Файл: Курсовая работа клуб выходного дня как способ взаимодействия доо с родителями.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно также отметить недостаточный уровень психолого-педагогической культуры части родителей в понимании возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей их ребенка. Часто это проявляется в завышенных или заниженных требованиях родителей или к самому ребенку, или к педагогическому коллективу по вопросам освоения образовательной программы.
При взаимодействии с семьями в данных ситуациях согласно управленческим решениям администрации ДОО всю деятельность по повышению качества воспитательно-образовательной работы педагоги и специалисты берут на себя.
В соответствии с современными требованиями педагоги подходят к развитию и воспитанию ребенка, принимая его и его семью как активных участников образовательных отношений для создания уважительных и позитивных взаимодействий, способствующих созданию условий для эмоционального благополучия всех детей. Здесь важно помнить, что «зависимость эмоционально-оценочного отношения от благополучной внешней среды не прямая, а обусловлена нормативно-ценностными и смысловыми представлениями» [4, с. 13].
Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольная образовательная организация обязана строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка. При этом есть ряд важным проблем, нуждающихся в решении: 1) проблема понимания педагогами путей наиболее эффективной организации процесса взаимодействия родителей и детского сада; 2) проверенные формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями недостаточно отражают современные запросы семьи к этой деятельности; 3) отсутствуют конкретные критерии определения качества взаимодействия дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания ребенка; 4) несогласованность взаимодействия субъектов образовательного процесса, вызванная неподготовленностью семьи к активному участию во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением в вопросах воспитания ребенка [1].
Исходя из указанных проблем, мы видим противоречия:
– между социальной потребностью в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике управления;
– между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования;
– между требованиями, предъявляемыми к руководителям, педагогам, и их недостаточной компетентностью по эффективной организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей [9, с. 367].
Таким образом, перед дошкольной организацией или учреждением стоит задача обеспечения качественных условий воспитания и образования, развития каждого ребенка в соответствии со стратегическими приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования затрудняется некоторыми изменениями в детско-родительских отношениях, что связано с «социальным и внутрисемейным расслоением, разрушением привычного стереотипа внутрисемейных отношений, новыми подходами в воспитании и обучении детей, значительным ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения и увеличением количества детей, имеющих особенности в развитии». Можно также отметить недостаточный уровень психолого-педагогической культуры части родителей в понимании возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей их ребенка. В соответствии с современными требованиями педагоги подходят к развитию и воспитанию ребенка, принимая его и его семью как активных участников образовательных отношений для создания уважительных и позитивных взаимодействий, способствующих созданию условий для эмоционального благополучия всех детей.
- 1 2 3
Формы организации взаимодействия ДОО и семьи
Целью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Но такое развитие не может происходить без тесного взаимодействия ДОО и семьи. Поэтому современное семейное и дошкольное воспитание не должны рассматриваться как автономные сферы развития дошкольника. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОО. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОО, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка [3, с. 834].
Отношение родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но главное на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботы, внимания, доброты, чуткости). Современные родители грамотны, информированы, но очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информацию о детях и работе детского сада. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия с детским садом и поэтому воспитательные функции семьи были сдвинуты на второе место. Поэтому актуальными будут такие формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволят информировать родителей об успехах и проблемах воспитания детей, а также позволят эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Важным этапом в работе ДОО с родителями является развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов, что может быть достигнуто с помощью таких методов, как обсуждение разных точек зрения на проблему, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей [10, с. 51].
Вся система работы в ДОО направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
-
изучение потребности родителей в образовательных услугах; -
просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОО выявил два вида форм совместной работы:
-
совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет; -
совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОО и территории.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
В настоящее время собрания вытесняются новыми формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», Родительские конференции, Семинары-практикумы. Их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и др. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу. Ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух [5, с. 5].
Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Кроме того, для установления контакта с ребенком, его родителями много дает посещение семьи ребенка.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Во многих ДОО складывается уникальный опыт работы в этом направлении [6, с. 75].
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОО, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Информационно-аналитические способствуют выявлению интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Данную форму можно использовать путем проведения социологических срезов, опросов.