Файл: Содержание введение система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации Деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования рф в реализации социальных функций государства заключение список литературы введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Председателем ФОМС Н.Н. Стадченко членам Комитета были представлены основные параметры бюджета фонда, а также направления расходования средств обязательного медицинского страхования в рассматриваемом периоде. Согласно проекту бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов субвенция регионам в 2018 году составит 1 871 млрд рублей, с приростом 333,2 млрд рублей, или 21,7% к уровню 2017 года.

Структуру доходов ФОМС представим на диаграмме 2



Рисунок 2 – Структура доходов ФОМС в 2018 году
Анализ рисунка показывает, что 60,7 % поступлений ФОМС осуществляется за счет страховых взносов ОМС работающим населением и 37,3 % взносы ОМС неработающего населения. Трансферты федерального бюджета составляют незначительную часть поступлений. Структура расходов ФОМ может быть также представлена на рисунке 3



Рисунок 3 – Расходы ФОМС в 2017 году, %

В расходах бюджета Фонда основную долю (91,7%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации. В 2017 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 1 458 573,5 млн рублей, что составляет 100% от утвержденного размера.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда в федеральный бюджет в 2016 году было направлено 94 361 млн рублей (100%), в том числе:

- 88 961 млн рублей – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1478 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2016 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет».7

На основании ФЗ Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год представим данные об исполнении бюджета ФОМС в 2017 году
Таблица 4 – Основные показатели исполнения бюджета ФОМС в 2017 году8

Основные показатели

Кассовое исполнение

Кассовое исполнение

Доходы

173716374749,8

99,8

Расходы

1654990453,4

99,7

Источники внутреннего финансирования дефицита

- 82173296,4

-



Таким образом, анализ показывает, что финансовый год ФОМС закончил с профицитом.

Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2017 год составил 995 209,8 млн рублей, или 99% от утвержденного объема, что связано со снижением в 2017 году фонда за- работной платы в сравнении с прогнозным значением. Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2017 год составил 617 754,2 млн рублей, или 100% от утвержденного годового объема.

Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 8,9 млн рублей. Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в общей сумме 243,1 млн рублей. За 2016 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для от- дельных категорий страхователей, составила 25 441 млн рублей, или 100% от утвержденного объема. Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 7747,2 млн рублей.9

Подушевой норматив финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования в 2018 году увеличивается на 21,5%. Бюджет ФОМС полностью сбалансирован, в том числе переходящими остатками. Увеличение субвенции запланировано с учетом выполнения Указа Президента Российской Федерации и достижения плановых показателей заработной платы медицинских работников, а также увеличения финансирования всех остальных расходов медицинских организаций (медикаменты, расходные материалы, питание пациентов, коммунальные и другие услуги) на индекс потребительских цен – 4%. В 2018 году соотношение заработной платы медицинских работников к средней заработной плате по экономике региона составит: по врачам – 200%, по среднему и младшему медицинскому персоналу – 100%.

В 2019–2020 годах бюджетом фонда предусматривается дальнейшее увеличение субвенции для обеспечения достигнутых показателей уровня заработной платы медицинских работников. Таким образом, запланированный в проекте трехлетнего бюджета фонда объем средств рассчитан не только на увеличение заработной платы медицинских работни- ков до плановых показателей и сохранение достигнутого уровня, но и на обеспечение роста других расходов медицинских организаций.

Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2016 год составил 995 209,8 млн рублей, или 99% от утвержденного объема, что связано со снижением в 2017 году фонда за- работной платы в сравнении с прогнозным значением. Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2017 год составил 617 754,2 млн рублей, или 100% от утвержденного годового объема. Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 8,9 млн рублей.



Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в общей сумме 243,1 млн рублей. За 2017 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для от- дельных категорий страхователей, составила 25 441 млн рублей, или 100% от утвержденного объема. Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 7747,2 млн рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретических и правовых аспектов ОМС в России на современном этапе позволил сделать вывод о том, что в настоящее время медицинское страхование представляет собой молодой, быстроразвивающийся сектор социально−экономической сферы, тесно взаимодействующий с важнейшими отраслями региональной и национальной экономики.

Анализ показал, что медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в двух формах — государственное обязательное медицинское страхование (ОМС) и коммерческое добровольное медицинское страхование (ДМС). Таким образом, медицинская помощь населению оказывается как за счет государственного бюджета, так и за счет специально сформированных страховых фондов — Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и частных фондов страховых компаний. В настоящее время государством осуществляется переход на преимущественно одноканальную форму финансирования здравоохранения — систему ОМС.10

Страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств, используемых для защиты имущественных интересов физических, юридических лиц и государства при наступлении определенных событий. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

Источники средств фонда ОМС:

- средства федерального и территориальных бюджетов;

- страховые взносы организаций за работников;


- страховые взносы ИП.

