Файл: 20212022 уч. Год Вопрос Ответ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1617

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступили артисты ведущих театров. В июне 1942 г. в Алма-Ате состоялся дебют Г. Улановой. В республике появляется ряд новых театров. В в 1944 г. в Кызыл-Орде был организован Театр для детей и юношества (ТЮЗ). Продолжали расти областные театры, возникают колхозно- совхозные полупрофессиональные театры. Известность получили актеры Ш. Айманов, С.
Кожамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие. В многообразных темах и сюжетах современного народного музыкального творчества нашла значительное отражение Великая Отечественная война 1941-45 - песня-монолог "Биздин Отан женеди" (Наша Родина победит) Кенена Азербаева, "Отан ушин" (За Родину) Косымжана
Бабакова, песня-реквием "Жас казах" (Молодой казах) Рамазана Елебаева и др. В послевоенное время началось усиление идеологического контроля за творчеством литераторов. Тем не менее, конец 40-х-начало х гг. стали временном расцвета казахской советской литературы. В 1947 г. появляется второй том романа "Абай" М. Ауэзова, в 1948 г. роман - Сырдарья" С. Муканова, "Миллионер" Г.Мустафина, в 1949 г. роман "Солдат из Казахстана" Г. Мусрепова. Вначале х годов появляется ряд новых произведений, в том числе романы Г. Мустафина "Караганда, Г. Мусрепова Пробужденный край, произведения Д.
Абилева, А. Тажибаева, Т. Жарокова, М. Алимбаева и многих других. В 1954 г. прошел й съезд писателей Казахстана и й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе "творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г. Попытка десталинизации, предпринятая XX съездом КПСС, позже получила название оттепели. Борьба с продолжением культа личности выразилась в реабилитации части невинно осуждённых. В феврале 1957 года выборочно были реабилитированы представители интеллигенции. В новых основах уголовного права было отменено понятие враг народа. Но ив годы оттепели творить и писать разрешалось только в рамках социалистического реализма. Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в х годах четырехтомный роман "Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова "Кровь и пот" и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина "Кочевники" и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко. В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш.


Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г.
Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. В послевоенное время начинается новый этап в изучении литературного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято специальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, ив республике начались работы по сбору и публикации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана томная история казахской литературы. Музыка, театр и кино. Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 году стала постановка оперы «Биржан-Сара», в 1949 году группа постановщиков, исполнителей и композитор Мукан Тулебаев были удостоены Государственной премии СССР за постановку этой оперы. Композитор Евгений Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с
Муканом Тулебаевым - оперу «Амангельды». В этот период расцвёл талант Бибигуль
Тулегеновой, Ермека Серкебаева, балетмейстера Булата Аюханова, широкой популярностью пользовались кинокартины Шакена Айманова. Большую популярность у молодёжи приобрели музыкальные ансамбли «Досмукасан», «Ариран», «Айгуль». Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р.
Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К.
Кужамьярова и Н. Тлендиева "Золотые горы, С. Мухамеджанова Айсулу, балеты Г.

Жубановой "Легенда о белой птице" и "Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К.
Кужамьярова "Ризвангуль" была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В е и е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова. Годы Советской власти вошли в историю нашей страны как период осуществления культурной революции, под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

6. Определите значение терминов звериный стиль, полихромный стиль С традицией «зверинного стиля саки познакомились вовремя походов в Переднюю Азию и Иран. Отсюда в искусстве саков распространялся образ льва как символа древа жизни. Это понятие перешло в традицию изображения вместо льва местных зверей и животных – коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, кабана.
«Зверинный стиль выполнял непросто декаративную функцию, а был отражением мировозрения сакских племен. Данный стиль является отражением традиций тотемизма, согласно которой каждый человек имеет предком какое – либо животное.Поэтому изображение зверя считалось амулетом, оберегом человека от злых духов. Источник ИК 6 класс, «Атамура», 2015 год, стр Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют «зернью». Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных витых проволочек – скань. Ещё одним видом украшения была инкрустация, когда в изделие вставляли драгоценные и полудрагоценные камни. Ученые называют стиль искусства, характерный длы гуннов, полихромный стиль. Источник ИК 6 класс, «Атамура», 2015 год, стр В III-V вв. у степных племен развивается искусство так называемого полихромного стиля. Основной материал - золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов
1. Инкрустация - вставки из цветных камней
2. Зернь - запаивание золотых шариков на основу
3. Скань - запаивание витой проволочки
4. Шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль - заливка отдельных гнезд специальным составом. Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля относятся к началу I тыс. до н.э. Уже в VII-V в. дон. э. в Казахстане были известны два технических приема - инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Иртыша (Шиликты), Центрального (Жыланды)и Западного Казахстана (Бесоба), а также в погребениях Алакульской впадины. Источник интернет – ресурс.
7. Определите значение терминов референдум, конституция. Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
1 декабря 1991 г. В Казахстане прошли первые всенародные выборы президента. Первым
президентом Казахстана был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев. учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 187) Конституция - Основной закон государства, особый нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу (учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 246, глоссарий) Первая Конституция была принята в 1993 г, ныне действующая Конституция – в 1995 г поправки вносились в 1998,2007,2011,2017 и 2019 гг.)
(учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 189)
8. Определите значение терминов
«полиэтнос», «моноэтнос».
Полиэтнос (греч) - обширный, многочисленный народ, включающий два и более небольших народа, различные этнические группы и т.п. Образование полиэтносов обычно относят к эпохе формирования первых государств, активных миграций земледельцев и, особенно, скотоводов.
Моноэтнос - государство, которое образовалось на исторически сложившейся этнической территории той или иной нации (этноса) и воплощающее её суверенитет.
9. Определите значение терминов этногенез, этнос. Этногенез (от греч. ἔθνος, племя, народи, происхождение) — концепция в советской и российской антропологии, опирающаяся на примордиалистские теории этноса. Теории этногенеза описывали процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, в качестве начального этапа этнической истории. Согласно этой концепции, по завершении процесса может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп. Материал из Википедии — свободной энциклопедии) Этногенез — исторический процесс происхождения этноса. Этногенез представляет собой начальный процесс этнической истории. Как исторические мифы, таки реальные факты способны прояснить его ход. Этногенез берет начало еще в палеолите, люди говорили на разных языках и племена различались между собой. Языки одних племен были близки друг другу, и эти племена неплохо понимали друг друга, тогда как языки других были совсем непонятным. И это замедляло контакт. При отсутствии письменных источников бывает очень трудно достоверно определить происхождение того или иного этноса. Этногенез длительный процесс, занимающий иногда несколько тысячелетий и начинающийся в глубокой древности. Этногенез происходит тогда, когда формируются этническая культурная система и этническая популяция. Это происходит на базе общей территории, языка и обыденной культуры. Изучение этногенеза — предмет этнологии. Изучение этногенеза — сложный процесс, в котором сопоставляются данные многих наук от археологии, антропологи геногеографии и истории до лингвистики и этнографии.

(учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 71-72) Этнос (греч. ἔθνος — народ) — в некоторых теориях этничности — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, склад ума и другое, синоним термина народ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии) Этнос — социальная общность людей, объединенных общим самоназванием и самосознанием, реальным или мифическим происхождение, языком,культурой, типом хозяйственной деятельности и менталитетом, отличающая себя от других таких же общностей.
(учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 70) Этнос — не кровнородственное, а культурно-языковое сообщество, Этнос объединяет общая культура образ жизни, обычаи и традиции. При зарождении этноса важны общность территории (этническая территория, наша земля) и языка, хозяйства и обыденной культуры. На основании этих факторов возникает понятие мы — не они" и появляется этническое самосознание (я — это мы. Возникает этнос как культурное единство, культурная система. Формирование этноса как культурной системы поддерживается формированием этнической популяции. Это происходит за счет эндотгамии — требования заключать брак только в пределах своего этноса.
(учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 71-72)
10. Определите значение терминов «рабад», юрта.
Рабад – окраина, ремесленно-торговое предместье в Средние века. Юрта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Стр 46 История Казахстана «Атамура» часть 1, 11 кл)
11. Определите значение терминов доктрина, светскость. Значение слова доктрина - учение, научная или филосовская теория, система, руководящий теоритический или политический принцип. Учебник 11 класса, история Казахстана часть 1, стр. Издание «Атамура». Значение слова светскость- нерелигиозный. Учебник 11 класса, история Казахстана часть 2, стр. Издание «Атамура». Понятие «светкость» в современном осмыслении означает нейтралитет государства по отношению к любой религии его независимость от любой религии, как и независимость религии от государства свобода совести и вероисповедания, свобода изучить и критиковать религию
отсутствие какой бы тони было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую релиию по своему выбору или не исповедовать не одной свободный от любой религии конфенсии характер государственной школы. Учебник «Светкость и основы религиоведения 9 класс, стр. 7, издание «Арман-ПВ»
12. Определите значение терминов диаспора,
«ирредента».
Ирредента – часть народа, которая проживала на традиционных своих землях, нов составе другого государства.
Ирредент – человек, проживающий на своей исторической родине, но оказавшийся в силу исторических или других причин в составе другого государства Диаспора – группа населения, живущая в новом районе своего расселения на положении национально-этнического меньшинства.
( учебник История Казахстана, 11 класс, 1 часть Кабульдинов, Сандыбаева, Лебае;, Атамұра
2020, страница 127)
13. Определите значение терминов «шежире», традиция.
1. Шежире (шежіре) – генеалогическая родословная (генеалогическое древо) казахов, представляющая собой устное или письменное перечисление предков по мужской линии, сопровождаемое генеалогическими преданиями. Краткая форма шежире называется «Жеті Ата» Семь предков)
Шежире является коллективной исторической памятью казахского этноса. У каждого казахского племени ирода было свое шежире. Вместе они составляли коллективную родословную, связывающую в единый организм родоплеменную систему казахов. Традиция шежире в духовной культуре казахов, как и других тюрко-монгольских этносов, связана с устной исторической традицией. Ее создателями и носителями были шежиреши
(шежірешілер) – люди, обладавшие великолепной памятью, способностью хранить большой объем устной информации. Это были народные историки-сказители, знатоки исторического фольклора. Они собирали народные предания и рассказы (хикая, аңыз-хикая) о прошлом, систематизировали, интерпретировали и передавали их следующим поколениям.Устная историческая традиция зародилась в эпоху бронзы. Она хранилась и передавалась веками и включала в себя знания каждого рода и племени о своем происхождением. Эти рассказы формировались из реальных исторических событий. Шежире является ценным историческим источником. Учебник История Казахстана 10 класс, Алматы «Мектеп», 2019, стр. 92-93/
2. Традиция – это групповой опыт, выраженный в стереотипах поведения и определенных ритуалах, рекомендуемых для всех членов общества. Традиция – совокупность представлений и обрядов/ритуалов, передаваемых из поколения в поколение и регулирующих общественные оношения. Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай, распространяется на общество в целом. Обычай может возникнуть в любой среде ив любой момент. Традция –
это укорененный, глубокий обычай. Важна ее передача из поколения в поколение, на протяжении веков. Как ив других традиционных обществах, в казахском обществе традиция особенно крепка в обрядах жизненного цикла (рождение-смерть). Обряды жизненного цикла
• Родильная обрядность (проведение праздников по случаю исполнения 40 дней с рождения – шілдехана, выведения младенца из сорока дней «қырқынан шығару») и совершение обряда укладывания в колыбель /«бесік той, также такие обряды как «тұсау кесу», «атқа мінгізу», «сүндетке отырғызу».
• Свадебная обрядность несколько этапов сватовства дат су проводы невесты /қыз
ұзату/; мусульманский обряд бракосочетания /неке қию/; церемония встречи невесты родней жениха /келін түсіру/; свадебный пир /үйлену тойы/.

