Файл: Опека и попечительство как способ защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специальные способы защиты прав недееспособных граждан помимо ГК РФ содержатся и в иных нормативно-правовых актах, например, в Федеральном Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Необходимо отметить его правоохранительную направленность, а не только медицинскую.

Минимальный объем психиатрической помощи и социальной защиты гарантируется государством в ст. 16 названного Закона. Государство обязуется: обеспечить социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними; социально-бытовую помощь и содействие в трудоустройстве; обучение новым профессиям; создание лечебно-производственных предприятий для трудовой терапии и трудоустройства на этих предприятиях, а также специальных производств, цехов и участков с облегченными условиями труда для таких лиц; решение вопросов опеки; консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях; создание общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, а также применять иные способы, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами. Специальным способом защиты прав недееспособных граждан, предусмотренным Законом, можно выделить требование о создании общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. К сожалению, с такими больными психиатрам приходится сталкиваться нередко. При отпадании оснований содержания в стационаре лица, страдающих психическими расстройствами, обычно подлежат выписке, однако отсутствие семьи и близких родственников, которые могли бы взять на себя заботу о них, отсутствие собственного жилья и регистрации резко затрудняют их социальную адаптацию, ставя их перед неразрешимыми, с
учетом имеющегося психического расстройства, бытовыми проблемами и нередко приводят к совершению такими больными общественно опасных действий.

Наиболее адекватной формой социального устройства таких лиц и являются общежития, создаваемые при учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, при лечебно-производственных предприятиях и других государственных предприятиях, использующих труд лиц, страдающих психическими расстройствами. Пребывание в данном общежитии предполагает регистрацию в нем, возможность трудоустройства на общих основаниях либо на одном из предназначенных для этого предприятий. В случае успешной адаптации больной в дальнейшем может жить самостоятельно. Гражданское и жилищное законодательство РФ уделяет особое внимание проблеме защиты жилищных прав недееспособных граждан. При выборе способа защиты

необходимо руководствоваться спецификой защищаемого права.

Помещение гражданина в психоневрологическое учреждение не лишает его права на жилище. Если жилое помещение принадлежит данному лицу на праве собственности, то орган опеки и попечительства обязан предпринять меры по его охране. Средства, вырученные от использования жилого помещения, должны сохраняться на счете недееспособного гражданина. Если же гражданин, признанный недееспособным, проживал в помещении в качестве нанимателя, то право пользования за ним сохраняется9, в то же время администрация учреждения как законный представитель недееспособного вправе заключить от его имени договор поднайма жилого помещения.10

Жилищное законодательство, к сожалению, не предусматривает защиту соответствующего права при отчуждении жилого помещения граждан, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, подобно отчуждению жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 ГК РФ).

Отсутствие в ГК РФ упоминания о правах членов семьи собственника жилья, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, фактически и юридически означает, что их права защищены недостаточным образом. Данное обстоятельство противоречит не только принципу социальной справедливости и здравому смыслу, но и в значительной степени Конституции Российской Федерации, предусматривающей охрану государством прав и свобод человека и гражданина, в том числе и признанного недееспособным либо ограниченно дееспособным. В действующем ГК РФ необходимо закрепить соответствующие нормы для обеспечения надлежащей защиты прав таких граждан.

Специальные способы защиты гражданских прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан представляют собой составной элемент механизма защиты гражданских прав, который обеспечивает возможность достижения цели, стоящей перед институтом защиты, посредством закрепленных законодательством мер (материально-правовых, процессуально-правовых, социальных и др.), обеспеченных действиями юрисдикционных органов, результат которых направлен на пресечение и предупреждение нарушений субъективных прав, а также восстановление прав в случае их нарушения. К специальным способам защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан можно отнести: установление опеки (попечительства); законное представительство; доверительное управление имуществом; недействительность сделок, совершенных недееспособными или ограниченно дееспособными (кроме мелких бытовых) гражданами; запрет завещания своего имущества; согласие попечителя на совершение сделок ограниченно дееспособным лицом; ответственность за вред, причиненный недееспособным гражданином; помещение граждан, страдающих психическими расстройствами, в специализированные лечебные учреждения; создание специальных общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами и потерявших социальные связи; улучшение жилищных условий недееспособных граждан.


