Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Алгебра и начала анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Алгебра и начала анализа»
10 класс
(естественно-математическое направление)
Нур-Султан 2019

2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Алгебра» для обучающихся 10 классов естественно-математического направления. Методические рекомендации подготовлены на основе типовой учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, обучающихся
(рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Функция, ее свойства и график» .................................. 4
Суммативное оценивание за раздел «Тригонометрические функции» ................................... 8
Суммативное оценивание за раздел «Обратные тригонометрические функции» ................ 11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 14
Суммативное оценивание за раздел «Тригонометрические уравнения» ............................... 14
Суммативное оценивание за раздел «Тригонометрические неравенства» ............................ 17
Суммативное оценивание за раздел «Вероятность» ................................................................ 20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 23
Суммативное оценивание за раздел «Многочлены» ............................................................... 23
Суммативное оценивание за раздел «Предел функции и непрерывность» ........................... 26
Суммативное оценивание за раздел «Производная» ............................................................... 30
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 35
Суммативное оценивание за раздел «Применение производной» ......................................... 35
Суммативное оценивание за раздел «Случайные величины и их числовые характеристики» .......................................................................................................................... 39


4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Функция, ее свойства и график»
Тема
Свойства функции
Дробно-линейная функция
Понятия сложной и обратной функций
Цель обучения
10.4.1.4 Уметь описывать по заданному графику функции её свойства:
1) область определения функции
2) область значений функции
3) нули функции
4) периодичность функции
5) промежутки монотонности функции
6) промежутки знакопостоянства функции
7) наибольшее и наименьшее значения функции
8) четность, нечетность функции
9) ограниченность функции
10) непрерывность функции
11) экстремумы функции
10.4.1.5 Определять свойства
0
,




c
d
cx
b
ax
y
дробно- линейной функции и строить ее график
10.4.1.6 Знать определение обратной функции и находить функцию, обратную заданной и знать свойство расположения графиков взаимно обратных функций
Критерий оценивания
Обучающийся:

Исследует свойства функции по ее графику

Использует свойства и строит график дробно- линейной функции

Применяет алгоритм нахождения обратной функции
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Дан график функции.

5 a) Запишите область определения функции. b) Найдите множество значений функции. c) Определите промежутки знакопостоянства функции; d) Определите максимальное значение функции на области определения; e) Определите четность функции.
2. Дробно-линейная функция задана уравнением:
????(????) =
????????−4 2????−????
a) Асимптоты функции имеют уравнения
???? = 3 , ???? = 1 . Найдите значение переменных a и b. b) Используя результаты предыдущего действия: i) приведите функцию
????(????) =
????????−4 2????−????
к виду
???? = ???? +
????
????+????
; ii) найдите точки пересечения функции с осями координат; iii) постройте график функции.
3. a) Найдите обратную функцию для функции
????(????) =
????????−4 2????−????
с полученными значениями переменных a и b. b) Как будет расположен график обратной функции относительно первоначальной?

6
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет свойства функции по ее графику
1 находит область определения функции;
1 находит область значений функции;
1 определяет промежутки знакопостоянства функции;
1 находит максимальное значение функции;
1 определяет четность функции;
1
Использует свойства и строит график дробно- линейной функции
2a использует вертикальную асимптоту;
1 использует горизонтальную асимптоту;
1 2b выбирает способ преобразования;
1 приводит функцию к заданному виду;
1 определяет точки пересечения функции с осью Ох;
1 определяет точки пересечения функции с осью Оу;
1 строит график функции;
1
Применяет алгоритм нахождения обратной функции
3 выполняет необходимые преобразования;
1 выражает одну переменную через другую;
1 находит обратную функцию;
1 определяет расположение графика обратной функции.
1
Итого:
16


7
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Функция, ее свойства и график»
ФИ обучающегося _______________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Исследует свойства функции по ее графику
Затрудняется в определении свойств функции по ее графику
Допускает ошибки при определении области определения / промежутков знакопостоянства / максимума / минимума / четности функции
Oпределяет свойства функции по ее графику
Использует свойства и строит график дробно-линейной функции
Затрудняется в использовании свойств и построении графика дробно-линейной функции
Допускает ошибки при определении множества значений
/ области определения / точек пересечения с осями координат
/ построении графика дробно-линейной функции
Определяет свойства и строит график дробно-линейной функции
Применяет алгоритм нахождения обратной функции
Затрудняется в нахождении обратной функции
Допускает ошибки в преобразованиях для нахождения обратной функции
Находит обратную функцию

8
Суммативное оценивание за раздел «Тригонометрические функции»
Тема
Тригонометрические функции, их свойства и графики
Построение графиков тригонометрических функций с помощью преобразований
Цель обучения
10.2.3.1 Знать определения, свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики
10.2.3.2 Уметь строить графики тригонометрических функций с помощью преобразований
Критерий оценивания
Обучающийся

Применяет свойства тригонометрических функций

Строит график тригонометрических функций
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Высота воды в пристани задается уравнением:
ℎ(????) = 3 − 2???????????? (???? −
????
2
) , где h(t) – высота воды (м), t – время (ч),
???? ≥ 0. a) Найдите максимальную и минимальную высоту воды в пристани. b) Постройте график функции.
2. Расположите числа
1, ????????????1, ????????1 в порядке возрастания.
3. Дана функция: у = ????????
????
3
a) Найдите область определения функции. b) Определите наименьший положительный период.

