Файл: 20212022 уч. Год Вопрос Ответ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1615

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83. Военная демократия у степных племен достигла наивысшего уровня развития в форме вождества». Согласны ли вы с утверждением Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства. Военная демократия у степных племен достигла наивысшего уровня развития в форме вождества».
Вождество — это политическая структура, основанная на родстве и возглавляемая вождем с наследственной властью. В таком государстве‘уже имеется социальное расслоение.
Главные функции вождества: военная, административная, судебная, посредническая, объединяющая.
Ранняя кочевая империя — это многоступенчатая политическая структура, основанная на родовых и внеродовых связях. В таком государстве появляются сборщики налогов, бюрократический аппарат. Главные функции ранней кочевой империи централизованное управление большой территорией с этнически разнородным населением (империей, военные захваты, обеспечение благосостояния общества и элиты за счет налогов и дани. Все это рассматривается как норма и подкрепляется обычным правом и религией.
Выделяют три типа кочевых государств вождества, ранние кочевые империи, развитые кочевые империи.
Ранние кочевые государства на территории Казахстана относятся к первым двум типам.
Сакские царства. Сакские царства были вождествами, военно-политическими союзами родственных племен. Различия между громадными курганами знати и рядовыми погребениями наглядно показывают, что сакское общество было очень расслоено.
Сакские вожди выполняли политические функции. Античные источники упоминают сакских царей и цариц, которые решали вопросы войны и мира, возглавляли войско, посылали послов, заключали союзы, назначали управителей. Царь саков считался какое-то время союзником персидского царя. В сакском обществе царила военная демократия, и царь избирался на власть как первый среди равных, общим собранием, состоявшим из мужчин-воинов. При этом выделялся особый царский род, из которого выходили цари. Из вождей и старейшин состояла военно-племенная аристократия.
В сакском обществе у женщин был высокий статус, и это подтверждается фольклором степных народов. Сведения осакских царицах содержатся в легендарных повествованиях царица Зарина не только успешно воевала с варварами, но и основала несколько городов, а царица Томирис возглавляла свое царство в войне против персов. учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 104-105.
84. Вижу будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры. Согласны ли вы с концепцией А.
Бокейхана? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства.
1 Возможный вариант ответа Я полностью согласна(сен) с концепцией Алихана Бокейхана потому, что считаю, что историю своего народа обязаны знать все, но также я согласна(сен) стем, как мыслили деятели партии «Алаш»: они выступали зато, чтобы создать национальное государство, в котором безопасно чувствовали бы себя представители различных народов, волею судьбы оказавшихся на казахской земле. Это все началось, на рубеже XIX–XX веков,

когда начало расти движение против колониального гнета. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель привели к обострению внутренних противоречий в ауле. В 1905–1907 годах возникают социал-демократические организации. В борьбу за лидерство вступает формирующаяся казахская интеллигенция. Лидером общенационального демократического движения становится Алихан Бокейхан.
Во-первых, Алихан Бокейхан для сплочения народа выдвинул идею «Алаш», подразумевающую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии, в связи с чем писал Вижу будущее Казахской степи в сознательном претворении западной культуры. Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживающимся европейского пути развития. На формирование его идейно- политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил. Во- вторых, Бокейхан является ярчайшим примером и образцом того, каким должен быть руководитель народа. Именно Алихан сплотил многомиллионный народ вокруг идеи движения
Алаш, призывая образованную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле. Сам жене переставал повторять свой основной девиз Пока я жив, не перестану служить казахам. Из этого я могу сделать вывод, что концепция Алихана Бокейхана, по моему мнению, является однозначно, правильной и верной. Также я думаю, что лидеры и участники алашского движения оставили после себя огромное наследие.