Заключение

Институт опеки и попечительства - это достаточно сложный, многофункциональный и специфический правовой институт.

Его назначение определяется в зависимости от того, какие именно интересы и потребности подопечных лиц, подлежат охране в первоочередном порядке. Так опека и попечительство может относиться к форме «устройства» физических лиц (трудовому и жилищному), как для совершеннолетних и несовершеннолетних лиц. Так опека и попечительство своими действиями удовлетворяет как интересы частного лица в самосохранении жизни, здоровья, права, так и интересы общественные, публичные в целом, в сохранении граждан, данного общества (устранение нищенства, детской безнадзорности, снижение уровня алкоголизма, наркомании, преступности в стране). Анализ действующего законодательства об опеке и попечительстве и научной литературы позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Первое что стоит сделать это кодифицировать социальное обеспечение, для выстраивания более наглядной картины и иерархии в направлении опеки и попечительства.

2. Также не стоит забывать о международном сотрудничестве, это даст незаменимый обмен опытом с другими государствами в направлении улучшения опеки и попечительстве.

3. В Федеральном законе № 48 в части 8 статьи 10, при назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. Вместе с тем обязанности по уходу, обучению и воспитанию подопечного опекунов и попечителей делятся меж ними согласно акту органа опеки и попечительства об их назначении или же договором об осуществлении опеки или попечительства. В том случае если обязанности не поделены, опекуны или попечители за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей они несут солидарную ответственность. Из этого следует что, при установлении и осуществлении опеки или попечительства возможна множественность лиц на стороне опекуна или попечителя. Порядок защиты прав и интересов подопечных не урегулирован, в случае если возникли разногласия между опекунами или попечителями, это является недостатком. В таком случае можно закрепить положения, которые при разногласии между опекунами орган опеки и попечительства должен установить представителя для защиты прав и интересов ребенка.


4. Согласно часть 5 статьи 10 ФЗ № 48 преимущественное право быть опекунами и попечителями перед всеми другими лицами отдается бабушкам и дедушкам, родителям и супругам, совершеннолетним детям, внукам, братьям и сестрам совершеннолетнего подопечного.

Из чего следует, что Федеральный закон № 48 закрепил в себе действующий на практике принцип, по которому предпочтение отдавалось близким одственникам в отношении опеки и попечительства. В тоже время ясно, что при подборе опекуна или попечителя необходимо тщательно оценивать намерения лиц. Опекунами или попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане. Когда опекуна или попечителя назначают ребенку, учитываются его нравственные и другие качества, способность его к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношение членов семьи опекуна или попечителя к ребенку, отношения между ребенком опекуном или попечителем и если такое возможно, то учитывают и желание самого ребенка.

Из содержания данной нормы видно, что если есть несколько кандидатов в опекуны, то предпочтение отдается ближайшему родственнику, только если это назначение не противоречит законодательству Российской Федерации.

Интересы подопечного также могут служить критериями в отборе кандидата в роли опекуна или попечителя. К примеру, ч. 5 ст. 13 ФЗ № 48 выделяет, что органы опеки и попечительства принимают акт об отказе в установлении опекуном или попечителем лица, которого указали родители ребенка или же сам ребенок, который достиг четырнадцатилетнего возраста, лишь в том случае, когда это назначение противоречит интересам несовершеннолетнегоили законодательству Российской Федерации.

Поэтому норму статьи 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве» необходимо дополнить указанием на то, что не должен противоречить интересам подопечного, выбор в пользу лиц, которые имеют преимущественное право стать опекуном или

попечителем.

