Файл: Курсовая работа по дисциплине Педагогическая психология.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
| |
«Взаимоотношения в семье как фактор развития личности ребенка»
Курсовая работа по дисциплине «Педагогическая психология»
Направление: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность программы бакалавриата
«Начальное образование. Дошкольное образование»
Форма обучения заочная
Оригинальность текста ____________________ Оценка ____________________ | Выполнила: Студент(ка) группы ЗФ-209-072-4-1Т Пищальникова М.А. |
Научный руководитель: Доцент, куратор Пахтусова Н.А. | |
|
Челябинск, 2021
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы…………………….5
1.1. Понятие: личность и ее развитие. …………………………………………..5
1.2. Формирование личности ребенка…………………………………………...9
Глава 2. Роль взаимоотношений в семье как фактор развития личности ребенка…………………………………………………………………………...16
2.1.Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье……………………………………………………………………………...16
2.2. Особенности взаимоотношений в семье…………………………………. 22
2.3. Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….31
Приложение……………………………………………………………………..33
Введение
С чем ассоциируется слово «семья»? Тепло, уют, доверие, а может, скандалы и непонимание? Все личностные качества, с которыми человек входит во взрослый мир, формируются именно в семье. Ребенок находится в семье в течение существенной части своей жизни и по продолжительности своего влияния на личность ни один из институтов воспитания не способен сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Через семью ребенок изучает мир. Здесь он учится общению и построению отношений, получает опыт нравственности, учится делать добро, управлять эмоциями, бороться со злом. Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка реализуется через пример поведения родителей. Правильные реакция и действия в различных ситуациях — лучший метод воспитания.
Духовная связь и преемственность поколений в семье способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.
Во все времена семье, общество и государство уделяло первостепенное значение, так как крепкие, здоровые, духовные семьи – это мощное государство. Особенности семьи и семейного воспитания изучали Ю.П.Азаров, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Государственная политика, осуществляемая в отношении семьи, регламентируется Международной конвенцией ООН о правах ребенка, принятой еще в 1989 г. В основе семейного воспитания лежит также семейное право, закрепленное Конституцией РФ, нормативными документами о семье, о браке, правах ребенка и защите детства.
Актуальность взаимоотношений в семье, как фактор развития личности ребенка заключается в следующем: детский возраст – это тот период, когда идет перестройка всех познавательных процессов, развитие мышления, саморегуляции, рефлексии, освоение системы отношений со сверстниками, умение произвольно регулировать и управлять своим поведением, формируется самооценка, продолжается процесс социализации личности. Роль взаимоотношений в семье при развитии и формировании личности ребенка очень важна. Этим обусловлена актуальность моей курсовой работы.
Целью работы является: изучить взаимоотношения в семье как один из важных факторов в развитии личности ребенка в современном обществе.
Объект исследования: личность ребенка.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье.
В соответствии с целью, сформулированы следующие задачи:
-
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, понятие «личность», ее развитие и формирование. -
Изучить понятие о семье, типы; стили взаимодействия; функции. -
Рассмотреть особенности взаимоотношений в семье. -
Определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ источников, обобщение и систематизация теоретического материала по тематике исследования, анализ полученных результатов.
Глава 1. Психолого – педагогический анализ проблемы
1.1. Понятие личность и ее развитие
Категория «личность» является объектом изучения многих наук. Для психолого-педагогического анализа следует четко разделять соотношение понятий личность и человек. Если понятие человек характеризуется биосоциальными характеристиками, то личность отличают социально-психологические особенности: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, жизненные принципы, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоции, сила воли и многое другое.
Личность – это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливший себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных.
Процесс развития и формирования личности.
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием (морфологические, биохимические, физиологические изменения). А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте. Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. [см: 31]
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. [см: 31]
Становление личности, начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности, - длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением – ребенком, психологические особенности личности и деятельности которого, потребности, мотивы, отношения различны на разных возрастных этапах.
Детализируя психологическое содержание понятий развитие и формирование личности применительно к детскому возрасту, Л.И. Божович писала: «Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника... Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера, и, наконец, развитие общественной направленности... школьника, т.е. обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют». [см: 4]
Для успешного влияния на личность важно учитывать процессы личностной идентификации в ее становлении (отождествлении себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознании представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данном обществе).
Понять личность – значит понять ее принципы поведения, жизненные задачи и способы их решения. По определению, И.М.Кулагиной и Л.Н.Фридман: «Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: “На том стою и не могу иначе”. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя». [см: 6]
Личность – категория историческая, структура ее качеств и характер деятельности зависят от исторического контекста ее существования.
Ценности личности формируются, прежде всего в семье. Ребёнок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. [7, c.6]
Факторы формирования личности.
Превращение индивида в личность, обладающую чертами социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате длительного периода становления, который определяется рядом воздействующих факторов. [10, c.155]
Из анализа психолого-педагогической литературы мы видим, что на процесс становления и развития человека действуют три группы факторов: биологические, социальные и собственно образование и воспитание. Издавна идут споры о приоритете той или иной группы факторов.
Таким образом, личность –это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливший себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность ребенка развивается и формируется не автоматически, а в результате длительного периода становления, который определяется рядом воздействующих факторов.
-
Формирование личности ребенка
Место детства в становлении личности
Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста. В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер.