Файл: Психологические особенности формирования агрессивности в дошкольном возрасте.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Презентация на тему : Психологические особенности формирования агрессивности в дошкольном возрасте
Студентка 2 –и курса Тагабергенова Гульсанем
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трёх направлениях:
Презентация на тему : Психологические особенности формирования агрессивности в дошкольном возрасте
Студентка 2 –и курса Тагабергенова Гульсанем
План:
- Введение
- Содержание и характеристики агрессивного поведения в психологии.
- Психологические особенности детей дошкольного возраста.
- Методы и методики исследования агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
- Проблема агрессивности детей дошкольного возраста является крайне актуальной для современного общества. С проблемой агрессивного поведения детей, сталкиваются родители, педагоги , психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
- Агрессия – одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп , включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребёнок. Агрессивность как психологический феномен включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению , подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др.
- По мнению Бассом , агрессивные действия можно описать на основании трех шкал :
- Физическая-вербальная, активная-пассивная и прямая-непрямая.
- Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которым подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.
- Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
- В большинстве случаев причиной агрессии маленьких детей являются недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребёнка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. Наиболее сильные проявления агрессии свойственны именно детям, причем младшего возраста. Малышу в чем-то отказали и это его сильно раздражает. Дети ранимы и беззащитны, их легко обидеть или обмануть и в большинстве случаев детская агрессия – всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
- Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развитие ребёнка : у него появляется круг элементарных обязанностей, требующих самостоятельного их выполнения, а также развиваются взаимоотношения со сверстниками реализующиеся в ведущей деятельности дошкольника – сюжетно –ролевой игре.
- Если сюжет игры позволяет ребенку ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями взрослых , то реальные взаимоотношения учат его умению вести себя в различных ситуациях, наблюдающихся в детских играх. В игре ребенок очень быстро постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.
- Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимание и произвольной памяти. Осень большое влияние оказывает игра на развитие речи : игровая ситуация требует от ребенка определённой способности к коммуникации для того, чтобы внятно высказать свои положения относительно хода игры, понять словесные инструкции товарищей по игре. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте характеризуется снижением порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Особое значение для развития восприятия имеет усвоение детьми эталонов. Сенсорные эталоны- это выделенные человечеством. Определенным образом расчлененные и взаимосвязанные образы свойств предметов : система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка.
- Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженный, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Азамат ударил Адилбеку совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Азамат искренне ответил : «У Адильбека в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Адилбек не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Азамату, но Азамат воспринял эту ситуацию как угрожающую
- Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им напротив кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трёх направлениях:
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражение гнева.
- Обучение детей навыкам распознавание и контроля , умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Методика: тест руки
- Общие описание методики, Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вангером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях , десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.
Заключение.
- Работая с агрессивными детьми , воспитатель или учитель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам. Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребёнке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь , возможно приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем.
- Главная цель подобной информации – показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребёнок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того , родители должны осознавать , какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда , когда ребенок вступит в подростковый возраст.
Список использованной литературы.
- 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия . – Спб .: Питер, 2001
- 2. Немов. Р. С Психология. В 3-х т ., М .. 1998
- 3. Эльконин Д. Б К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Ж. Вопросы психологии, 1977.
- 4. Эльконин Д. Б. Избранное психологические труды.-М.:Педагогика, 1989.
- 5. Нышанова. З. Т. И др. Психология развития. Педагогическая психология. Т.