Файл: Курсовая работа клуб выходного дня как способ взаимодействия доо с родителями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Досуговые помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми. Ими являются совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Способствуют Формированию у родителей практических навыков воспитания детей. Сюда относятся: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно-информационные формы применяются при создании информационных проспектов для родителей, при организации дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей [16, с. 502].

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями [18, с. 114].


Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОО, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОО, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе ДОО. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с ДОО, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.



Практика использования сети Интернет в ДОО - это еще одна форма поддержания связи с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями может осуществляться с помощью Web-сайта, группы в социальных сетях, блогах, а также образовательных маршрутах [13, с. 601].

Сайт дошкольной образовательной организации решает следующие задачи:

1. Развитие сотрудничества между воспитателями и родителями посредством живого общения с родителями на страницах сайта.

2. Информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей дошкольного возраста, а также педагогическое просвещение родителей (полезные ссылки, консультации и т.д.).

3. Знакомство родителей с деятельностью детского сада: сетка занятий с детьми, планы, режим дня и т.д.

4. Информирование родителей о предстоящих мероприятиях, новостях, объявлениях.

5. Возможность заполнения анкет, предназначенных для родителей, непосредственно в сети Интернет.

6. Обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта.

Использование группы ДОО в социальных сетях - это один из современных способов информирования семьи, форма взаимодействия педагогов с родителями. Это мотивирует родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировании различного материала. А это означает, что родители заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка [21].

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОО носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОО. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, организация клуба выходного дня). Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОО, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы ДОО с разными типами семей.

3.Особенности организации клуба выходного дня в детском саду
Дошкольная образовательная организация является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно – развивающим и досуговым центром для детей дошкольного возраста. Поэтому помимо традиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи (тематические выставки, «круглый стол», консультации, общие и групповые собрания родителей, дни открытых дверей) в ДОО активно используются инновационные формы и методы.

Родительский клуб - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают, так как обе стороны желают по окончании детского сада получить единый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе [7, с. 171].

Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОО создать тесные и доверительные отношения, как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками.

Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОО создать тесные и доверительные отношения как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками [12, с. 199].


Работа клуба выходного дня имеет цель - гармоничное развитие личности ребенка в процессе деятельности совместно с родителями и специалистами.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий.

2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом.

3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей

4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОО.

5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОО и семье.

6. Активизация и обогащение воспитательных умений родите родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях [16, с. 501].

Основными принципами работы клуба должны являться:

  • добровольность

  • компетентность

  • соблюдение педагогической этики.

Итогом работы является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Занятия в клубе способствуют развитию способностей ребенка, а родители научатся совместной с ними деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных мероприятий отслеживается анкетированием.

Встречи «Клуба выходного дня» должны проходить ежемесячно, преимущественно по субботам. Организация и проведение таких досугов – это огромная и кропотливая работа воспитателей.

Дети посещают клуб вместе с родителями (опекунами). Программа клуба обычно рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музеев, детских театров (приложение А). Материалом для встреч служат темы комплексно - тематического плана данной возрастной группы, которая отражена в рабочей программе каждого педагога.

Формы организации детской деятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, совместные прогулки, посещение выставок и многое другое [7, с. 171].