Файл: Курсовая работа клуб выходного дня как способ взаимодействия доо с родителями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные этапы развития взаимодействия с семьей

1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов

2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).

3 этап: Реализация программы сотрудничества

4 этап: Анализ полученных результатов

Методы, применяемые в клубе выходного дня: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагалось проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления [11, с. 433].

Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.

В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению учителя и родителей, родителей и детей.

Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка тоже важно взаимопонимание между взрослыми: воспитателем и родителями. От участия родителей в работе клуба выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относится к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами. Воспитатель в процессе общения получает бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Ценный опыт социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи [11, с. 435].


Благодаря клубу, родители становятся активными участниками совместного процесса воспитания. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство.

Непременным условием взаимодействия родительской общественности и воспитателя является:

  • согласование воспитательных позиций, ценностей, целей, задач, норм на разных этапах развития детей;

  • выработка единых подходов и требований в воспитании детей с учетом потребностей и особенностей их возраста, ключевых задач развития на каждом возрастном этапе развития, пола, здоровья, темперамента и т.д.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОО носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОО. Внедрение инновационных форм работы позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями и непрерывности в общей системе современного дошкольного образования. Активное привлечение родителей в образовательный процесс ДОО путем создания клуба выходного дня, помогает эффективно решать, поставленные образовательные задачи. Используя активные формы работы с семьей, повышается интерес родителей к жизни группы и детского сада, а родители становятся более активными, отзывчивыми, общительными и доброжелательными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья и дошкольная образовательная организация (ДОО) два важных института социализации детей. Современный детский сад уделяет особое внимание формированию потенциально развитой личности и способностей каждого ребенка. Но какие бы ни были успешно разработанные методики педагогического коллектива в детском саду, семья считается основным фактором формирования личности ребенка. Семейные ценности и традиции, духовная культура является основой становления личности

В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Перед дошкольной организацией или учреждением стоит задача обеспечения качественных условий воспитания и образования, развития каждого ребенка в соответствии со стратегическими приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи.

Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования затрудняется некоторыми изменениями в детско-родительских отношениях, что связано с «социальным и внутрисемейным расслоением, разрушением привычного стереотипа внутрисемейных отношений, новыми подходами в воспитании и обучении детей, значительным ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения и увеличением количества детей, имеющих особенности в развитии».

Можно также отметить недостаточный уровень психолого-педагогической культуры части родителей в понимании возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей их ребенка. В соответствии с современными требованиями педагоги подходят к развитию и воспитанию ребенка, принимая его и его семью как активных участников образовательных отношений для создания уважительных и позитивных взаимодействий, способствующих созданию условий для эмоционального благополучия всех детей.


Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, организация клуба выходного дня). Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОО, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы ДОО с разными типами семей.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОО носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОО. Внедрение инновационных форм работы позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями и непрерывности в общей системе современного дошкольного образования. Активное привлечение родителей в образовательный процесс ДОО путем создания клуба выходного дня, помогает эффективно решать, поставленные образовательные задачи. Используя активные формы работы с семьей, повышается интерес родителей к жизни группы и детского сада, а родители становятся более активными, отзывчивыми, общительными и доброжелательными.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // министерство образования и науки Российской Федерации. – URL : https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2021). – Текст : электронный.

  2. Безрукова, О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. - 2016. - №3. - С. 118-127. – Текст : непосредственный.

  3. Бабинина, Т. Ф., Гильманова, Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — Москва: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с. ISBN 978-5 -9949-1351-2. Текст : непосредственный.

  4. Веретенникова, Т. С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО / Т. С. Веретенникова, О. Н. Зиновьева // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 833-835. – Текст : непосредственный.

  5. Донцов А.И., Перелыгина, Е.Б., Рикель, А.М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. - 2016. - №5. - С. 3-14. – Текст : непосредственный.

  6. Журавлева Е. С., Горбунова, Н. Е. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2013. — С. 2–5. – Текст : непосредственный.

  7. Кузьмин, С.В. Качество результатов дошкольного образования, удовлетворяющее ожиданиям и запросам потребителей и соответствующее государственному стандарту // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС ДО». - ГБОУ ДПО «СПб АППО». - 2014. - Вып. 2. - С. 6-13. – Текст : непосредственный.

  8. Комарова, Л. В. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства / Л. В. Комарова, О. А. Зайцева, А. О. Чубенко // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 73-77. – Текст : непосредственный.

  9. Логинова, Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / Л. А. Логинова // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 171-172. - Текст: непосредственный.

  10. Лопсонова, З.Б. Управление качеством образования в ДОУ // Вестник БГУ. - 2014. -№1(2). - С. 14-18. – Текст : непосредственный.

  11. Максимова, Т. В. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников / Т. В. Максимова, Н. А. Старосветская // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 367-370. – Текст : непосредственный.

  12. Мацнева, С. В. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников / С. В. Мацнева // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 49-52. – Текст : непосредственный.

  13. Мокеева, О. М. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников / О. М. Мокеева // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 433-436. – Текст : непосредственный.

  14. Огородник, С. И. Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО / С. И. Огородник, О. И. Ситдикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 199-200. – Текст: непосредственный.

  15. Петухова, М.Г. Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 601. – Текст : непосредственный.

  16. Реморенко, И.М., Шиян, ОА., Шиян, И.Б., Шмис, Т.Г., Ле-ван, Т.Н., Козьмина, Я.Я., Сивак, Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образовании. Теория и практика. - 2017. - №2. - С. 16-31. – Текст : непосредственный.

  17. Харисова, Л. А., Ватсон, М. Н. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 405–408. – Текст : непосредственный.

  18. Хрущева, Ю. Н. К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников / Ю. Н. Хрущева // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 501-504. – Текст : непосредственный.

  19. Ятьяева, Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО / Н. М. Ятьяева // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 161-163. – Текст : непосредственный.

  20. Аитова, Ю.В. Формы работы педагогов в сети интернет в дошкольной организации // научные статьи поспециальности «Наука и образование». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-raboty-pedagogov-s-roditelyami-v-seti-internet-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 15.11.2021). - Текст : электронный.

  21. Взаимодействие ДОО и семьи на современном этапе // образовательная площадка для педагогов. URL: https://multiurok.ru/files/vzaimodieistviie-doo-i-siem-i-na-sovriemiennom-eta.html (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.