Файл: Опека и попечительство как способ защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 620
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Понятие опеки и попечительства является многогранным и рассматривается как институт законодательства;
- как вид социальной заботы; как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей; как система правоотношений, где участниками являются опекун (попечитель) и подопечный;
- как способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства.
2. Опеку и попечительство можно считать комплексным институтом.
Отношения опеки и попечительства регулируются как нормами частных отраслей права – семейного и гражданского, таки и публичными отраслями права – административного права и права социального обеспечения.
3. Как форма устройства детей, которые остались без попечения родителей, следует понимать индивидуальные, семейные и временные формы устройства, осуществляемые опекуном или попечителем возмездно или безвозмездно на основании административного акта (и) договора об опеке и попечительстве (договора о приемной или патронатной семье), которые направлены на защиту прав, обеспечение содержания подопечного, представительство, воспитание несовершеннолетнего, не обремененные алиментными и наследственными обязательствами.
4. В социальной помощи совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, опека и попечительство были и остаются наиболее распространенными (востребованными) правовыми формами устройства нуждающихся.
5. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, который позволяет устроить дальнейшую судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом: с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, с другой - обеспечивающим контроль соблюдения прав и интересов гражданина.
6. Развитие и совершенствование института опеки и попечительства на протяжении долгого времени демонстрирует его способность обеспечивать выживание отдельных категорий лиц, нуждающихся в социальной помощи. В подобной ситуации получается встречное удовлетворение двух интересов: частного, который заключается в самосохранении человека, и публичного (общественного), который состоит в сохранении жизни, здоровья, интеллектуального потенциала гражданина, ровно, как и в том, чтобы обеспечить безопасность общества в целом, устранить детскую безнадзорность, нищенство,
профилактику алкоголизма, наркомании и снизить уровень преступности.
1.2. Органы опеки и попечительства их устройство и в чём заключаются их функции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 121 СК РФ и статьи 6 ФЗ РФ № 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства регулируются:
- Семейным Кодексом РФ,
- Гражданским кодексом РФ,
- Федеральным законом РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48 ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- законами субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 6 ФЗ РФ № 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства - это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской федерации или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяет структуру исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
В случае если отсутствуют органы опеки и попечительства в поселениях, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, то органы местного самоуправления, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», могут быть наделены законом субъекта Российской
Федерации, полномочиями по опеке и попечительству с осуществлением для них необходимыми материальными и финансовыми средствами. В таком случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.3
Порядок передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления разъясняется в пункте 1 Письма Минобразования и науки Российской Федерации от 31 августа 2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».
В нем сказано что возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями предусмотрена статьей 132 Конституции Российской Федерации, пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и часть 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Опираясь на толкование части 1 статьи 6 Федерального закона Российскойь Федерации от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 № 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» то полномочия по опеке и попечительству могут быть переданы органам местного самоуправления всех видов муниципальных образований, где на территориях нет органов по опеке и попечительству; закон субъекта Российской федерации должен устанавливать порядок передачи полномочий по опеке и попечительству; в полном объёме должны передаваться полномочия по опеке и попечительству.
Таким образом, можно сделать вывод, что ФЗ от 24 апреля 2008 года № 48- ФЗ был определен размер полномочий, которые передаются органам местного самоуправления. К ним относятся все без исключения полномочия по опеке и попечительству, как они названы в статье 8 ФЗ № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 «Об опеке и попечительстве». Не предусмотрена возможность разделения полномочий между органами местного самоуправления и исполнительными органами субъектов РФ ФЗ № 48-ФЗ от 24 апреля 2008.
Обязательно должно быть указано наличие статуса органа опеки и попечительства, в регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства акте (часть 2 статья 6 ФЗ № 48-ФЗ).
Должны быть урегулированы следующие вопросы, когда передают полномочия органу местного самоуправления в законодательстве субъекта Российской Федерации (часть 6 статья 19 ФЗ № 131-ФЗ:
- права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе и права и обязанности органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
- подлежащие передаче в пользование материальные средства, которые необходимы для осуществления отдельных государственных полномочий, которые передаются органам местного самоуправления;
- порядок отчетности органов местного самоуправления, об осуществлении переданных им полномочий;
- порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением полномочий, которые были переданы органам местного самоуправления.
1.3. Осуществление охраны и защиты прав органами опеки и
Попечительства.
Основными задачами органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, а также
контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Чётко установлен порядок выявления и учёт граждан нуждающихся в установлении опеки или попечительства над ними. Все, кому стало известно о детях, нуждающихся в опеке и попечительстве необходимо сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. 4
В течение трёх дней специалист органа опеки и попечительства проводит первичное обследование условий, в которых находится ребёнок, для того чтобы проверить достоверность полученной информации и решения вопроса о его временном устройстве.
При обследовании выясняется:
- причина, по которой ребёнок остался без родительского попечения;
- анализируются данные о родителях;
- с кем в настоящее время проживает ребёнок;
- граждане, которые могут изъявить желание взять его под опеку;
- устанавливаются материально-бытовые условия жизни ребёнка (наличие жилой площади, транспорта, ценного имущества, предметов домашнего обихода и пр.);
- составляется опись имущества.
Все полученные данные отражаются в акте первичного обследования, являющимся документом, на основе которого решается вопрос об окончательном устройстве ребёнка, и намечаются меры требуемой социальной, педагогической, материальной и иной помощи. Кто несёт ответственность за сохранность имущества, в данном акте указывается. Этот документ приобщается к личному делу ребёнка вместе с заключением органа опеки и попечительства о наиболее целесообразной форме устройства.
Независимо от формы устройства на каждого ребёнка, заводится личное дело, которое либо передаётся в то учреждение, где он будет воспитываться, либо если ребенок был передан под опеку, то личное дело хранится в органе опеки и попечительства.
В то же время с первичным обследованием в журнале первичного учёта установленного образца делается соответствующая запись.
В течение календарного месяца органы опеки и попечительства обязаны со дня установления факта лишения ребёнком родительского попечения передать его на воспитание в семью или же запросить путёвку в учреждение общественного воспитания.
Если органом опеки и попечительства выявляется ребёнок, не проживающий постоянно на подведомственной территории, нужно обеспечить его временное устройство и связаться с тем органом опеки и попечительства, на территории которого постоянно проживает или проживала его семья. В ГК РФ в статье 35 обращается внимание на то, что «опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеки или попечительстве» и только «при наличии заслуживающих внимания обстоятельств…может быть…назначен по месту жительства опекуна или попечителя».
Обстоятельствами, которые заслуживают внимание, могут быть - территориальная удалённость. К примеру, из Курской области приехала женщина с малолетним ребёнком в гости к родственникам и внезапно умерла. Родственники согласны взять ребёнка под опеку. В этом случае нужно запросить в органе опеки и попечительства по месту постоянного жительства этой женщины документы на ребёнка, заключение о возможности оформления опеки по месту жительства опекуна, а также документы о наличии либо закреплении жилой площади.
Практика показывает, что устройство несовершеннолетнего лучше всего осуществлять по месту его постоянного жительства, потому как одновременно решается вопрос о закреплении жилья либо постановки на льготную очередь.
Необходимо обратить внимание на то, что пункт 2 статьи 122 Семейного Кодекса Российской Федерации обязывает руководителей учреждений, в которых находится ребенок, лишённый родительского попечения, сообщать о нем в органы опеки и попечительства в течение 7 дней (чаще всего это приюты, больницы и родильные дома). Данные об этих детях заносятся в журнал первичного учёта, номер, под которым зарегистрирован несовершеннолетний, сразу называется сообщающему лицу для регистрации в журнале учреждения.