Файл: Опека и попечительство как способ защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 621
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К полномочиям органов опеки и попечительства относится осуществление надзора за деятельностью организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
2.2. Специальные способы защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан
Применение гражданско-правовых способов защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан имеет определенную специфику,
обусловленную особым гражданско-правовым статусом этой категории граждан, а также характером нарушаемых прав. Анализ специальных способов защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан позволяет выделить наиболее значимые из них: установление опеки попечительства; законное представительство; доверительное управление имуществом; недействительность сделок, совершенных недееспособными или ограниченно дееспособными (кроме мелких бытовых) гражданами; запрет завещания своего имущества; согласие попечителя на совершение сделок ограниченно дееспособным лицом; ответственность за вред, причиненный недееспособным гражданином; помещение граждан страдающих психическими расстройствами в специализированные леченые учреждения; создание специальных общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами и потерявших социальные связи; улучшение жилищных условий недееспособных граждан и т.д.
Ключевые слова: Способы защиты, защита гражданских прав, недееспособные
и ограниченно дееспособные граждане, опека и попечительство, доверительное управление имуществом, законное представительство, недействительность сделки. Гражданским кодексом РФ возведена в ранг основных принципов, на которых основывается гражданское законодательство, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. Действующее законодательство предоставляет российским гражданам широкие права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений и для обеспечения их защиты от нарушений со стороны других лиц.
Перечень универсальных способов защиты гражданских прав дается в ст. 12 ГК РФ. Стремление законодателя предоставить недееспособным и ограниченно дееспособным гражданам самые широкие возможности по защите нарушенного права объясняет возможность применения и иных способов защиты, однако эти способы должны быть предусмотрены законом. Указанная оговорка необходима, поскольку неограниченный круг санкций может привести к ущемлению прав субъектов гражданскоправовыхотношений.
Законодатель, в ст. 12 ГК РФ так же указал, что для защиты нарушенного права, помимо перечисленных, могут использоваться и другие способы, предусмотренные законом. Способ защиты нередко определен специальным законом, относящимся к конкретному гражданскому правоотношению. Закрепление в специальных нормах способов защиты, так же как и выбор их из числа предусмотренных ст.12 ГК РФ (когда
в специальных нормах нет конкретных указаний), определяются спецификой защищаемого права и характером нарушения.
Закрепляя специальные способы защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в ГК РФ и иных нормативных актах, законодатель указывает на специфичность правового положения указанных категорий граждан и, соответственно, специфичность их гражданско-правовой защиты6. Гражданское законодательство предусматривает опеку и попечительство как один из приоритетных способов защиты прав тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности (недееспособных или ограниченно дееспособных). Однако в литературе имеются различные подходы к определению правовой сущности опеки и попечительства.
Опеку и попечительство следует относить к важнейшим
специальным способам защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, а также в целях воспитания над несовершеннолетними (ст. 31 ГК РФ).7
1. Опека (попечительство) представляет собой заботу о гражданине, состоящую в прикреплении к нему лица, обязанного совершать фактические и юридические действия в пользу подопечного, о которых подопечный просит или в которых объективно нуждается.
2. Попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и состоит в оказании попечителем (физическим лицом) содействия в осуществлении этими лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Сущность опеки и попечительства Г.Ф. Шершеневич определил как «искусственную семью»
3. Основными задачами органов опеки и попечительства являются обеспечение оптимальных условий жизни социально незащищенных слоев населения, защита их имущественных и личных неимущественных прав.
4. В настоящее время институт опеки и попечительства работает не достаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав недееспособных или ограниченно дееспособных лиц. Низкий уровень жизни населения в целом, отсутствие возможности заработать вынуждает многих граждан существовать за счет средств, предоставляемых в качестве льгот или пособий. Так, нередки случаи обращения граждан в органы опеки и попечительства с просьбой о назначении их опекунами (попечителями) исключительно в корыстных целях, например, продажа имущества подопечного или расходование принадлежащих подопечному денежных средств на собственные нужды.
Юридическим фактом, непосредственно влекущим возникновение отношений по опеке и попечительству, является назначение опекуна или попечителя. Для этого необходимо наличие условий, предусмотренных ст. 29 и 30 ГК РФ. Основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении таких юридических действий в пользу подопечных, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность (ст. 31 и 36 ГК РФ). Немаловажное значение для защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан имеют взаимоотношения опекунов и попечителей с органом опеки и попечительства. В соответствии со ст. 37 ГК РФ орган опеки и попечительства дает предварительное разрешение на совершение опекуном и дачу попечителем согласия на совершение подопечным сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из негодолей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Кроме того, такое же предварительное разрешение требуется и в тех случаях, когда опекун или попечитель намерен расходовать доходы подопечного не на необходимое содержание последнего, а в иных целях.
Однако необходимо отметить, что попечитель ограниченно дееспособного гражданина вообще не имеет права на расходование средств своего подопечного, т.к. тот совершает эти действия сам, но с согласия попечителя. Иными словами, денежные средства, принадлежащие подопечному, должны расходоваться так: необходимые для содержания расходы осуществляются свободно, а все затраты, которые выходят за рамки необходимого, – с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.8
Специальным способом защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, осуществляемым органами опеки и попечительства является их представительство. Представительство опекунов (попечителей) для защиты прав их подопечных вытекает из сущности данных отношений по опеке и попечительству и поэтому не требует выдачи доверенности или иного специального уполномочия. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных. Так, согласно ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных граждан и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Таким документом для опекунов (попечителей) является опекунское удостоверение, а при его отсутствии – решение органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном (попечителем). О.С.
Полномочие представителя может основываться на доверенности (добровольное), законе, административном акте. И хотя указанные представительства различаются по юридическим фактам их порождающих, изменяющих и прекращающих, они совпадают по своему содержанию. Поэтому определение, сформулированное Н.О. Нерсесовым, справедливо ко всем трем формам: «Добровольное представительство есть такое юридическое понятие, где одно лицо, называемое представителем (уполномоченным, поверенным), совершает, заключает сделку от имени другого, принципала (доверителя), на основании полномочия от последнего, причем эта сделка относительно своего содержания, правовых последствий считается первоначальной сделкой самого принципала, не касаясь совершенно личности представителя»
Институт законного представительства, по мнению А.Б. Бабаева, оправдывает свое назначение только для граждан, признанных недееспособными. Он вполне подходит для регулирования отношений, возникающих в процессе совершения юридических действий с имуществом указанной категории граждан.
Законный представитель выступает в сделках от имени и в интересах подопечного, то есть все права и обязанности выступают у самого подопечного. В случае же с представительством ограниченно дееспособных граждан использование такого института неоправданно. Попечитель не обязан заботиться о состоянии здоровья подопечного, об уходе за ним.
Законодатель впервые в ГК РФ установил специальный способ защиты имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан – доверительное управление имуществом. В.А. Дозорцев отмечает, что доверительное управление имуществом подопечных как нельзя лучше подходит для урегулирования отношений по поводу имущества лиц, находящихся под опекой или попечительством
Следует отметить, что в отношении имущества недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, не переданного в доверительное управление, опекун (попечитель) также исполняет обязанности по его защите. Однако при защите прав недееспособного и ограниченно дееспособного гражданина – подопечного задача защиты (охраны) его имущества носит второстепенный характер, на что обращалось внимание в отечественно литературе
Появление в ГК РФ норм о доверительном управлении имуществом подопечных связано в первую очередь с изменением отношений собственности, а именно с расширением круга объектов, принадлежащих гражданам на праве частной собственности. Опекун, исполняющий функции законного представителя, тем не менее не всегда способен именно управлять таким имуществом подопечного, то
есть совершать действия, приумножающие стоимость этого имущества либо сохраняющие ее. Особенно справедливо это в отношении управления ценными бумагами или вкладами в капитале коммерческих организаций.
Сущность опеки и попечительства состоит в закреплении за нуждающимся в
социальной заботе гражданином физического лица, осуществляющего широкий круг действий по оказанию помощи, поскольку в обязанности опекуна (попечителя) входит осуществление таких действий, чтобы положение опекаемого не ухудшалось. Вместе с тем опекун (попечитель) не всегда способен содержать комплекс разнородного имущества (например, ценные бумаги, земельный участок, квартира), требующего специального обращения и ухода, который находится в собственности подопечного. Поэтому законодателем был введен институт доверительного управления имущества. Кроме того, нельзя не отметить, что в случае злоупотребления опекуном (попечителем) своими правами институт опеки и попечительства не способен надлежащим образом обеспечить защиту имущественных интересов подопечного. Так, если опекун
(попечитель) нарушил правила ст. 37 ГК РФ, то помимо прекращения опеки (попечительства) это влечет признание совершенных им действий по распоряжению имуществом недействительными, а также возможность предъявления к нему требования о возмещении убытков, возникших у подопечного лица. И то и другое может оказаться
не вполне эффективным по разным причинам, таким, как, например, дальнейший переход незаконно отчужденного опекуном имущества по иным сделкам и невозможность его возвращения в натуре. У органа опеки и попечительства может не быть возможности всегда своевременно и оперативно решать вопросы управления имуществом недееспособного (ограниченно дееспособного). В такой ситуации договор доверительного управления является удобным правовым инструментом защиты их прав. Доверительный управляющий, получая определенное вознаграждение за свою деятельность (например, процент от прибыли, полу-чаемой при управлении имуществом), будет более заинтересован в успешном ведении дел, нежели государственный орган, который при всем желании не сможет постоянно и в полной мере учитывать интересы всех клиентов (подопечных).
Таким образом, передача имущества, например, ограниченного в дееспособности лица в доверительное управление может оказаться более надежной и безопасной мерой, чем распоряжение этим имуществом одним из его родственников (опекуном). С введением в гражданское законодательство данного института имущественные обязанности опекунов и попечителей ушли на второй план. Доверительный управляющий становится самостоятельной фигурой1, на которую возлагаются функции охраны и приумножения имущества лица, находящегося под опекой (попечительством). Цель установления доверительного управления имуществом подопечного близка к цели установления опеки (попечительства), что позволяет включить специальные нормы о доверительном управлении в институт опеки и попечительства.