Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2743

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако возможность раздвоения сознания существует. Но во-первых, она существует не всегда: например, раздвоение сознания невозможно при полной отдаче какой-либо деятельности или переживанию. Когда же оно все-таки происходит, то наблюдение как вторая деятельность вносит искажение в основной процесс. Получается нечто, похожее на деланую улыбку, деланую походку и т.д. В некоторых восточных системах совершенствования достижение постоянного раздвоения является одной из основных задач (например, школа Шри Ауробинды Гхоша).

На основе самонаблюдения мы способны описывать не столько сами чувства, мысли и другие психические состояния, сколько свои воспоминания о них. Даже в том случае, когда мы, во-первых, осознаем свой внутренний мир и, во-вторых, искренне хотим рассказать о себе правду. Но мы далеко не все знаем о себе. Даже желая что-то рассказать, мы не всегда способны это сделать.

Наша психика - не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты прорываются наружу в виде наших поступков, дел, а последние, в свою очередь, доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение.

Наблюдение - это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых для исследования. Наблюдение широко распространено во многих науках. Как метод имеет свои достоинства и недостатки. Наблюдение протекает в естественных условиях. Его относительная простота сочетается с субъективностью наблюдателя и определенными трудностями при подготовке данных к обработке. Позволяет

фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов.

Существует несколько видов наблюдений (рис. 1.3). О внутреннем наблюдении мы говорили выше. Внешнее наблюдение - это наблюдение со стороны. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок и программы, а стандартизованное, напротив, заранее определено и ведется по четкой программе. Существует включенное наблюдение: психолог-исследователь попадает в изучаемую среду, переодевшись в бомжа, в религиозного фаната, в наркомана и т.д. При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста
, могут использоваться магнитофон, видеокамера, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны наблюдателя).

К одному из основных методов психологии относится эксперимент. Это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется данный психологический факт.

В психологии эксперимент всегда ставится над людьми, и это создает дополнительные морально-этические проблемы. Над людьми, во-первых, можно экспериментировать только с их согласия. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, нельзя проводить вообще. В-третьих, ход и результаты эксперимента во многом зависят от того, как понята цель участниками, от того, где, когда и кем проводится эксперимент, от того, как ведет себя экспериментатор и т.д. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко. Поэтому он встречается гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией (см. Приложение 1.7); естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухонемых детей); констатирующим - когда изучаются необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные психологические качества испытуемых.




Рис. 1-3. Методы психологии

Приложение 1.7

Способны ли вы к бесчеловечным действиям?

Один из впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко человек может зайти в своих действиях, бездумно подчиняясь давлению со стороны авторитетных групп или лиц, был проведен в начале 60-х гг. XX в. американским психологом С. Милгрэмом.

Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в «научном эксперименте, предназначенном для изучения памяти». Каждому добровольцу говорили, что он будет выполнять роль «учителя», задача которого состоит в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую последующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиться на 15 В). Перед началом сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В, убеждаясь, что удары током даже минимального напряжения чувствительны.

Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 В до 450 В. Число 300 В было выделено красным цветом, а рядом было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что напряжение смертельно опасно для человека. «Учителя» и «ученика» разделяла тонкая перегородка, так что они не видели друг друга, но «учитель» хорошо слышал, что там происходило.

Многие добровольцы с самого начала отказывались принимать участие. Однако экспериментатор уговаривал их, используя всевозможные аргументы. Для убеждения экспериментатор имел право пользоваться следующими словами: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали», «Очень важно, чтобы вы продолжали, у вас нет другого выхода», «Наука требует жертв», «Я требую», «Я приказываю». Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращался, и отмечалось то напряжение, до которого дошел «ученик»...


Немов Р.С. Психология

Психолог Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с помощью колец Ландольта. Были проведены две серии экспериментов. Сначала измерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце при обычных условиях опыта. Затем ребенку предлагали игру «в охоту». В среднем острота зрения у всех испытуемых повысилась почти на 30 %.

Один из популярных методов исследования - тестирование (от англ. test - проба, проверка). Это специализированный метод психодиагностики, с помощью которого можно получить количественную

или качественную характеристику изучаемого явления. Хороший тест создается годами. Например, тест Векслера на оценку психического развития ребенка (в частности, готовность его к школе) создается с 1935 г. Последняя версия была предложена в 1981 г. Существует несколько видов тестов:

• тест-задание, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает (см. Приложение 1.8);

• тест-опросник, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов.

Приложение 1.8

Проверьте свой уровень общего интеллектуального развития IQ Для оценки (IQ) можно использовать тест Айзенка. Он состоит из 8 субтестов и включает серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каждом субтесте отводится по 30 мин. Примеры задач:

1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и одновременно началом второго слова:

го (...) кот бал (...) еда; са (...) он скор (....) ер.

2. Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок:

животное (..... ) нежность;

предлог (..... ) ремень узды;

рысак (..... ) снаряд;

передача (...... ) задержание.

3. Подчеркните, у какого животного, в названиях которых буквы переставлены, число ног меньше всех:

аскыр, грит, номатм, сорбаальт, гуаяр.

4. Вставьте пропущенное число: 8 24 12 __ 18 54

5. Подчеркните, какое из слов в строке справа подходит к словам левой строки:

блеск, зрение, явление, погода, грация, пуск, книга, змея.

6. Подчеркните лишнее:

антитеза, позитрон, дециметр, опасность, единорог.

7. Подчеркните, какое из этих чисел не подходит к остальным: 625 361 256 197 144

8. Вставьте пропущенные буквы:



9. Вставьте недостающую букву: Щ Ц Т П Л?

10. Подчеркните, какой из городов лишний: Осло, Лондон, Нью-Йорк, Каир, Бомбей, Каракас, Мадрид.


Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта

Положительное качество этих тестов в том, что они применимы к людям с различным статусом. Недостаток состоит в том, что испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов: проективный, который может использоваться для изучения процессов, которые не осознаются человеком. Детям обычно дают задания типа: «Нарисуй семью», «Дом-дерево-человек», «Нарисуй несуществующее животное» и т.д. Широко применяются тест Люшера, тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т.д.

В качестве методов исследования в психологии используются также опрос, биографический метод, близнецовый метод, социометрия (метод исследования взаимоотношений в группе), анализ продуктов деятельности (почерк, одежда) и т.д.

1.5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Методология - система принципов организации теоретической и практической деятельности. Существует методология различных уровней (рис. 1.4). Рассмотрим методологические принципы отечественной психологии.

Принцип детерминизма, или принцип причинной обусловленности психических явлений, означает, что психические процессы, состояния, свойства определяются факторами внешней действительности.

Принцип единства сознания и поведения означает, что сознание и поведение не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство, т.е. с одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он ее осмысливает. С другой стороны, характер восприятия и отношения к ситуации будет зависеть от того, как субъект с ней взаимодействует.

Принцип системности требует рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил развития человека.



Рис. 1-4. Методологические основы психологии

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно интерпретирована, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития.