Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Алгебра и начала анализа.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
Суммативное оценивание за раздел «Предел функции и непрерывность»
Тема
Предел функции в точке и на бесконечности
Асимптоты графика функции
Непрерывность функции в точке и на множестве
Первый замечательный предел
Цель обучения
10.4.1.14
Применять методы раскрытия неопределенностей вида
,
0 0
и
при вычислении пределов
10.4.1.15
Вычислять пределы, применяя первый замечательный предел
10.4.1.10 Знать определение асимптоты к графику функции и уметь составлять уравнения асимптот
10.4.1.13 Знать свойства непрерывных функций и применять их при доказательстве непрерывности функции
Критерий оценивания
Обучающийся:
Раскрывает неопределенности при вычислении пределов функции
Применяет первый замечательный предел
Составляет уравнения асимптот функции
Доказывает непрерывность функций, используя свойства непрерывных функций
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Найдите значение предела: a)
; b)
????
3
+2????−1 5????
3
+4????
2
+2
.
2. Вычислите значение предела:
x
tg
x
x
5 8
sin lim
0
3. Дана функция
2 2
5 2
х
х
х
у
a) Запишите уравнение вертикальной асимптоты. b) С помощью выделения целой части, найдите уравнение наклонной асимптоты. c) Используя предел, покажите, что Вы верно нашли наклонную асимптоту.
9 27
lim
2 3
3
x
x
x
x
lim
27 4. Известно, что lim
????→2
????(????) = 3 и lim
????→2
????(????) = −1 . Определите, будут ли следующие функции непрерывными в точке 2: a)
3????(????) + ????(????); b)
????(????)
????(????)+1
28
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Раскрывает неопределенности при вычислении пределов
1a раскладывает выражения на множители;
1 находит значение предела;
1 1b делит на старшую степень переменной;
1 находит значение предела;
1
Применяет первый замечательный предел
2 выполняет преобразования;
1 использует первый замечательный предел;
1 находит значение предела;
1
Составляет уравнения асимптот функции
3 находит вертикальную асимптоту;
1 выделяет целую часть (выполняет деление многочленов с остатком);
1 находит наклонную асимптоту;
1 использует условие для нахождения наклонной асимптоты;
1
Доказывает непрерывность функций, используя свойства непрерывных функций
4 определяет непрерывность суммы двух функций;
1 определяет непрерывность частного двух функций.
1
Итого:
14
29
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Предел функции и непрерывность»
ФИ обучающегося _______________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Раскрывает неопределенности при вычислении пределов
Затрудняется в использовании методов раскрытия неопределенностей при вычислении пределов
Допускает ошибки при использовании методов раскрытия неопределенностей / вычислении пределов
Использует методы раскрытия неопределенностей при вычислении пределов
Применяет первый замечательный предел
Затрудняется в применении первого замечательного предела
Допускает ошибки при выполнении преобразований
/ вычислении предела с помощью первого замечательного предела
Выполняет преобразования и применяет первый замечательный предел
Составляет уравнения асимптот функции
Затрудняется в нахождении асимптот функций
Допускает ошибки при нахождении вертикальных / горизонтальных / наклонных асимптот функций
Находит асимптоты функций
Доказывает непрерывность функций, используя свойства непрерывных функций
Затрудняется в применении свойств непрерывных функций
Допускает ошибки при использовании свойств непрерывных функций
/ определении непрерывности функций
Применяет свойства непрерывных функций, доказывает непрерывность функций
30
Суммативное оценивание за раздел «Производная»
Тема
Определение производной
Правила нахождения производных
Производная сложной функции
Производные тригонометрических функций
Физический и геометрический смысл производной
Уравнение касательной к графику функции
Цель обучения
10.4.1.18 Находить производные постоянной функции и степенной функции
10.4.3.1 Решать прикладные задачи, опираясь на физический смысл производной
10.4.1.21 Знать и применять правила дифференцирования
10.4.1.25 Составлять уравнение касательной к графику функции в заданной точке
10.4.1.23 Находить производные тригонометрических функций
10.4.1.22 Находить производную сложной функции
Критерий оценивания
Обучающийся:
Находит производную степенной функции
Применяет физический смысл производной при решении задач
Применяет правила дифференцирования для нахождения производной
Составляет уравнение касательной к графику функции
Находит производную тригонометрической функции и производную сложной функции
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Найдите производную функции:
????(????) =
5
????
3
− 2√????.
2. Два тела движутся прямолинейно: одно по закону
1 3
2
t
s
, другое – по закону
t
t
t
s
2 3
, где
)
(t
s
– путь в метрах, t – время в секундах. Определите момент времени, когда скорости этих тел окажутся равными.
3. Дано уравнение кривой:
????(????) =
(????+3)(????−8)
????
a) Не раскрывая скобок в числителе, найдите производную функции.
31 b) Используя результаты предыдущего действия, составьте уравнение касательной к графику функции
????(????) =
(????+3)(????−8)
????
при х=2.
4. Найдите производную функции:
2 sin(tg(3???? + ????)).
===================================
===============
32
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Находит производную степенной функции.
1 находит производную степени с отрицательным показателем;
1 находит производную степени с рациональным показателем;
1
Применяет физический смысл производной при решении задач.
2 находит производную функции;
1 использует физический смысл производной и составляет уравнение;
1 решает уравнение;
1 определяет момент времени;
1
Применяет правила дифференцирования для нахождения производной.
3a использует правило дифференцирования частного;
1 использует правило дифференцирования произведения;
1 находит производную функции;
1
Составляет уравнение касательной к графику функции.
3b находит значение производной в точке;
1 подставляет значения в формулу;
1 записывает уравнение касательной;
1
Находит производную тригонометрической функции и производную сложной функции.
4 использует правило нахождения производной сложной функции;
1 находит производную синуса;
1 находит производную тангенса и записывает ответ.
1
Итого:
15
33
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Производная»
ФИ обучающегося _______________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Находит производную степенной функции
Затрудняется в нахождении производной степенной функции
Допускает ошибки при нахождении производной функции с отрицательным
/ рациональным показателем
Hаходит производную степенной функции
Применяет физический смысл производной при решении задач
Затрудняется в применении физического смысла производной при решении задач
Допускает ошибки при использовании физического смысла производной/ нахождении производной функции/ вычислительные ошибки при решении задач
Использует физический смысл производной при решении задач
Применяет правила дифференцирования для нахождения производной
Затрудняется в применении правил дифференцирования
Допускает ошибки в применении правила дифференцирования частного
/ произведения
/ преобразовании выражений
Применяет правила дифференцирования
Составляет уравнение касательной к графику функции
Затрудняется в составлении уравнения касательной
Допускает ошибки в преобразованиях
/вычислениях при составлении уравнения касательной
Применяет алгоритм составления уравнения касательной
34
Находит производную тригонометрической функции и производную сложной функции
Затрудняется в нахождении производной тригонометрических функций, сложной функции
Допускает ошибки при нахождении производной тригонометрических функций / преобразованиях при нахождении производной сложной функции
Находит производные тригонометрических функций и сложной функции
35
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Применение производной»
1 2 3
Тема
Признаки возрастания и убывания функции
Критические точки и точки экстремума функции
Точки перегиба функции, выпуклость графика функции.
Исследование функции на выпуклость
Исследование функции с помощью производной и построение графика
Наибольшее и наименьшие значения функции на отрезке
Цель обучения
10.4.1.26 Знать необходимое и достаточное условие возрастания (убывания) функции на интервале
10.4.1.27 Находить промежутки возрастания (убывания) функции
10.4.1.28 Знать определения критических точек и точек экстремума функции, условие существования экстремума функции
10.4.1.31 Знать определение точки перегиба графика функции и необходимое и достаточное условие выпуклости вверх (вниз) графика функции на интервале
10.4.1.33 Исследовать свойства функции с помощью производной и строить её график
10.4.3.3 Решать прикладные задачи, связанные с нахождением наибольшего (наименьшего) значения функции
Критерий оценивания
Обучающийся:
Использует условие возрастания (убывания) функции и находит промежутки монотонности
Использует определение точек экстремума функции
Находит точки перегиба графика функции
Строит график функции
Решает задачи на нахождение наибольшего
(наименьшего) значения функции
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
30 минут
Задания
1. Функция
3
ax
x
x
f
имеет минимальное значение, равное
3 2
, и максимальное значение ,равное
3 2
на отрезке [-2;0].
(1) Найдите значение параметра a.
(2) Используя результаты предыдущего действия, найдите: a) промежутки монотонности функции на отрезке [-3;3];
Признаки возрастания и убывания функции
Критические точки и точки экстремума функции
Точки перегиба функции, выпуклость графика функции.
Исследование функции на выпуклость
Исследование функции с помощью производной и построение графика
Наибольшее и наименьшие значения функции на отрезке
Цель обучения
10.4.1.26 Знать необходимое и достаточное условие возрастания (убывания) функции на интервале
10.4.1.27 Находить промежутки возрастания (убывания) функции
10.4.1.28 Знать определения критических точек и точек экстремума функции, условие существования экстремума функции
10.4.1.31 Знать определение точки перегиба графика функции и необходимое и достаточное условие выпуклости вверх (вниз) графика функции на интервале
10.4.1.33 Исследовать свойства функции с помощью производной и строить её график
10.4.3.3 Решать прикладные задачи, связанные с нахождением наибольшего (наименьшего) значения функции
Критерий оценивания
Обучающийся:
Использует условие возрастания (убывания) функции и находит промежутки монотонности
Использует определение точек экстремума функции
Находит точки перегиба графика функции
Строит график функции
Решает задачи на нахождение наибольшего
(наименьшего) значения функции
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
30 минут
Задания
1. Функция
3
ax
x
x
f
имеет минимальное значение, равное
3 2
, и максимальное значение ,равное
3 2
на отрезке [-2;0].
(1) Найдите значение параметра a.
(2) Используя результаты предыдущего действия, найдите: a) промежутки монотонности функции на отрезке [-3;3];
36 b) точки перегиба графика функции. c) Изобразите точки пересечения графика функции с осями координат и постройте эскиз графика функции на заданном промежутке.
2. На период распродаж меняется стоимость товара, соответственно и прибыль магазина.
Прибыль магазина может быть представлена как разность дохода и стоимости товара. На период распродаж стоимость товара задается функцией
????(????) = 2,515???? − 0,00015????
2
, а доход -
???? = 7,390???? − 0,0009????
2
, где
0 ≤ ???? ≤ 6500.
Какую максимальную прибыль может получить магазин в конце распродажи? Ответ проверьте с помощью второй производной.