9
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Использует свойства тригонометрических функций
1 находит максимальное значение функции;
1 находит минимальное значение функции;
1 учитывает допустимые значения абсциссы (начинает строить график от начала координат);
1 строит график функции
1
Строит график тригонометрических функций
2 использует промежутки возрастания/убывания тангенса;
1 использует промежутки возрастания/убывания котангенса;
1 записывает числа в порядке возрастания;
1 3 использует область определения функции у = ????????????;
1 указывает область определения заданной функции; составляет выражение для нахождения периода функции;
1 находит наименьший положительный период.
1
Итого:
10


10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Тригонометрические функции»
ФИ обучающегося _______________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Применяет свойства тригонометрических функций
Затрудняется в использовании свойств тригонометрических функции
Допускает ошибки при определении четности/ нечетности, использовании монотонности/ нахождении области определения/ периода/ максимального/ минимального значения тригонометрических функций
Использует свойства тригонометрических функций
Строит график тригонометрических функций
Затрудняется в построении графиков тригонометрических функций
Допускает погрешности в построении графиков синуса/ косинуса или тангенса/ котангенса
Выполняет построение графиков тригонометрических функций

11
Суммативное оценивание за раздел «Обратные тригонометрические функции»
Тема
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Простейшие уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции.
Цель обучения
10.2.3.4 Знать определения и свойства обратных тригонометрических функций
10.2.3.5
Строить графики обратных тригонометрических функций
10.2.3.6
Выполнять преобразования выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
10.2.3.7
Уметь решать простейшие уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции
Критерий оценивания
Обучающийся:

Вычисляет значения выражений, содержащих обратные тригонометрические функции

Решает уравнения, содержащие обратные тригонометрические функций

Строит график обратных тригонометрических функций
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Дано:
????????????????????????
√3 2
+ ???????????????????? (????????
6????
7
) + ???????????????????????? (???????????? (−
????
3
)) = ????????. Найдите значение ????.
2. Решите уравнение:
2???????????????????????? + 3???????????????????????????? = 5 3. Постройте график функции:
???? = 2arccos⁡(???? − 1)

12
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Вычисляет значения выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
1 находит значение арксинуса;
1 использует формулу приведения;
1 находит значение арктангенса;
1 использует нечетность котангенса;
1 находит значение арккотангенса;
1 находит значение неизвестной;
1
Решает уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции
2 использует сумму арктангенса и арккотангенса;
1 переходит к уравнению, содержащему арктангенс/арккотангенс;
1 находит корень уравнения;
1
Строит график обратных тригонометрических функций
3 определяет смещения графика функции;
1 использует график арккотангенса;
1 строит график заданной функции.
1
Итого:
12


13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Обратные тригонометрические функции»
ФИ обучающегося _______________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Вычисляет значения выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
Затрудняется в нахождении значений выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
Допускает ошибки при нахождении значений арксинуса / арккосинуса / арктангенса / арккотангенса
Hаходит значения выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
Решает уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции
Затрудняется в решении уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции
Допускает ошибки при преобразованиях / вычислениях при решении уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции
Решает уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции
Строит график обратных тригонометрических функций
Затрудняется в построении графиков обратных тригонометрических функций
Допускает погрешности при построении графиков обратных тригонометрических функций
Выполняет построение графиков обратных тригонометрических функций

14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Тригонометрические уравнения»
Тема
Простейшие тригонометрические уравнения
Методы решения тригонометрических уравнений и их систем.
Цель обучения
10.2.3.8 Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения
10.2.3.14 Уметь решать тригонометрические уравнения методом введения вспомогательного аргумента
10.2.3.11 Уметь решать тригонометрические уравнения с использованием тригонометрических формул
10.2.3.16 Уметь решать системы тригонометрических уравнений
Критерий оценивания
Обучающийся:

Находит решение простейших тригонометрических уравнений

Решает тригонометрические уравнения с помощью введения вспомогательного аргумента

Применяет формулы тригонометрии для решения тригонометрических уравнений
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Решите уравнение sin (???? +
????
4
) =
√2 2
на промежутке (
0; 2????).
2. Используя метод вспомогательного аргумента покажите, что уравнение sin ???? + cos ???? = 1 можно привести к виду sin (???? +
????
4
) =
√2 2
Запишите общее решение уравнения sin ???? + cos ???? = 1.
3. Решите уравнение
???????????? = ±√3.
4. Найдите решение уравнения
???????????????????????????? − ???????????????? =
1 2????????????????
на промежутке (
0; 90°).