2 Возможный вариант ответа Я согласна(сен) с концепцией А. Бокейхана, что будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры. Начнем с того, что к небывалому росту национального самосознания народа привели грозные события 1916 года. В это тяжелое время казахский народ вел борьбу за свою национальную независимость, проявляя героизм и жизнестойкость. Во главе народа стояли наиболее образованные и патриотически настроенные лидеры – А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы и др. Они сделали всевозможное, чтобы казахский народ не растворился в водовороте истории. Независимость современного Казахстана стала возможной и благодаря деятельности этих великих реформаторов XX века. В этом особое место принадлежит алашской идее, с чего и началась концепция А. Бокейхана. Для сплочения народа он выдвинул идею «Алаш», подразумевавшую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии. Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживавшимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Возрождение традиций государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, заимствование лучших социально-экономических и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной культуры- это и есть основная мысль данной концепции. Поэтому я и выражаю свое согласие с концепцией А. Бокейхана, что будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры. Учебник История Казахстана 11 класс. Алматы «Атамұра”, 2020. З. Е. Кабульдинов, АД.
Сандыбаева, ФР. Лебаев, 2 часть, страница 42, параграф 31-32.)
85. Степная цивилизация имела надэтнический характер и не была связана с каким-то одним народом (этносом) или определенной религией. Согласны ли вы с утверждением Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства. Я пологаю, что Степная цивилизация имела надэтнический характер и не была связана с каким- то одним народом (этносом) или определенной религией. Степная цивилизация — ступень развития материальных и духовных ценностей тюркоязычных народов, в том числе казахов природно-исторический облик в формировании этнокультурной системы.
Великая Степь сыграла огромную роль в истории Евразии и ее народов, включая казахов. Можно выделить несколько важных аспектов Великой Степи, позволивших ей сыграть эту роль. Средневековое название Великой Степи (в пределах от Дуная до Алтая) в мусульманских письменных источниках — Дешт-и Кыпчак. В казахстанской исторической науке, применительно к X—XVII вв., принято называть Причерноморско-Каспийскую степь Западным Дешт-и Кыпчаком, а Казахскую степь — Восточным Дешт-и Кыпчаком. Великой Степью принято называть широкий равнинный пояс, расположенный в центре Евразии и тянущийся через весь материк, от Дуная до Алтая и далее до Маньчжурии (область в Северо-
Восточном Китае. Протяженность этого пояса в длину — до шести тысяч километров, а в ширину — около тысячи километров. Великая Степь — историко-культурное, а не географическое понятие. Географическое название этого региона — Евразийская степь. Великая Степь — это колыбель кочевой цивилизации. В основе которой лежал природно- географические фактор — подходящие экологические условия для развития кочевого скотоводства. Засушливые и сухие разнотравно-злаковые, ковыльные, полынно-злаковые степи и полупустыни, покрывающиеся травой в разное время, представляли собой идеальные сезонные пастбища для лошадей и мелкого рогатого скота. Вместе стем в условиях аридного климата кочевое и полукочевое скотоводство стало единственно возможным способом хозяйственного освоения Степи. Великая Степь была ареной важных исторических событий. Ее история — это, прежде всего, наполненная походами, сражениями и другими военно- политическими событиями история кочевых государств. Некоторые из них не только занимали

собой всю Великую Степь, но и выходили за ее пределы. Кочевые народы и государства то враждовали и конкурировали между собой, то создавали союзы, что делало их сильнее. Эта сторона истории чаще всего привлекала внимание летописцев и по-прежнему интересна всем, кто стремится узнать о прошлом. Это неудивительно, ведь были эпохи, когда кочевники непросто влияли на политику всей Евразии, но и определяли ее. Великая Степь — это огромное открытое пространство. В силу природных особенностей она отличается большой проницаемостью, а поэтому с древнейших времен была территорией смешения рас, языков, племен, культур, религий и цивилизаций, а также местом постоянного обмена технологическими, культурными и социальными достижениями. Великая Степь была прародиной алтайских народов и, возможно, прародиной индоевропейских народов. Тюрки и монголы, иранцы и славяне контактировали в Великой Степи как между собой, таки с другими народами. Расовая, языковая и этническая многослойность населения Степи, в сочетании сего большой мобильностью, усложняет вопрос языкового и этнического определения тех или иных