsiy maqsadlarni ko'zlamay, o'z manfaatlari uchun amalga oshirildi. Biroq, ikkala holatda ham maqsad umumiy bo'ladi: sug'urta hodisasi sodir bo'lgan taqdirda boshqa ishtirokchilarga yordam ko'rsatish [24, p. 248].
Mudaraba tushunchasi pul mablag'larini yoki foydani keyinchalik qaytarish maqsadida boshqaruvga o'tkazishni nazarda tutuvchi shartnoma mavjudligini nazarda tutadi.
Shu bilan birga, sug'urtalovchilardan (takaful ishtirokchilaridan) olinadigan to'lovning tarkibi va takaful fondining moliyaviy sxemasi ancha murakkab [25, b. 18] tijorat sug'urtasi bo'yicha sug'urta mukofotining tarkibiga va an'anaviy o'zaro sug'urta uchun sug'urta mukofotining tarkibiga qaraganda. Chunki takaful fondi mablag‘lari 2 qismga bo‘linadi: himoya qilish uchun mo‘ljallangan tabarru fondi va mudoraba fondi (investitsiya uchun mo‘ljallangan).
Каким образом происходит выплата воз-мещения участнику при наступлении страхо-вого случая в исламской страховой компании? Конечно, она напрямую зависит от наличия денежных средств в страховом портфеле. В случае, если таких средств недостаточно, исламским страховым компаниям запрещено покрывать расходы/убытки за счет увеличения взноса страхователей.
В случае, если расходы превышают фонд взносов, они могут быть покрыты либо из кредитов (разрешается занимать денежные средства у компаний-акционеров для покрытия дефицита), либо из излишков предыдущих лет. Случаи,
связанные с дефицитом денежных средств, как правило, несут временный харак-тер, поэтому практика взятия кредитов для покрытия расходов на возмещение убытков является общераспространенной.
Islom sug‘urta kompaniyasida sug‘urta hodisasi yuz berganda ishtirokchiga kompensatsiya qanday to‘lanadi? Albatta, bu to'g'ridan-to'g'ri sug'urta portfelidagi mablag'larning mavjudligiga bog'liq. Agar bunday mablag'lar etarli bo'lmasa, islom sug'urta kompaniyalariga sug'urta qildiruvchilarning mukofotlarini oshirish orqali xarajatlar/yo'qotishlarni qoplash taqiqlanadi.
Xarajatlar badal jamg'armasidan oshib ketgan taqdirda, ular kreditlar hisobidan (kamomadni qoplash uchun aktsiyadorlik jamiyatlaridan qarz olishga ruxsat beriladi) yoki o'tgan yillardagi ortiqcha mablag'lar hisobidan qoplanishi mumkin. Mablag'larning etishmasligi bilan bog'liq holatlar, qoida tariqasida, vaqtinchalik, shuning uchun zararni qoplash xarajatlarini qoplash uchun kredit olish amaliyoti keng tarqalgan.
Анализ теоретической литературы:
Теоретической основой, на которую ав-тор опирался в своем исследовании, стали науч-ные труды зарубежных авторов (ведущих ин-вестиционных банковских менеджеров, марке-тологов, бухгалтеров, крупных российских пре-подавателей в области экономики, финансов и менеджмента), ранее исследовавших проблема-тику исламского страхования на российском финансовом рынке. В частности, автор обра тился к трудам доктора экономических наук, руководителя проекта «Российский совет по исламским финансам» Шамиля Ахьядовича Шовхалова, знаменитого российского востоко-веда и общественного деятеля Рената Ирико-вича Беккина, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Оскаровича Филоника, монографиям доктора экономических наук, профессора Ирины Львовны Логвиновой и академика РАЕН Рустема Турсуновича Юлдашева, а также тру-дам таких зарубежных финансовых специалис-тов, как Ракаан Кайли, Фалил Джамальдин, Мухамад Абдух, Суеда Фахмида Хабиб и др.
Источниками получения информации по заявленным в статье задачам стали статьи, опубликованные в таких печатных и сетевых журналах, как «Финансы и кредит», «Мировая экономика и международные отношения», «Страховое право», «Азия и Африка сегодня», «Страховое дело», «Мой бизнес Казахстан», «Экономика и социум», «Экономика и банки», «Вестник АГТУ», а также зарубежные журналы и листы отчетности International journal of Isla-mic and Middle Eastern finance and management, Practical Islamic Finance, Accounting Forum, Finance forward, Islamic financial service board.
