Файл: Специальные пожарные и аварийноспасательные автомобили.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждаю

Начальника ПЧ-7 ОГПС РС(Я)

по МО «Нерюнгринский район»

______________Р.С. Фабрин

«____» _________________2023 г.


ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом дежурного караула.
Тема: «Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время 1 (ч.)
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний по классификации, видам и назначению, а также принципам работы специальных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.
Литература, используемая при проведении занятия:

- ГОСТ Р 53248-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей;

- Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

- Учебное пособие Пожарная техника 2007 г. В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев;
- пожарный сайт fireguys.ru;
Развернутый план занятия:


  1. Подготовительная часть занятия – 5 мин.


Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.


  1. Основная часть занятия – 35 мин.


Специальные пожарные автомобили - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации.

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре, таких как: спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба, подача огнетушащих средств, проведение технического обслуживания и ремонта техники и имущества и другие.

Специальные работы выполняет личный состав специальных пожарных автомобилей.

Основные тактико-технические требования к специальной пожарной технике сводятся к следующему:

  • их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;

  • укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;

  • технические возможности оборудования и высокая квалификация личного состава должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.


В настоящее время пожарная охрана оснащается следующими специальными пожарными автомобилями: автолестницами, автоподъемниками коленчатыми, автомобилями рукавными, автомобилями газодымозащитной службы, автомобилями дымоудаления, аварийно-спасательными автомобилями, автомобилями связи и освещения, штабными автомобилями и т.д.

В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийно-спасательного автомобиля и т.д.

Также, на разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, полная масса автомобиля и прочим.

По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4×4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4, 8×4.

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;

  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;

  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По полной массе, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы:

  • легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т,

  • средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т,

  • тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).



Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЛ, АР, АСА и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания.

Колена пожарных автолестниц и автоподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 360). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 180, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ (АЛ)

П ожарная автолестница (АЛ) - это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.


Основными конструктивными элементами АЛ являются:

  • базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;

  • силовая установка;

  • опорное основание;

  • подъемно-поворотное основание;

  • комплект колен (стрела);

  • механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания - сдвигания стрелы;

  • гидросистема;

  • электрооборудование;

  • пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают:

  • устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60;

  • выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;

  • подъем-опускание комплекта колен;

  • выдвигание-сдвигание комплекта колен;

  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все действия, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая "гребёнка") для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.


Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Классификация АЛ по исполнению:

  • АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом

  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы

  • АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице

  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице

По высоте стрелы автолестницы бывают от 10 до 60 метров, также под заказ могут быть выполнены АЛ высотой более 60 метров.

ПОЖАРНЫЕ АВТОПОДЪЕМНИКИ КОЛЕНЧАТЫЕ (АПК)

Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) — это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен. Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолестницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации людей без изменения положения стрелы. В то же время, АПК имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоты, а также при проведении эвакуации одновременно с нескольких позиций (окно, балконов, разных этажей). Грузоподъемность шасси и размеры АПК должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и иметь возможность устанавливать и маневрировать АПК у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6x6 или 6x4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах. АПК приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 3