Файл: тюменский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационно-просвстительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

Организационно-досуговое направление (деятельность

образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

Педагогическая профилактика как основной структурный и


содержательный компонент системы профилактики

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет- формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения к формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные кории. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

- интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, - воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная

- работа с обучающимися, воспитанниками,

- разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных

в их повседневной жизни;

целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения

, семьи, ближайшего окружения;

системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.

Мероприятия по осуществлению программы


Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

1.Создание агитбригады среди школьников по профилактике ПАВ.

2. Мониторинг обучающихся 5-11 классов по выявлению предрасположенности к аддиктивному поведению.

3. Участие в спортивных соревнованиях на приз Шахова.


Сентябрь



Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Учитель физической культуры


1. Просмотр видеофильма о влиянии ПАВ на организм школьника.

2.Тренинг с детьми «группы риска» по профилактике ПАВ «Да здравствует жизнь!»

2. Родительское собрание «Профилактика наркомании в детской среде»


Октябрь


Зам.дир. по ВР

Педагог-психолог

Кл. руководители

Соц. педагог




  1. Психологическая диагностика зависимого поведения у детей «группы риска» Тест-опросник «Аддиктивная склонность»

  2. Общешкольная конференция по профилактике наркомании в образовательной среде «мы выбираем жизнь!»

  3. Анкетирование на раннее выявление зависимостей у подростков.


Ноябрь




Педагог-психолог

Классные руководители


1.Конкурс презентаций о вреде курения ( 5-11 класс)

2.Конкурс плакатов о вреде курения (1-4)

3. Организация пропаганды правовых знаний среди учащихся «Подросток и закон»




Декабрь

Зам.дир. по ВР

Кл. рук.

Инспектр по делам несовершеннолетних



  1. Классные часы о ЗОЖ

2.Проведения цикла бесед «Наше здоровье в наших руках


Январь



Классные рук.

Мед.раб.


  1. Акция «Здоровье»




  1. Презентация о здоровом образе жизни классного коллектива( 1-11 классы)




Февраль

Кл.рук.

Зам.дир. по ВР


1. Рейд агитбригады по школе « Скажи «НЕТ» вредным привычкам»


Март



Зам.дир. по ВР



1.Повторный мониторинг обучающихся 5-11 классов по выявлению предрасположенности к аддиктивному поведению.

2. Организация и проведение всемирного дня здоровья



Апрель

7 апреля



Педагог-психолог

Зам.дир по ВР



1.Общешкольная акция «Школа-территория безопасности»

2.Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками», Подготовка памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек.
Курс классных часов
1. Общечеловеческие ценности

2. Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний

3. Определение здорового образа жизни.

4. Определение химической зависимости.

5. Традиции и табакокурение.

6. «Вредные привычки» (общешкольное мероприятие).

7. Курение. Влияние на организм.

8. Правда об алкоголизме.

9. «Сказка о вредных привычках» (общешкольное мероприятие)

10. Что такое ВИЧ?

11. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.

12.Алкоголь и алкогольная зависимость.

13.Пресс-конференция «Курение – «За» и «Против»

14. «По ком звонят колокола?»

15. Есть повод подумать

16. ПАВ и последствия их употребления

17. Цикл занятий по психолого-педагогическому просвещению детей по «Стандартам профилактики».
Профилактика
Тренинги с подростками и их родителями по профилактике употребления ПАВ (8-11 классы)


Май
В течение года



Зам.дир. по ВР
Зам. Дир. По ВР


Зам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог-психолог



В течение года


Педагог-психолог, соц. пед.



Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в школе

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:

диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

отбора - выявление эффективных мероприятий, проведенных классными руководителями, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;

коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.

При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям программы, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер.

При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития,

определяющих риск употребления ПАВ: степень специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.


3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.


Список используемой литературы

  1. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов

  2. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного» для начальных классов

  3. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец,

  4. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,

  5. А.Л.Соловова «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)

  6. «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,

  7. «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной

  8. А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов

  9. Учебно-методическое пособие для учителей «Здоровье» для 1-11 классов под ред. В.Н.Касаткиной