Похоронно-поминальная обрядность. Помимо обрядов жизненного цикла, существуют и другие обычаи, обычаи гостеприимства производственные обряды праздник первого кумыса, ритуал продставления меток овцами др обычай взаимопомощи при постройке дома /асар/ и др. Все эти традиции, обычаи и обряды соблюдаются неукоснительно и способствуют укреплению культурной идентичности, объединяющей казахское общество Учебник История Казахстана 10 класс, Алматы «Мектеп», 2019, стр. 209-211/
14. Определите значение терминов автохтонное население, этнос. Автохтонное население- этносы, занимавшие территорию изначально, до появления мигрантов. Например, в Казахстане- казахи – автохтонное население, в Америке- индейцы, В России- русские. Этнос- исторически сложившаяся совокупность людей , объединенных общими происхождение, язык, культура, тип хозяйственной детельности, территория, внешний вид, менталитет и самосознание (идентичность) Этнос- не кровнородственное, а культурно-языковое сообщество. Этнос объединяет общая культура образ жизни, обычаи и традиции. В обыденном понимании Этнос- это народили нацинальность. Источник учебник История Казахстана 10 класс с, с, с. 252. Издательство Алматы
Мектеп, 2019 г.
15. Определите значение терминов « культурно-генетический код, нация Что такое культурно-генетический код Конечно, можно понимать генетический вполне буквально, как передающийся через кровь, гены,ДНК. И отчасти это таки есть мы несем в себе генетическую память всех наших далеких предков. Мы, родившиеся на земле Казахстана, несем в себе генетическую память коневодов энеолита,колесничих эпохи бронзы, сакских
лучников и ювелиров,авторов наскальных рисунков,строителей древних курганов и мавзолеев,авторов рунических рисунков текстов, огнепоклонников и митраистов, тенгрианцев и первых тюрских мусульман, ремесленников и земледельцев, тюрских монгольских воинов и, конечно,всех кочевников Великой степи,во все эпохи.Можно скаазать,что в нас течет кровь наших предков ив нас их гены.И это не семь поколений, знать которое обязательно для каждого казаха,а гораздо глубже.Семь поколенний -это всего двести лет.Кочевой цивизаций около трех тысяч лет.А если вести отсчет с ботайской культуры-предтечи, то более пяти тысяч лет.Так глубоко уходят наши генетические корни. Генетический код наций следует понимать шире,чем биологическую взаимосвязь, родство внутри этноса.На самом деле речь идет о культурном наследии, которое определяет суть этноса и его отличие от других.
Культурно-генетический код наций/этноса составляют символы и символика, обычаи и традиции,обряды жизненного цикла, музыка и песни, языковая картина мира, фольклор, народные приметы, пословицы и поговорки, нравственные ценности,эпос и историческое наследие.
Этнос-исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей,объединенных общимим
(происхождение,язык,культура,тип хозяйственной деятельности, территория,внешний вид, и самосознание) История Казахстана 10 класс автор ЗА Джандосова,Мектеп 2019 г,стр 87-88 16. Определите значение терминов Ас йек, ара сүйек».
