ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Информационно-просвстительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);
Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);
Организационно-досуговое направление (деятельность
образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).
Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.
Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Педагогическая профилактика как основной структурный и
содержательный компонент системы профилактики
Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет- формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения к формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.
Выделяются два основных направления педагогической профилактики:
непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;
создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.
Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные кории. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.
Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:
- интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, - воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная
- работа с обучающимися, воспитанниками,
- разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).
Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.
Основными условиями организации педагогической профилактики являются:
интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных
в их повседневной жизни;
целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения
, семьи, ближайшего окружения;
системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;
комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;
безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.
Мероприятия по осуществлению программы
Мероприятия | Срок выполнения | Ответственные |
1.Создание агитбригады среди школьников по профилактике ПАВ. 2. Мониторинг обучающихся 5-11 классов по выявлению предрасположенности к аддиктивному поведению. 3. Участие в спортивных соревнованиях на приз Шахова. | Сентябрь | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Учитель физической культуры |
1. Просмотр видеофильма о влиянии ПАВ на организм школьника. 2.Тренинг с детьми «группы риска» по профилактике ПАВ «Да здравствует жизнь!» 2. Родительское собрание «Профилактика наркомании в детской среде» | Октябрь | Зам.дир. по ВР Педагог-психолог Кл. руководители Соц. педагог |
| Ноябрь | Педагог-психолог Классные руководители |
1.Конкурс презентаций о вреде курения ( 5-11 класс) 2.Конкурс плакатов о вреде курения (1-4) 3. Организация пропаганды правовых знаний среди учащихся «Подросток и закон» | Декабрь | Зам.дир. по ВР Кл. рук. Инспектр по делам несовершеннолетних |
2.Проведения цикла бесед «Наше здоровье в наших руках | Январь | Классные рук. Мед.раб. |
| Февраль | Кл.рук. Зам.дир. по ВР |
1. Рейд агитбригады по школе « Скажи «НЕТ» вредным привычкам» | Март | Зам.дир. по ВР |
1.Повторный мониторинг обучающихся 5-11 классов по выявлению предрасположенности к аддиктивному поведению. 2. Организация и проведение всемирного дня здоровья | Апрель 7 апреля | Педагог-психолог Зам.дир по ВР |
1.Общешкольная акция «Школа-территория безопасности» 2.Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками», Подготовка памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек. Курс классных часов 1. Общечеловеческие ценности 2. Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний 3. Определение здорового образа жизни. 4. Определение химической зависимости. 5. Традиции и табакокурение. 6. «Вредные привычки» (общешкольное мероприятие). 7. Курение. Влияние на организм. 8. Правда об алкоголизме. 9. «Сказка о вредных привычках» (общешкольное мероприятие) 10. Что такое ВИЧ? 11. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию. 12.Алкоголь и алкогольная зависимость. 13.Пресс-конференция «Курение – «За» и «Против» 14. «По ком звонят колокола?» 15. Есть повод подумать 16. ПАВ и последствия их употребления 17. Цикл занятий по психолого-педагогическому просвещению детей по «Стандартам профилактики». Профилактика Тренинги с подростками и их родителями по профилактике употребления ПАВ (8-11 классы) | Май В течение года | Зам.дир. по ВР Зам. Дир. По ВР Зам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
В течение года | Педагог-психолог, соц. пед. |
Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в школе
Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.
Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:
диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;
отбора - выявление эффективных мероприятий, проведенных классными руководителями, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;
коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;
прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.
Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.
При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям программы, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер.
При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития,
определяющих риск употребления ПАВ: степень специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения;
б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;
в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет».
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Список используемой литературы
-
Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов -
М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного» для начальных классов -
«Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец, -
«Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной, -
А.Л.Соловова «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет) -
«Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной, -
«Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной -
А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов -
Учебно-методическое пособие для учителей «Здоровье» для 1-11 классов под ред. В.Н.Касаткиной