археологических культур. Археологам нелегко определить, на каком языке говорили люди, оставившие после себя те или иные археологические памятники. Непроста и проблема сложения древних, средневековых и современных этносов, происхождение которых связано со степным регионом. Это вызывает интерес к необыкновенному прошлому Великой Степи как плавильному котлу народов. С другой стороны, история Великой Степи — это история взаимодействия кочевников и оседло-земледельческих цивилизаций. В Древности кочевники контактировали с центральноазиатской, иранской, античной и китайской цивилизациями, а в Средневековье — с китайской, христианской и исламской цивилизациями. Кочевники активно участвовали в международной политике Евразии — и во времена саков и гуннов, и во времена Великой Монгольской империи и Золотой Орды. Великая Степь — это еще и транспортный коридор, связывающий Дальний Восток и Переднюю Азию, Дальний Восток и Европу, Южную Азию и Русь/Россию, что способствовало функционированию Великого Шелкового пути. Подведем итог Великая Степь — широкий степной пояс, расположенный в центре Евразии, колыбель кочевой цивилизации. В разные века Великую Степь населяли кочевники и полукочевники различного расового облика, говорившие на разных языках. Их объединяет принадлежность к кочевой цивилизации. История Великой Степи — это история кочевых государств и великих кочевых империй. Великая Степь — зона непрерывного контакта и обмена, огромный транспортный коридор, соединяющий Азию и Европу. История Казахстана 10 класс «Мектеп» §7 стр 28-31)
86. Существует точка зрения, что все культуры степной цивилизации с эпохи бронзы до средневековья имеют В этой великой цивилизации разные народы, сменяя друг друга в степи, неизменно передавали эстафету культурных наработок и достижений, создавая преемственность, которой не меньше 3 тысяч лет. Без этой преемственности, без этой передачи культурных наработок, никто не смог

преемственность и составляют единый исторический процесс. Согласны ли Вы сданным утверждением Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов. бы выжить в степи. Степные скотоводческие культуры бронзы до средневековья обнаруживают черты преемственности и взаимовлияния. Исторические жители перенимали другу друга лучшее и использовали в своей жизни. Так, лучшие образцы оружия, сбруя и седла, украшения, выполненные в "зверином стиле кочевниками, пользовались большим спросом у горожан. А кочевники пытались перенять для себя лучшие образцы жилищного строительства, секреты изготовления ювелирных украшений.Итак, взаимоотношения между двумя цивилизациями, их экономическое и культурное сотрудничество продолжались с древних времени до средних веков. Например овладение технологией кочевого скотоводства. Тюрские государства продолжили обьединение тюрских племени сохранили тип кочевой государственности.
2 Сохраняли политическую и идейную преемственность, передавая по наследству код евразийства. Основатели империи Хунну (Модэ-шаньюй), Тюркского каганата (Бумын-каган), Золотой Орды (Джучи, Бату, Берке, Менгу-Тимур-хан), Казахского ханства (Жанибек и Керей) были носителями идеи «Мәңгілік Ел. Открывать эти достижения через археологию, материальные находки – великая и интересная задача историков. Учебник История Казахстана класс, «Мектеп» стр 51,.
87. Для кочевой государственности ... Великой степи, включая казахов, характерная триада власти хан – бии – народ. Согласны ли вы с утверждением Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства. Да я согласен сданным утверждением. В Казахском ханстве власть ханов была непререкаемой, власть биев - более ограниченной, но демократизм кочевого государства предоставлял немало власти самому народу. И речь идет не только о курултаях, куда народ мог выдвинуть героев – батыров. Пример так на курултае в 1726 году было принято решение, что во главе единого ополчения по выбору народа станет Богенбай батыр, а не хан.
Бии, тоже занимали особое положение в обществе, они выступали в роли судебной власти, а при отсутствии хана или гибели могли принять роль правителя жуза. Малые кочевые сообщества (родовые общины) оставались мобильными и независимыми, могли свободно перемещаться по Степи и выражать свое отношение к власти путем прикочевки к правителю или откочевки от него. Хан, от которого откочевывает народ, остается безвластии без государства. Пример тому откочевка Керея и Жанибека со своими соплеменниками из ханства Абулхаира. И как следствие образование нового государства с выбором своего правителя – хана. Поэтому народ, был источником власти, народ выступал в качестве хранителя традиций. И казахские ханы относились к народу с почтением, старались заботиться о его благополучии. Хан должен был заботиться о народе как мать о своих детях, а подданные должны были считать хана отцом для себя и повиноваться ему, как сыновья повинуются своим отцам. Это