Nazariy adabiyotlarni tahlil qilish:
Muallif o'z tadqiqotida asos bo'lgan nazariy asosni ilgari islom sug'urtasi muammolarini o'rgangan xorijiy mualliflarning (etakchi investitsiya banklari menejerlari, marketologlar, buxgalterlar, iqtisodiyot, moliya va menejment sohasidagi yirik rus o'qituvchilari) ilmiy ishlari tashkil etdi. Rossiya moliya bozorida. Jumladan, muallif iqtisod fanlari doktori, “Rossiya islom moliya kengashi” loyihasi rahbari Shomil Axyadovich Shovxalov, taniqli rossiyalik sharqshunos va jamoat arbobi Renat Irikovich Bekkin, Sharqshunoslik instituti yetakchi ilmiy xodimi Rossiya Fanlar Akademiyasi Aleksandr Oskarovich Filonikning tadqiqotlari, iqtisod fanlari doktori, professor Irina Lvovna Logvinova va Rossiya tabiiy fanlar akademiyasi akademigi Rustem Tursunovich Yo‘ldoshevning monografiyalari, shuningdek, Rakaan Qayli, Falil Jamal kabi xorijiy moliya mutaxassislarining faoliyati. , Muhamad Abdukh, Sueda Fahmida Habib va boshqalar.
Maqolada ko'rsatilgan vazifalar bo'yicha ma'lumot olish uchun "Moliya va kredit", "Jahon iqtisodiyoti va xalqaro munosabatlar", "Sug'urta huquqi", "Asia va Afrika bugun", "Sug'urta biznesi", "Mening biznesim Qozog'iston", "Iqtisodiyot" kabi bosma va onlayn jurnallarda chop etilgan maqolalar manbalari bo'ldi. va Jamiyat”, “Iqtisodiyot va banklar”, “ASTU byulleteni”, shuningdek, xorijiy jurnallar va hisobot varaqlari Islom va Yaqin Sharq moliyasi va menejmenti xalqaro jurnali, Amaliy islom moliyasi, Buxgalteriya forumi , Moliya forvardi, Islom moliyaviy xizmati kengashi
Результаты:
Рассматривая перспективы такафул-компаний на современном рынке страхования, основываясь на неумолимых статистических и бухгалтерских данных, следует признать, что, несмотря на наличие ряда преимуществ, удоб-ных для пользователей, пока данные компании уступают крупным, финансово мощным тради-ционным страховым компаниям в жесткой кон-курентной борьбе. Последние предлагают ши рокий спектр страховых услуг, владеют высоко-квалифицированным персоналом, способны нести повышенные финансовые риски и поль-зуются «преимуществами эффективности круп-ного бизнеса» [29, с. 36].
Однако сегодня управляющие компании начинают все больше осознавать уменьшаю-щуюся полезность бухгалтерских данных для определения результатов деятельности компа-нии, переключая свое внимание на различные альтернативы [30, с. 230]. Такими альтернати-вами для такафул-компаний может стать хоро-шая база для уникальных и социально ориен-тированных страховых продуктов, которые мо-гут способствовать «улучшению деятельности такафул-компаний в будущем» [31, с.135].
Обобщая результаты проведенного ис-следования, автор подчеркивает, что сегодня всестороннее и глубокое исследование прин-ципов деятельности и финансовой устойчивос-ти исламских страховых компаний, определе-ние характерных для них признаков: способ-ность отвечать по взятым обязательствам перед кредиторами, клиентами и вкладчиками, обеспечение насущных потребностей клиентов в краткосрочной и долгосрочной перспективе − важнейшие задачи для любого участника бан-ковского рынка, претендующего на стабильное положение.
Страхование, организованное на принци-пах исламских страховых компаний, реализа-ция альтернативной модели страхования така-фул, внимательное отношение к специфике деятельности ретакафула – прогрессивный ин-струмент в руках того, кто их держит. С одной лишь поправкой. Это должны быть опытные и бережные руки.