На основе проведенного анализа основных показателей работы страховых медицинских организаций РФ можно сделать вывод, что особо остро стоит вопрос о достаточности финансирования медицинской помощи, поскольку соотношение между работающим и неработающим населением РФ стремится к преобладанию последнего. Поэтому дальнейшее развитие системы ОМС должно основываться на обеспечении устойчивого финансирования медицинских учреждений, которое может достигаться путем привлечения дополнительных источников финансирования (на- пример, средства Пенсионного фонда РФ, направленные на оказание адресной медицинской по- мощи неработающим пенсионерам).

Кроме того, необходимо усилить контроль за деятельностью территориальных органов исполнительной власти, занимающихся страхованием неработающего населения, разработать механизм рационализации использования денежных средств, направляемых на оплату медицинской помощи, который должен заключаться в оптимизации лечебного процесса, а также расширить возможности участия населения в системе медицинского страхования путем оформления полисов ДМС. В статье также сформулированы преимущества и недостатки обязательного медицинского страхования с точки зрения застрахованных лиц, анализ которых позволил выявить слабые стороны системы ОМС в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I Нормативно – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

  2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

  3. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (с изм. от 28.12.2016 N 493-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

II Учебная и научная литература

  1. Азархин, А. В., Пчелкин А. В. Обеспечение реализации положений федерального законодательства как цель регионального законотворчества // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. - № 2. - С. 65 – 70.

  2. Абалтусова, А. А. Социальное страхование в системе социальной защиты населения / А. А. Абалтусова // Экономика и социум. – 2015. 1-10 с.

  3. Ермоленко, Г.Г. Проблемы становления медицинского страхования и возможное их решение / Г.Г. Ермоленко, С.А. Симонян // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №3 (32). — С. 62 – 69

  4. Едаков, А.А. Проблемные аспекты системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации / А.А. Едаков // Синергия наук. – 2017 - № 4. – С. 26

  5. Землячева, О.А. Обязательное и добровольное медицинское страхование в России / О.А. Землячева, Ю.В. Мерзликина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2 (31). — С. 68 – 73

  6. Кузьмич, Г.В. Перспективы государственного социального заказа / Г.В. Кузьмич / Финансы. Учет. Аудит.—2014. - №11.— с.27–29.

  7. Малышева, С.И. Романова, Т.Е., Мишанов, В.Р. Опыт становления института медицинских страховых представителей на территории Нижегородской области / С.И. Малышева, Т.Е. Романова, В.Р. Мишанов // Обязательное медицинское страхование. – 2017. - № 1. – С. 49

  8. Михалев, И.В. Актуальные проблемы реализации социальной политики в регионах РФ / Сервис plus, № 4 / том 2 / 2008. С. 12 – 25

  9. Мельник, Н.А., Сафонова, Н.С. Обязательное медицинское страхование: современные реалии, проблемы и перспективы развития / Н.А. Мельник, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2016. - № 3. – С. 77

  10. Петренко, А.С., Векличева, Н.А. Проблемы развития обязательного медицинского страхования в России / А.С. Петренко, А.С. Векличева // Кубанский государственный технологический университет. – 2017. - № 3. – С. 87 – 92

  11. Русакова, О.И. Состояние и проблемы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации / О.И. Русакова // Baikal Research Journal. – 2017. - № 4. – С. 76 – 82

  12. Спицина О. В., Козлова А. Н., Савнина А. В. Правовое регулирование и организация обязательного медицинского страхования в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-64

  13. Пащенко И.Ю. Региональное законотворчество и его влияние на развитие социальной сферы в субъекте Российской Федерации/ Наука. Мысль: электронный периодический журнал, № 2 / 2016 С. 50 – 57

  14. Соколова, И.В. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год / И.В. Соколова // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2018. - № 5. – С. 8 – 14

  15. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ffoms.ru/ (дата обращения 11.08.2019).





1 Спицина О. В., Козлова А. Н., Савнина А. В. Правовое регулирование и организация обязательного медицинского страхования в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62

2 Петренко, А.С., Векличева, Н.А. Проблемы развития обязательного медицинского страхования в России / А.С. Петренко, А.С. Векличева // Кубанский государственный технологический университет. – 2017. - № 3. – С. 87 – 92

3 Землячева О.А. Обязательное и добровольное медицинское страхование в России / О.А. Землячева, Ю.В. Мерзликина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2 (31). — С. 68

4 Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 ГОД : Федеральный закон от 16.10.2017 г. № № 290 – ФЗ
5 Система обязательного медицинского страхования в РФ [Электронный ресурс] / Сайт ФОМС. – URL: http://www.ffoms.ru/system-oms/



6 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL: www.ffoms.ru/


7 Соколова, И.В. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год / И.В. Соколова // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2017. - № 5. – С. 8

8 Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год: ФЗ от 03.10.2018 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/551365446


9 Соколова, И.В. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год / И.В. Соколова // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2017. - № 5. – С. 8 – 14

10 Федорова Н.В. Одноканальная система финансирования здравоохранения в РФ: Преимущества и недостатки // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. No 3. С. 61