Аксуйе́к (каз. ақсүйек — букв. белая кость) — привилегированная часть традиционного казахского общества (аристократия, голубая кровь, стоящая вне родоплеменного и жузового деления. В сословие ак суйек входили султаны-чингизиды, или торе. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Из чингизидов-торе избирали ханов, которые управляли жузами. Аксуйек не подлежали суду биев, освобождались от налогов. Как суйек относились также представительства духовенства – ходжи. К ним относились потомки первых арабов миссионеров – проповедники ислама. Кара суйек (каз. ара сүйек — черная кость) — часть казахского общества в период ханской власти, основное сословие, включающее представителей тюркских племени не являющихся потомками Чингисхана. К карасуйек относились бии, батыры, толенгуты, рядовые скотоводы, земледельцы и рабы. Это сословие подчинялось всем законам, установленным ханом, и выплачивало налоги. Поначалу представители карасуйек могли управлять лишь родами и аулами, нос конца XVI века они стали допускаться к власти. У представителей кара суйек сохранялось деление на отдельные роды и племена. учебник История Казахстана 6 класс, Алматы: Атамура, стр)

17. Определите значение исторических терминов революция, реформа Революция - радикальный переворот. Буржуазная революция - социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя и установлении власти буржуазии. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти. Учебник История Казахстана класс, Алматы «Мектеп» 2019; стр, глоссарий. Учебник История Казахстана 9(8) класс ,Алматы «Атамура» 2019; стр. Словарь Ожегова). Реформа - Преобразование в какой-нибудь области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя. Словарь Ожегова)
18. Определите значение терминов
«джадидизм»,
«пантюркизм»
Джадидизм — идеология исламского модернизма в Российской империи конца XIX — начала
XX века. Противостоял кадимизму — консервативному направлению в российском исламе. Иногда джадидизм понимают широко как синоним мусульманского модернизма в целом и тогда к нему относят даже таких людей как Джамалуддин аль-Афгани Непосредственный основоположник джадидизма крымскотатарский просветитель и политик — Исмаил
Гаспринский Научное осмысление места, роли и содержания джадидизма в Казахстане началось в е годы
20 века. Первым серьезным исследованием явилась работа С, 102. Асфендиярова История Казахстана (с древнейших времен
Пантюркизм - как и панисламизм, возникает в России в х годах как культурно- либеральное движение татарской интеллигенции. Формирование и распространение теории тюркизма и неотделимой от нее программы обновления мусульманской системы просвещения
(джадидизма) самым тесным образом связаны с общественной и научной деятельностью крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского (1851–1914). Его труды, вошедшие в историю общественной мысли конца XIX — начала XX века как цельная гуманистическая идеология тюркизма, довольно своеобразны — они менее всего похожи на систематизированный и аргументированный компендий и носят скорее фрагментарный и эмпиричный, подчас декларативный характер. Гаспринский даже не писало «тюркизме» как таковом — его волновала проблема согласия и общего прогресса тюркских народов оставаясь в сфере просветительской деятельности и нравоучительной риторики, он не заботился о концептуальной разработке основ пантюркизма. И все же именно Гаспринскому принадлежит та формулировка, которая определила программу пантюркизма, его лозунги кредо, нравственный императив, обращенный к народам тюрко- исламского мира «Dilde,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Fikirde, Iste birlik» (Единство в языке, вере и делах. Он же определил целый ряд проблем, перед которыми стояли тюркские народы Российской империи необходимость реформ в области образования, применение новых методов обучения, модернизация образа жизни. Важным средством пропаганды новых идей становилась тюрко- татарская печать, флагманом которой был «Tercuman» («Терджиман» — Переводчик)
Исмаила Гаспринского, появившийся в 1883 году. Сначала еженедельная, газета стала затем выходить чаще и просуществовала до 1918 года, на четыре года пережив своего основателя после смерти Исмаила Гаспринского редактором стал его сын Р. Гаспринский).
Асфендияров С, История Казахстана (с древнейших времен. - е изд. Под ред. профессора А.
Такенова. - Алматы: Санат, 1998. - 304 с.
19. Определите значение терминов тоталитаризм, демократия. Тоталитаризм (лат.totalis—“весь,целый,полный”)—политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия—деспотии, тирании, военной диктатуры и др . Признаки тоталитаризма

-Сверхцентрализованная структура власти,
• Господство единственной массовой партии, имеющей иерархическую структуру.
• Всеобъемлющая идеология.
• Средства массовой информации контролируются властью и являются орудием пропаганды.
• Под контролем государства находится экономика.
• Армия находится под контролем партии и правительства.
• Разветвленная карательная система. Демократия. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие отправления монарха или аристократов. Демократия (греч. demos— народ +kratos—“власть”)—политический режим, который предполагает народовластие на различных уровнях общественной структуры, провозглашение неизменной ценностью для общества либеральных прав и свобод личности, участие народа в политическом процессе. Признаки демократии
• Гарантии гражданских, социальных и политических прав личности.
• Обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства. Народ источник власти.

• Систематическая выборность основных органов власти.
• Наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства.
• Абсолютный приоритет правовых механизмов управления и смены власти.
• Конкурентная партийная система, являющаяся основным механизмом формирования воли народа и влияния на правительство.
• Контроль общественности над принятием важнейших политических решений.
• Идейный плюрализм и конкуренция мнений. Всемирная история. Учебник для кл. обществ.-гуманит. Направления общеобразоват. шк. — Часть 2 / Р. Р. Каирбекова, СВ. Тимченко, ЗА. Джандосова. — Алматы: Мектеп, стр 26-
29).
20. Определите значение терминов интеграция, глобализация. Интеграция - это процесс соединения, слияния водно целое каких-либо частей или элементов. Может быть военной, экономической, политической.
Глобализация – это растянутый во времени объективный процесс, который делает мир социум) единым, общим – строит культуру, где в будущем объединится всё человечество ввиду его биологического единства. Управляется он объективно, определенными людьми и их группами.
21. Определите значение терминов монархия, республика. Входе исторического развития утвердились такие формы государства, как монархия, республика и теократия. Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху, может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной. В процессе исторического развития монархическая форма правления существенно видоизменялась. В зависимости от характера полномочий , находящихся в руках монарха, выделяют три формы монархии сословно-представительную парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, Земские соборы в России в XIII -XIV вв.)), абсолютную (Франция, Испания, и т.д. в конце XVI- начало XVIII в) и конституционную (Англия, Великобритания, Швеция, Япония и т.д.)
В современном мире наиболее распространенной формой государства является республика. Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии. В зависимости от порядка формирования органов исполнительной власти и контроля за их деятельностью республики подразделяются на президентские (США, Казахстан, Российская федерация и т.д.), парламентские (Германия) и полупрезидентские , или президентско-парламентские (Франция.
Джандосова ЗА. История Казахстана, 10 класс, Мектеп, стр, 249


Каирбекова Р.Р. и т.д. Всемирная история, 10 класс, Мектеп, стр 22. Определите значение терминов протекторат, колония. Протекторат – 1) форма правления в Англии в 1653-1659 гг., когда во главе республики стоял лорд-протектор (защитник. 2) форма полуколониальной зависимости, при которой метрополия контролирует внешнюю политику зависимого государства, не вмешиваясь в его внутренние дела. Колония – зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства, без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима Источник Учебник Всемирная история 8 кл. НА. Алдабек, КН. Макашева. Изд. «Мектеп». 2018. Глоссарий стр, стр. 190.
23. Определите значение терминов репрессии, реабилитация. Репрессия — подавление. Карательная мера со стороны государственных органов (тюремное заключение, ссылка, расстрел. учебник история Казахстана 9 класс ( часть) Мектеп 2019 г, стр. 83 Реабилитация - Полное оправдание несправедливо осужденных за отсутствием состава преступления и восстановление их в политических правах. учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 249, глоссарий
24. Определите значение исторических терминов «ру» и «жуз».
Ру - патриархальный род, ведущий своё происхождение от одного предка в седьмом колене и более. Издревле все казахи делились народы (рус обязанностью помогать друг другу в беде, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший. (Учебник История Казахстана 10 класс. ЗА. Джандосова, Алматы «Мектеп» 2019, стр 244)
Жуз — субэтническое этнотерриториальное объединение (союз племен) казахского общества. Учебник История Казахстана 10 класс. ЗА. Джандосова, Алматы «Мектеп» 2019, стр 243) Деление на жузы началось в середине XVI – начале XVII веков, то есть относится к периоду, когда процесс образования казахской народности был завершен. (Н.С.Бакина. История
Казахсиана». Системная подготовка к ЕНТ, часть 1, Алматы, 20007 г)
25. Определите значение терминов материальная культура, духовная культура. Культура — способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы.
• культура – это система духовных и материальных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, выражаясь в способах организации и развития человеческой