Файл: Копилка интеллектуальных игр для учеников 9 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра 6. «Своя игра»
ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Класс делится на три команды, к игровым местам выходят игроки (по одному из каждой команды), и каждый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. Желательно, чтобы все учащиеся класса поочередно побывали на игровом месте. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем сложнее вопрос, тем больше очков он приносит игроку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопроса, после чего ему зачитывается или показывается вопрос. Участник, верно ответивший на выбранный им вопрос, приносит своей команде количество очков, равное цене вопроса. И наоборот: участник, давший неверный ответ, теряет эти очки. Если правильный ответ дает другой игрок из тройки, то очки получает его команда. Среди вопросов каждого раунда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке». Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав большее количество очков, и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество очков, которое он «заплатил» за вопрос (если же ответ дан неверно, команда теряет эти очки). «Кот в мешке» — вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию отдать его любому игроку тройки.
В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает (письменно) на вопрос оставшейся категории. Перед озвучиванием вопроса игроки объявляют свои ставки (разумеется, ставка не может превышать набранное командой количество очков). Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме очков, в противном случае поставленные очки снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
ВОПРОСЫ
1 Рауенд.Категория «Буквы и звуки»
1. Прочитайте слово ленпо звукам справа налево (100 очков).
Ответ:ноль.
2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод(200чков)?
Ответ:один (последний ударный).
3. Решите шараду и назовите слова (300 очков):
С глухим траву она срезает, Со звонким — листья объедает.
Ответ: коса — коза.
Категория «Фразеология»
1. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его. (100 очков)
Ответ:слово шапкавходит в состав фразеологизмов на воре шапка горит.
2.В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал.Что же такое аз?(200 очков)
Ответ: аз —первая буква кириллицы.
3. Вопрос-аукцион. Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту — хорошую крысу.(300 очков)
Ответ: Большому кораблю— большое плавание.
Категория «Значение слова»
1. «Кот в мешке» (100 очков).
Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее.
Ответ:памятник букве Ё был поставлен на родине ее автора Н.М. Карамзина.
2. Можно ли сказать: Я поднял тост?(200 очков)
Ответ:можно, если тост -кусочек жареного хлеба.
3. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго.Какое из этих слов лишнее? (300 очков)
Ответ: маренго —оттенок черного цвета, все остальные — оттенки синего.
ВОПРОСЫ
2 Раунд.Категория «Все мы ошибаемся»
1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:
Этот, вот кричит:
«Не трожь тех, кто меньше ростом!»
Этот мальчик так хорош — Загляденье просто!
В каком слове нарушена литературная норма? (100 очков)
Ответ:для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь)употребляет просторечную (не трожь).
2.Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:
Москву рябины красили,
Дубы стояли князями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.
(Д.Сухарев, Ю.Визбор)
В каком слове нарушена литературная норма? (200 очков)
Ответ:авторы текста употребляют устаревшую форму князямивместо современной литературнойкнязьями,для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.
3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:
И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
Танцовщице золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там..
В каком слове нарушена литературная норма? (300 очков)
Ответ: длясохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщица
на предпоследний слог (литературная норма - танцовщица).
Категория «Части речи»
1. Какая змея может быть наречием? (100 очков) Ответ:уж.
2. Мыло, мороженое, печь, плачь.Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (200 очков)
Ответ:одно (плачь —глагол, существительное плачпишется без мягкого знака).
3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:
От ликующих,праздно болтающих,
Обагряющих рукив крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
Сколько существительных в этом фрагменте? (300 очков)
Ответ:девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие —причастия, перешедшие в существительные).
Категория «Мы полиглоты»
1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей — «мужественный», Макар — «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо. (100 очков)
Ответ: макароны(подсказка дана в вопросе).
2. «Кот в мешке». Решите шараду и назовите слова. (200 очков)
С глухим шипящим я числительное,
Со звонким — имя существительное.
Ответ: шесть — жесть.
3. Вопрос-аукцион.
Очень часто мы употребляем выражение баш на баш,говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (300 очков)
Ответ: голова за голову(просторечное слово башкаимеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользоватись при обмене пленными.
3 раунд. Категория «К истокам слова»
1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок? (100 очков)
Ответ:Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ,ср. юстъ —угощение, тесть — теща).
2. В какой день недели человек идет на шабашку? (200 очков)
Ответ:в субботу (идти на шабашку, пошабашить —поработать в выходные; слово шабашв русский язык попало из идиша — еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже — шаббат).
3. Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это?
(300 очков)
Ответ:апельсин
Категория «Русская грамматика»
/. Угодить, победить, ходить, водить.Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (100 очков)
Ответ: победить.
2. Бежать, ругать, пугать, ломать.Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (200 очков)
Ответ: бежать— разноспрягаемый глагол.
3. Мертвец, покойник, кукла, дерево.Какие из этих существительных являются неодушевленными? (300 очков)
Ответ:дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол,но деревья).
Категория «Состав слова»
/. Мячик, лучик, огурчик, стульчик.В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (100 очков)
Ответ:в слове стульчиксуффикс -чик-,в остальных -ик.
2.Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать?(200 очков)
Ответ:две: недо-и по-.
3. «Кот в мешке». Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (300 очков).
Ответ:все очки.
Игра 7. «Брейн-ринг»
Для повторения пройденного материала в конце полугодия или учебного года можно проводить игру «Брейн-ринг», разделив предварительно учащихся на 2 подгруппы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.
| 50 |
| ватерлиния |
| бета |
| нефть |
| 6 |
| рукав |
| земля |
| саксофон |
| июнь |
| диаметр |
| 2 |
| абрикос |
| паразит |
| атмосфера |
| гидроэлектроэнергия |
| грунтовые |
| магма |
| астроном |
Игра 8. «Пришел, увидел, победил»
Правила игры.
Класс делится на 2 команды (8 и 9 классы). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из 10 заданий. Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
-
Представление команд (придумать название команды, выбрать капитана команды). -
«Пословицы и поговорки». Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.
Пословица | | Правильный ответ |
Семь бед - … | люби и саночки возить | один ответ |
Что с возу упало, то… | не садись | пропало |
В мешке шило … | не ездят | не утаишь |
Гусь свинье … | а два - лучше | не товарищ |
Не в свои сани… | пропало | не садись |
В Тулу со своим самоваром… | не утаишь | не ездят |
Любишь кататься… | не товарищ | люби и саночки возить |
Один ум хорошо… | один ответ | а два - лучше |
-
«Что это?». Угадать значения фразеологизмов.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер).
-
«Составь новое слово». Необходимо из слова ЛИТЕРАТУРА составить как можно больше новых слов.