  1. В целях стимулирования и развития опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо закрепить в законодательстве обязанность бывших подопечных содержать своих опекунов или попечителей путем внесения дополнения в п. 3 ст. 96 СК РФ, что позволило бы нетрудоспособным нуждающимся опекунам или попечителям, осуществлявшим опеку (попечительство) на безвозмездной основе, – не получавших в той или иной форме вознаграждения за исполнение своих обязанностей, – рассчитывать на содержание от своих бывших подопечных. Аналогичное положение следует закрепить в Законе «Об опеке и попечительстве».


Реализация этих предложений будет способствовать надлежащему регулированию правоотношений по опеке и попечительству в Российской Федерации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31. – Ст. 4398

  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30.09.2000) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/

  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/

  4. Декларация о праве на развитие» (Принята 04.12.1986 Резолюцией 41/128 на 97 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994

№ 51- ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. - № 32. – Ст. 3301

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 25.12.1995 № 223 – ФЗ

(ред.от 21.11.2022) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 – ФЗ «Об опеке

и попечительстве» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/
Научная и учебная литература

  1. Антокольская, М.В. Семейное право [Текст] / Учебник. 2-е изд. - М.: Юристь, - 2012. – 306 c.

  2. Безгин, В.Б. Опека малолетних и сирот в русском селе (вторая половина XIX века) [Текст] // - М.: Юридический мир, 2014. - № 2.

  3. Беспалов, Ю.Ф. Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними / Беспалов, Ю.Ф., Е.Г. Куропацкая [Текст] // Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ. – 2014. - № 89.

  4. Владимирский – Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права [Текст] / Учебник. 2-е изд. - Ростов н/Д.: - 2009. – 457 с.

  5. Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст] - М.: ИНФРА-М, - 2013.

  6. Евдокимова, Т.П. Совершенствование попечительства [Электронный ресурс] // http/www/gazeta-yurist.ru

  7. Ильина, О.Ю. О критериальном значении интересов ребенка / Интересы ребенка в семейном праве РФ [Текст] // - М.: ОАО ИД «Гродец» - 2016. – 192 с.

  8. Информация о реализации в 2016 году переданных отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству по выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилых помещений несовершеннолетних.

  9. Кнороз, А. И. Некоторые вопросы отстранения опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы Международной науч. конф. - М.: Буки-Веди, - 2014.

  10. Крупейников, К.В. История развития института опеки и попечительства в отечественном гражданском праве / Вестник Московского государственного областного гуманитарного института / Серия: История, философия, политология, право. [Текст] // - М.: - 2012. - № 2.

  11. Локтионова, О.А. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми [Текст] // Образовательная энциклопедия. - М.: - 2011. – 741 с.

  12. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование / Учебное пособие [Текст] / В.П. Мананковой. - М.: Палеотип, 2012.

  13. Нечаева, А.М. Охрана детей-сирот в России / История и современность. [Текст] // - М.: Дом, - 2012.

  14. Нечаева, А.М. О федеральном законе «Об Опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика [Текст] // - М.: Буквоед, 2014. - №7.

  15. Теттенборн, З.Р. Задачи опекунских учреждений по новому праву / Пролетарская революция и право. [Текст] // - М.: - 2012. - № 2 - 4.

  16. Титов, Ю. П., Русская Правда / Хрестоматия по истории государства и права России / Учебное пособие [Текст] // - М.: - 2003. 501 с.

  17. Товмасян, Р. В., Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних: пробелы и противоречия / Вестник ОмГУ. - 2011. - №1. [Электронный ресурс] // http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe- regulirovanie-opeki-i-popechitelstva-v-otnoshenii-nesovershennoletnih-probely-i-protivorechiya

  18. Шершеневич, Г.Ф. Курс гражданского права [Текст] // - Тула: Автограф, 20 11. - 601 с.

  19. Яковлева, Н.В. Правовое регулирование опеки и попечительства // Социальное и пенсионное право [Текст] // - М.: - 2008. - №